Всё по одной теме.
Применение норм расхода топлива
В данном материале всесторонне рассмотрены следующие темы:
Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования устанавливаются руководителями организаций и ИП самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (подп.1.1 п.1 постановления Совмина от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива»).
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования регулируется Инструкцией, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141.
Разъяснения по вопросам, связанным с применением Инструкции № 141, поручено давать РУП «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта "Транстехника"»
1. Установление (разработка) норм расхода топлива
1.1. Единицы измерения норм расхода топлива
Используются следующие единицы измерения норм расхода топлива (п.4 Инструкции № 141):
Литр на 100 км пробега (л/100 км) автомобиля, работающего на бензине, дизтопливе или сжиженном углеводородном газе (СУГ) |
Кубический метр на 100 км пробега (м3/100 км) автомобиля, работающего на сжатом природном газе (СПГ) | |||||
|
| |||||
Единицы измерения норм расхода топлива | ||||||
|
| |||||
Литр на машино-час работы трактора, машины, механизма и оборудования (л/маш.-ч) |
Литр на выполнение одной операции трактором, машиной, механизмом и оборудованием |
Справочно Машино-час - фактическое время работы трактора, машины, механизма и оборудования, измеренное в астрономических часах (абз.10 ч.1 п.3 Инструкции № 141). |
Норма расхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих на СУГ или СПГ, при отсутствии установленной нормы расхода СУГ или СПГ принимается выше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели (модификации):
• по СУГ - не более 25 %;
• по СПГ - не более 5 % (п.9 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • На предприятии имеется заправочное оборудование для дизельного топлива. Топливо приобретается по ТТН, в которой отражено его количество в тоннах и литрах с указанием плотности на момент покупки. Как правильно отражать расход топлива и его остатки на складе - в килограммах или в литрах, с учетом плотности либо без? |
1.2. Порядок установления и использования норм расхода топлива
Нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Минтрансом в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих эти модели (модификации) техники. По истечении года нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки (ч.1 п.6 Инструкции № 141).
Затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), при расчете налога на прибыль относятся к нормируемым затратам (подп.1.2 п.1 ст.171 НК; подп.1.1 п.1 постановления № 470; письмо МНС от 15.09.2020 № 2-2-10/01946-1).
Рассчитанные на основании Инструкции № 141 нормы расхода топлива предназначены для использования организациями и ИП, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, при эксплуатации механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.
При использовании автомобилей для международных перевозок норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или ИП (п.2 Инструкции № 141).
Справочно Международные автомобильные перевозки - автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством (абз.14 ч.1 п.3 Инструкции № 141). |
Если организацией (заводом) - изготовителем или ее официальным представителем письменно подтверждено, что конкретная модификация механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования не имеет конструктивных отличий от соответствующей модели механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, влияющих на расход топлива, то применяется норма расхода топлива на соответствующую модель механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования (п.26 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Нормы расхода топлива: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Фактический расход топлива превышает установленную норму: когда можно пересмотреть норму расхода и установить новую. • Разработка норм расхода топлива и удержание за перерасход или недостачу топлива. • Заправляем самоходные машины и списываем топливо по нормам. • Норма расхода топлива, установленная заводом-изготовителем, меньше фактического расхода топлива почти в два раза. Какую норму расхода топлива применять в период до ее разработки специалистами БелНИИТ «Транстехника»? • Как списывать бензин на работу мотоблока «Беларус-09Н-02»? По какой формуле рассчитывать расход топлива? • Обязательно ли устанавливать лимит расхода топлива в месяц по личному автомобилю, используемому руководителем частной организации для служебных целей (на основании заключенного договора)? Если да, то чем регламентировано? • Необходимо ли организациям, не являющимся плательщиком налога на прибыль, разрабатывать и утверждать нормы расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования? • В организации установлены нормы расхода топлива, техника находится в исправном состоянии. Имеет ли право наниматель удержать из заработной платы работника стоимость пережога топлива, израсходованного сверх нормы? • У организации до 2020 года имелись автомобили, по которым нормы расхода топлива были установлены руководителем и не были утверждены законодательно. Организация не учитывала расход топлива по ним при налогообложении прибыли. Обязательно ли применять нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива», если организация не хочет пересчитывать расход топлива за прошлые годы? • Сотрудником организации приобретено топливо для заправки служебного автомобиля за личные денежные средства (оплата проведена с использованием банковской платежной карточки). На следующий день в бухгалтерию был представлен авансовый отчет с приложенной копией платежного документа (чека), выведенной на КСА, используемом на АЗС. Может ли организация в данной ситуации принять к учету топливо и включить в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (поездка носила производственный характер), стоимость приобретенного топлива? • На новый служебный легковой автомобиль руководителем установлена норма расхода топлива (в связи с тем, что утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нормы на этот автомобиль нет). Организация не обращалась за разработкой нормы в аккредитованную лабораторию «Транстехника». В течение какого периода времени организация имеет право учитывать при налогообложении затраты по топливу в пределах норм, утвержденных руководителем? • В постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» на некоторые марки машин действуют нормы расхода топлива в зависимости от двигателя с указанием конкретных моделей. В постановлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 14.11.2019 № 50 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» данное уточнение отсутствует. Как применяются нормы этих двух постановлений? • Организация оказывает услуги сахарному комбинату по погрузке свеклы в вагоны свеклопогрузочной техникой и разгрузке машин на площадке специальными буртоукладочными машинами. На эти виды техники БелНИИТ «Транстехника» отказала в разработке норм расхода топлива. Норму расхода топлива на эти виды техники разработало ГУ «Республиканский нормативно-исследовательский центр». Должны ли быть эти нормы утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь? • Коммерческая организация заключила договор купли-продажи с физическим лицом на покупку автомобиля (б/у). Модель автомобиля - Toyota Highlander 3,5VVT-i (8АКПП) 4WD. В приложении 1 к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности» данный автомобиль поименован в п.1157 с нормой 12,0 Б. Покупаемый автомобиль является гибридом. Можно ли использовать указанную в приложении норму для списания топлива? • Организация имеет транспортные средства - тягачи и полуприцепы и лицензию на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. На один автомобиль разработаны нормы БелНИИТ «Транстехника». Является ли списание топлива на этот автомобиль нормируемыми затратами? • Калькулятор нормативного расхода топлива. • Приказ об утверждении норм расхода топлива (пример). Справочная информация: • Нормы расхода топлива. |
1.3. Временные нормы
Справочно Временная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) - изготовителем в инструкции по эксплуатации данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования (абз.9 ч.1 п.3 Инструкции № 141). |
При отсутствии установленной Минтрансом нормы расхода топлива до ее установления расход топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь учитывается по временной норме в течение срока не более 6 месяцев (ч.1 п.7 Инструкции № 141).
При отсутствии контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива устанавливается руководителем организации или ИП (ч.2 п.7 Инструкции № 141).
Обратите внимание! После выхода постановления № 470 нормы расхода топлива могут устанавливаться руководителями организаций и ИП самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (подп.1.2 п.1 ст.171 НК; подп.1.1 п.1 постановления № 470). В таких условиях предусмотренное Инструкцией № 141 ограничение срока применения временной нормы 6 месяцами фактически утратило силу. |
Расход топлива по временной норме (до установления нормы расхода топлива Минтрансом) учитывается также организациями, осуществляющими свою деятельность за пределами Республики Беларусь, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь (ч.3 п.7 Инструкции № 141).
Справочно Услуги по разработке норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование оказывает БелНИИТ «Транстехника». |
Дополнительно по теме • В декабре 2019 г. организация приобрела транспортное средство. На него отсутствует установленная законодательством норма расхода топлива. Сейчас применяется норма, установленная заводом-изготовителем. Как и по каким нормам организации нормировать топливо и вести учет, чтобы это и было приемлемо при расчете налога на прибыль, и являлось основанием для списания ГСМ на затраты производства в бухучете? • Приказ об утверждении норм расхода топлива (пример). |
2. Случаи повышения норм
2.1. Общие правила
Повышение норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или ИП (п.5 Инструкции № 141).
При необходимости повышения нормы расхода топлива одновременно по нескольким основаниям (если одновременное применение этих оснований не запрещено) нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы (п.15 Инструкции № 141).
2.2. Зимние условия эксплуатации
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации повышение норм расхода топлива может быть не более 10 % (ч.1 подп.10.1 п.10 Инструкции № 141).
Обратите внимание! Данное повышение не применяется в отношении механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т. п.) (ч.2 подп.10.1 п.10 Инструкции № 141). |
Повышение нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
Справочно Линейная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или метрах кубических, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива (абз.4 ч.1 п.3 Инструкции № 141). Зимние условия эксплуатации - эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0 °С (абз.12 ч.1 п.3 Инструкции № 141). |
Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале, форма которого приведена в приложении к Инструкции № 141.
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации или ИП (ч.1, 2 п.8 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Применение норм расхода топлива и электроэнергии в связи с наступлением холодов в 2024 году. • Определение расхода топлива при эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом, выполняющего транспортную работу в зимних условиях. • Организация выпустила автомобиль на линию (осуществляет доставку ТМЦ по кольцевому завозу). На момент выезда ответственное лицо зафиксировало путем замера положительную температуру и установило соответствующую норму списания ГСМ. Автомобиль на пункт замера больше не возвращался. После обеда установилась отрицательная температура воздуха. Вправе ли водитель при списании ГСМ для целей налогового учета применить норму списания с учетом отрицательных температур? • Каким образом и какими приборами делаются замеры отрицательных температур окружающего воздуха для повышения норм расхода топлива при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях? Как применить повышение нормы во второй день, если температура воздуха в первый день - выше 0 °С, а на второй день ниже 0°С? Является ли отрицательным значением температуры 0 °С? • Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха (пример). |
2.3. Эксплуатация автомобиля в городах с численностью населения свыше 100 000 человек
Повышение норм расхода топлива при эксплуатации автомобиля в городах зависит от численности населения (подп.10.2 п.10 Инструкции № 141):
Численность населения в городе | Повышение нормы расхода топлива |
От 100 000 до 300 000 человек |
Не более 5 % |
От 300 000 до 1 млн человек |
Не более 10 % |
От 1 до 3 млн человек |
Не более 15 % |
Свыше 3 млн человек |
Не более 25 % |
Повышение нормы расхода топлива распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • В январе 2020 г. БелНИИТ «Транстехника» по заявке организации разработал норму расхода топлива для автомобиля. Может ли организация применить повышающие коэффициенты (город, кондиционер, коробка-автомат) к данной норме и отнести расходы по списанию топлива с учетом повышающих коэффициентов как учитываемые расходы при исчислении налога на прибыль? |
2.4. Эксплуатация автомобиля с частыми технологическими остановками
При эксплуатации автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на 1 км пробега) повышение норм расхода топлива может быть не более 10 % (подп.10.3 п.10 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • По приказу директора при выполнении пассажирских перевозок по городу применяется норма расхода топлива, увеличенная на 15 %, с учетом численности населения в городе. Можно ли увеличить норму расхода еще на 10 % в случае движения транспортного средства по определенному маршруту в городе с частыми остановками для посадки-высадки пассажиров? Как рассчитать увеличение нормы на 10 %: умножить норму расхода топлива с учетом повышения, учитывающего численность населения в городе, на 10 % или умножить исходную норму на 25 % (15 + 10)? |
2.5. Эксплуатация автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам
При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительных работ, строительстве и обслуживании линий электропередачи и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и т. п.) повышение норм расхода топлива может быть не более 20 % (подп.10.4 п.10 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
2.6. Эксплуатация автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице
При эксплуатации автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более 1 месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или ИП на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь - по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), повышение норм расхода топлива может быть не более 35 % (подп.10.5 п.10 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Организация на служебный телефон получила SMS-сообщение от МЧС, что на дорогах снежные заносы. Вправе ли организация на основании данного сообщения повысить норму списания топлива? |
2.7. Эксплуатация автомобиля по свежеотсыпанному полотну или движущегося со скоростью до 20 км/ч
При эксплуатации автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч повышение норм расхода топлива может быть не более 10 % (подп.10.6 п.10 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Транспортное средство (самосвал) используется для перевозки грунта, песка, щебня, строительного боя на территории строительного участка, где скорость передвижения ограничена 5 км/ч. Можно ли в связи с этим увеличить норму расхода топлива? • Транспортные средства работают на участке строящейся дороги со свежеотсыпанными песком, щебнем и наклоном 10° (в связи со строительством моста). Какое повышение нормы расхода топлива использовать в этом случае? |
2.8. Эксплуатация учебного автомобиля
При эксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта, повышение норм расхода топлива может быть не более 20 %.
При этом не применяется повышение норм расхода топлива, предусмотренное при эксплуатации автомобиля:
• в городах с численностью населения свыше 100 000 человек;
• по свежеотсыпанному полотну или движущегося со скоростью до 20 км/ч (подп.10.7 п.10 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Возмещение стоимости топлива учащимися автошколы. • Сводная ведомость учета фактического расхода топлива (пример). |
2.9. Эксплуатация автомобиля в горной местности
Повышение норм расхода топлива при эксплуатации автомобиля в горной местности зависит от высоты над уровнем моря (подп.10.8 п.10 Инструкции № 141):
Высота над уровнем моря | Повышение нормы расхода топлива |
От 500 до 1 500 м |
Не более 5 % |
От 1 501 до 2 000 м |
Не более 10 % |
От 2 001 до 3 000 м |
Не более 15 % |
Свыше 3 000 м |
Не более 20 % |
Повышение нормы расхода топлива применяется к линейным нормам расхода топлива и нормам расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
2.10. Эксплуатация автомобиля на дорогах, имеющих подъемы 4 % и более
При эксплуатации автомобиля на дорогах, имеющих подъемы 4 % и более, повышение норм расхода топлива может быть не более 10 % (подп.10.9 п.10 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива применяется к линейным нормам расхода топлива и нормам расхода топлива на выполнение транспортной работы (п.14 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Транспортные средства работают на участке строящейся дороги со свежеотсыпанными песком, щебнем и наклоном 10° (в связи со строительством моста). Какое повышение нормы расхода топлива использовать в этом случае? |
2.11. Эксплуатация автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше
При эксплуатации автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/ч, повышение норм расхода топлива может быть не более 5 % (подп.10.10 п.10 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Организация использует в работе легковой автомобиль с багажником, оборудованным на крыше. Можно ли повысить норму расхода топлива на такой автомобиль? |
2.12. Эксплуатация автомобиля оперативного назначения, а также механических транспортных средств, сопровождаемых ими
При эксплуатации автомобиля оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также механических транспортных средств, сопровождаемых ими, повышение норм расхода топлива может быть не более 20 % (подп.10.11 п.10 Инструкции № 141).
2.13. Использование автомобиля в оперативно-розыскной деятельности или охране правопорядка
При использовании автомобиля в оперативно-розыскной деятельности или охране правопорядка повышение норм расхода топлива может быть не более 10 % (подп.10.12 п.10 Инструкции № 141).
2.14. Эксплуатация механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме
При эксплуатации указанных механических транспортных средств повышение норм расхода топлива может быть не более 7 % (подп.10.13 п.10 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • В каких случаях применяют повышение нормы расхода топлива по подп.10.13 п.10 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141? Это должен быть летний период (календарные месяцы) или температура воздуха должна быть выше определенного критерия? • В январе 2020 г. БелНИИТ «Транстехника» по заявке организации разработал норму расхода топлива для автомобиля. Может ли организация применить повышающие коэффициенты (город, кондиционер, коробка-автомат) к данной норме и отнести расходы по списанию топлива с учетом повышающих коэффициентов как учитываемые расходы при исчислении налога на прибыль? |
2.15. Эксплуатация автомобиля, оснащенного АКПП
При эксплуатации автомобиля, оснащенного автоматической коробкой переключения передач, повышение норм расхода топлива может быть не более 6 % от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой переключения передач (подп.10.14 п.10 Инструкции № 141).
Обратите внимание! Данное повышение не применяется, если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП (подп.10.14 п.10 Инструкции № 141). |
Дополнительно по теме • В январе 2020 г. БелНИИТ «Транстехника» по заявке организации разработал норму расхода топлива для автомобиля. Может ли организация применить повышающие коэффициенты (город, кондиционер, коробка-автомат) к данной норме и отнести расходы по списанию топлива с учетом повышающих коэффициентов как учитываемые расходы при исчислении налога на прибыль? |
2.16. Эксплуатация нового автомобиля или прошедшего капремонт
При эксплуатации нового автомобиля или прошедшего капитальный ремонт повышение норм расхода топлива на первую 1 000 км пробега может быть не более 10 % (подп.10.15 п.10 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • На новый служебный легковой автомобиль руководителем установлена норма расхода топлива (в связи с тем, что утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нормы на этот автомобиль нет). Организация не обращалась за разработкой нормы в аккредитованную лабораторию «Транстехника». В течение какого периода времени организация имеет право учитывать при налогообложении затраты по топливу в пределах норм, утвержденных руководителем? |
2.17. Эксплуатация нового или прошедшего капремонт трактора, машины
При эксплуатации нового или прошедшего капитальный ремонт трактора, машины повышение норм расхода топлива на первые 60 маш.-ч работы может быть не более 10 % (подп.10.16 п.10 Инструкции № 141).
2.18. Эксплуатация механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы
При эксплуатации указанной техники повышение норм расхода топлива может быть не более 8 % (подп.10.17 п.10 Инструкции № 141).
Справочно Нормативные сроки службы основных средств утверждены постановлением Минэкономики от 30.09.2011 № 161. |
Дополнительно по теме • Определение расхода топлива при эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом, выполняющего транспортную работу в зимних условиях. • Можно ли увеличить линейную норму расхода топлива на авто с завершенным сроком эксплуатации? • Если транспортное средство эксплуатируется более 10 лет, применяется ли к нему повышение нормы расхода топлива? |
2.19. Перевозка грузов без учета транспортной работы, технологического оборудования или грузов без оформления ТТН
При перевозке грузов грузовым или грузопассажирским автомобилем (кроме самосвала (примечание)) без учета транспортной работы в тонно-километрах, а также при перевозке технологического оборудования или грузов, на которую не оформляется товарно-транспортная накладная, линейная норма расхода топлива повышается не более чем на 10 % (п.11 Инструкции № 141).
3. Случаи понижения норм
3.1. Общие правила
Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Минтрансом (ч.2 п.6 Инструкции № 141).
Понижение норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или ИП (п.5 Инструкции № 141).
При необходимости повышения (понижения) нормы расхода топлива одновременно по нескольким основаниям (если одновременное применение этих оснований не запрещено) нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).
3.2. Эксплуатация автомобиля на дорогах с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта
При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива и норма расхода топлива на выполнение транспортной работы понижаются не более чем на 15 % (за исключением учебной езды) (пп.12, 14 Инструкции № 141).
3.3. Использование дизтоплива с присадкой FP-4000
При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива и норма расхода топлива на выполнение транспортной работы дополнительно понижаются не более чем на 5 % (пп.13, 14 Инструкции № 141).
4. Дополнительный расход топлива
Дополнительный расход топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации (абз.5 ч.1 п.3 Инструкции № 141).
Схематично условия, при которых устанавливается дополнительный расход топлива, можно представить так (п.16 Инструкции № 141):
Дополнительный расход топлива устанавливается: | ||||||||
|
при эксплуатации автомобиля или автопоезда (кроме самосвального), выполняющего транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, на каждые 100 т·км: |
|
бензина - не более 2 л; дизтоплива - не более 1,3 л; СПГ - не более 2 м3; СУГ - не более 2,5 л; при газодизельном цикле - не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизтоплива | |||||
|
при эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке автомобиля, машины и механизма. Линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа, буксируемого автомобиля, машины и механизма): |
| ||||||
|
при простое автомобиля на объектах, условия работы которых предусматривают работу двигателя автомобиля во время стоянки, а также для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, перевозящего детей, при отсутствии автономного отопителя и температуре окружающего воздуха ниже +10°С |
|
на 1 час простоя не более 10 % от линейной нормы расхода топлива | |||||
|
при работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха: |
|
от +10°С до 0°С - не более 50 % продолжительности работы на линии | |||||
|
ниже 0°С - не более 100 % продолжительности работы на линии | |||||||
|
от +10°С и ниже - не более 100 % продолжительности работы на линии (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, перевозящего детей) | |||||||
при запуске дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, работающим на бензине | при положительной температуре окружающего воздуха - не более 3 % от общего расхода дизтоплива; при отрицательной температуре окружающего воздуха - не более 5 % от общего расхода дизтоплива | |||||||
Дополнительно по теме • Определение расхода топлива при эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом, выполняющего транспортную работу в зимних условиях. |
5. Расход топлива в особых случаях, условиях эксплуатации
5.1. Расход бензина на запуск двигателя
При эксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на один запуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха (п.18 Инструкции № 141):
Температура окружающего воздуха | Расход бензина на один запуск двигателя (от линейной нормы) |
Свыше +5°С |
Не более 1 % (для инжекторных двигателей) |
От +5 до -10°С |
Не более 3 % |
Ниже -10°С |
Не более 5 % |
5.2. Перемещение в зонах техобслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ
При перемещении в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ, расход бензина устанавливается в размере не более 10 % от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля (п.23 Инструкции № 141).
5.3. Внутригаражные разъезды и технические надобности
На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячный расход топлива не должен превышать 0,5 % от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии (п.24 Инструкции № 141).
5.4. Эксплуатация учебного автомобиля на автодроме
При эксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством, на автодроме 1 маш.-ч выполнения упражнений приравнивается к расходу топлива на 20 км пробега (п.17 Инструкции № 141).
Дополнительно по теме • Возмещение стоимости топлива учащимися автошколы. • Сводная ведомость учета фактического расхода топлива (пример). |
5.5. Эксплуатация самосвала
Повышение (понижение) расхода топлива зависит от типа самосвала и условий его эксплуатации (пп.19, 20 Инструкции № 141):
Эксплуатация самосвала с самосвальным прицепом или седельного тягача с самосвальным полуприцепом | Эксплуатация самосвала (самосвального автопоезда) с коэффициентом использования грузоподъемности, отличающимся от 0,5 |
Расход топлива повышается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа) и 50 % массы перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5): | Расход топлива повышается или понижается на каждые 100 т·км перевыполненной или недовыполненной транспортной работы по отношению к транспортной работе, выполняемой при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5: |
бензина - не более 2 л; дизтоплива - не более 1,3 л; СПГ - не более 2 м3; СУГ - не более 2,5 л; при газодизельном цикле - не более 1,2 м3 СПГ и не более 0,25 л дизтоплива |
При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда (а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом) повышение расхода топлива на каждую ездку с грузом зависит от грузоподъемности (пп.21, 22 Инструкции № 141):
Грузоподъемность | Повышение расхода топлива | |
при обычной работе | при работе в карьере с маневрированием в местах погрузки и разгрузки | |
До 10 т |
Не более 0,25 л бензина, дизтоплива или СУГ; 0,3 м3 - СПГ |
Не более 0,2 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 - СПГ |
От 10 до 20 т |
Не более 0,5 л дизтоплива |
Не более 0,3 л дизтоплива |
Свыше 20 т |
Не более 1,0 л дизтоплива |
Не более 0,4 л дизтоплива |
Дополнительно по теме • Определение расхода топлива при эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом, выполняющего транспортную работу в зимних условиях. |
5.6. Эксплуатация специального автомобиля
При эксплуатации специального автомобиля, не имеющего конструктивных отличий от аналогичной модели по двигателю, коробке передач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову, снаряженной массе, влияющих на расход топлива, применяется установленная линейная норма расхода топлива на соответствующую модель (модификацию) автомобиля (п.25.1 п.25 Инструкции № 141).
При эксплуатации специального автомобиля, отличающегося от аналогичной модели только снаряженной массой и не имеющего других конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная норма расхода топлива повышается (понижается) на каждую тонну превышения (снижения) массы такого автомобиля: работающего на бензине - не более 2 л; дизельном топливе - не более 1,3 л; СПГ - не более 2 м3; СУГ - не более 2,5 л (п.25.2 п.25 Инструкции № 141).
6. Тест
Нормирование расхода топлива.
Примечание. Линейная норма расхода топлива самосвала установлена с учетом коэффициента использования грузоподъемности 0,5.
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»