


Материал помещен в архив
ВОПРОС: При установлении розничной цены на лекарственное средство в соответствии с новым порядком, введенным с 1 июля 2016 г. Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2016 № 228 (далее - Указ № 228), произошло ее незначительное повышение по сравнению с розничной ценой на такое же лекарственное средство, применявшейся до 1 июля 2016 г.
Будет ли данное повышение считаться нарушением законодательства о ценообразовании с учетом указаний, изложенных в письме Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.06.2016 № 11-11/1656 «О разъяснении порядка формирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее - письмо № 11-11/1656)?
ОТВЕТ: Данное повышение нарушением не является.
Основные нормативные правовые акты, которыми следует руководствоваться при установлении и применении цен на лекарственные средства:
• Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее - Указ № 366);
• Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 сентября 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55, в ред. постановления МАРТ от 25.08.2023 № 52. Комментарии см. здесь. |
С 1 июля 2016 г. вступил в силу Указ № 228, внесший изменения в Указ № 366. Суть этих изменений заключается в привязке размеров предельных оптовых и торговых надбавок, применяемых при установлении отпускных и розничных цен, к базовой величине вместо действовавшей ранее привязки к доллару США. При этом произошло снижение размеров предельных оптовых и торговых надбавок для лекарственных средств, у которых отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетная отпускная цена импортера выше 1 базовой величины (см. приложение 1 к Указу № 366 в ныне действующей редакции и редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.).
Таким образом, в большинстве случаев снижение размера торговых надбавок обеспечило с 1 июля 2016 г. снижение розничных цен на лекарственные средства.
При этом на момент перехода от привязки к доллару США к привязке к базовой величине (в вопросе размеров предельных торговых надбавок):
• курс доллара США, установленный Национальным банком Республики Беларусь, составлял около 2 деноминированных рублей (если быть точнее, то 2,005 3 руб.);
• базовая величина составляла 21 деноминированный рублей.
То есть новый ориентир (базовая величина) крупнее прежнего (доллара США) в 10,5 раз. Вместе с тем в приложении 1 к Указу № 366 при изменении привязки 1 базовой величине поставлены в соответствие не 10,5, а 10 долл. США.
В результате образовались интервалы цен, в которых согласно порядку, действовавшему до 1 июля 2016 г., организации следовало переходить на применение более низкого размера предельной торговой надбавки, тогда как согласно порядку, действующему с 1 июля 2016 г., следует применять более высокий размер предельной торговой надбавки (таблица).
Интервалы отпускной цены организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетной отпускной цены импортера за единицу товара, долл. США | Предельный размер торговой надбавки, % | |
применявшийся до 1 июля 2016 г. | применяемый с 1 июля 2016 г. | |
От 5,01 до 5,25 включительно |
25 |
30 |
От 10,01 до 10,50 включительно |
21 |
25 |
От 50,01 до 52,50 включительно |
6 |
10 |
От 100,01 до 105,00 включительно |
2 |
5 |
Таким образом, если отпускная цена организации-изготовителя Республики Беларусь или расчетная отпускная цена импортера за единицу товара попадает в указанные интервалы, то розничная цена, установленная с 1 июля 2016 г., может оказаться выше розничной цены на такое же лекарственное средство, установленное до 1 июля 2016 г.
Данное повышение розничной цены не является нарушением законодательства о ценообразовании, поскольку ограничения, установленные Указом № 228, соблюдены. Такой вывод обоснован несмотря на, то что в письме № 11-11/1656 особое внимание обращается на недопущение роста цен на медицинские товары в связи с:
• введением Указа № 228;
• проведением деноминации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь».
Сделанный вывод основан на том, что:
• во-первых, Указ № 366 и Указ № 228 являются нормативными правовыми актами, а письмо № 11-11/1656 - нет, значит, оно не может ограничивать их применение;
• во-вторых, предписание о недопущении роста цен на медицинские товары (в том числе в связи с введением Указа № 228) направлено на пресечение необоснованного роста цен. Если же цена установлена субъектом хозяйствования в полном соответствии с положениями ныне действующих нормативных правовых актов, то ее увеличение по сравнению с ценой, установленной ранее (до 1 июля 2016 г.), не будет нарушением.
05.09.2016
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»