


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При проведении подрядных торгов установлено требование к участникам о наличии опыта работы в Республике Беларусь (закупка строительно-монтажных работ).
Правомерно ли такое требование?
ОТВЕТ: Неправомерно.
С 1 января 2017 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируются нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
![]() |
Справочно Что изменилось в сфере закупок в строительстве с 1 января 2017 г., читайте в: • комментариях к Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380; • комментарии к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108. |
Так, при проведении подрядных торгов при закупке строительно-монтажных работ обязательным является предварительный квалификационный отбор участников (п.17 Положения), когда организатором устанавливаются требования к участникам, включая показатели, учитываемые при оценке участников. Так, показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются:
• наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
• подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке;
• наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов;
• деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором);
• производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов), их состояние, использование прогрессивных технологий и другое);
• наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001;
• наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
• сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности;
• информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года (п.20 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 июня 2018 г. следует руководствоваться п.20 Положения с изменениями, внесенными на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448: «Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов "под ключ", выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются: • наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в случаях и порядке, установленных законодательством; • подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке; • наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов; • деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором); • производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов), их состояние, использование прогрессивных технологий и другое); • наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь; • наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ; • сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности; • информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и другое) за последние три года». |
Приведенный перечень требований (показателей) является исчерпывающим, следовательно, устанавливать иные требования к участникам, включая требование о наличии опыта работы в Республике Беларусь при закупке строительно-монтажных работ, неправомерно. Требование о наличии у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта, может быть установлено при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ (абзац 8 п.19 Положения).
20.01.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»