Вопрос-ответ от 10.02.2017
Автор: Рыбаков А.

При приеме на работу соискатель отказывается писать автобиографию. Можно ли ему отказать в приеме на работу на этом основании?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: При приеме на работу соискатель отказывается писать автобиографию.

Можно ли ему отказать в приеме на работу на этом основании?

 

ОТВЕТ: Нельзя.

При формировании личного дела документы включаются в него в определенной логической последовательности (п.6 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2).

Среди документов, включаемых в личное дело работника, указана автобиография, которая помещается в дело после личного листка по учету кадров.

Следовательно, автобиография является обязательным документом личного дела.

Отказ от написания автобиографии лицом, поступающим на работу, не является основанием для отказа этому лицу в приеме на работу. Автобиография не относится к числу документов, которые необходимо предъявлять при заключении трудового договора (перечень таких документов установлен в ст.26 Трудового кодекса Республики Беларусь).

При этом личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность) (п.5 вышеуказанной Инструкции).

Таким образом, до подписания трудового договора (контракта), издания соответствующего распорядительного документа о приеме на работу и возникновения установленных в этих документах трудовых отношений лицо, поступающее на работу, в трудовых отношениях с нанимателем не состоит и работником не является. Его будущее личное дело на этом этапе может находиться лишь в стадии формирования.

На этом основании представляется, что автобиография для включения в личное дело работника может быть подготовлена и представлена лицом как до, так и после того, как оно приступило к выполнению трудовой функции, обусловленной трудовым договором (контрактом) и закрепленной в приказе нанимателя о приеме на работу.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июня 2024 г. следует руководствоваться пп.7 и 8 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Минюста от 23.05.2024 № 29.

 

10.02.2017

 

Андрей Рыбаков, кандидат исторических наук, директор Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела