Пособие от 04.12.2020
Автор: Амельченя Ю.

Применение преференциальной поправки при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в строительстве


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Применение преференциальной поправки при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в строительстве

При осуществлении закупок товаров (работ, услуг) в строительстве за счет бюджетных и ряда иных средств применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ), а также Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

Преференциальная поправка - предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками (абзац 4 приложения 2 к Указу).

Положением предусмотрены правила применения преференциальной поправки. Так, при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств - членов Евразийского экономического союза;

• 25 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников и доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда участника составляет не менее 25 % (часть первая п.9 Положения).

Условиями применения преференциальной поправки являются:

1) заявление от участника о применении преференциальной поправки;

2) документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки (часть вторая п.9 Положения).

Перечень документов, необходимых для подтверждения преференциальной поправки в размере 15 %, Положением не установлен, но он рекомендован в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.09.2019 № 04-3-05/12377 «О порядке применения преференциальной поправки при проведении процедур закупок в строительстве».

Такими документами являются:

• для товаров, происходящих из Республики Беларусь, - сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями (или копия), или документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями (или копия). Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара;

• для товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, - документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств, или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара;

• для выполнения работ (оказания услуг) - свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, либо аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) стран - членов Евразийского экономического союза, или их копия.

 

внимание

Обратите внимание!

Преференциальная поправка считается подтвержденной, если предлагаемый участником товар совпадает с тем товаром, который указан в упомянутых сертификатах.

 

Также следует учитывать, что такие сертификаты являются срочными документами, и соответственно, необходимо контролировать их срок действия.

Более того, целесообразно и осуществление проверки выданных сертификатов (в Беларуси и России). В частности, можно воспользоваться сервисами проверки представляемых участниками процедур государственных закупок сертификатов, выданных Белорусской торгово-промышленной палатой, по ссылке: https://certs.cci.by/verify/check.do. Российские сертификаты о происхождении формы СТ-1 могут быть проверены по ссылке: https://verification.tpprf.ru.

Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 25 %, являются в совокупности:

• справка, подписанная руководителем организации или уполномоченным им лицом не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда, номеров и сроков действия удостоверений, подтверждающих инвалидность (или ее копия);

• сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями (или его копия) (часть третья п.9 Положения).

К примеру, в самой процедуре участником может быть абсолютно любой субъект, и условием применения преференциальной поправки в размере 25 % будет выступать только факт предложения им товара собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников и доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда участника составляет не менее 25 %, с представлением указанных документов. Если речь о работе и услуге, то следует подтвердить, что такие услуга и работа относятся к работе и услуге собственного производства сможет только участник, являющийся указанной организацией с заявленной численностью инвалидов.

По общему правилу преференциальная поправка применяется и для подрядных торгов, и для торгов на закупку товаров при строительстве, и для переговоров. Но к документации по данным процедурам не предъявляется требование в части включения в нее условий применения преференциальной поправки.

В этой связи в конкурсной документации и документации для переговоров целесообразно указывать на условия применения преференциальной поправки, а также необходимо предусматривать документы, подтверждающие ее применение.

Как отмечается в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.09.2019 № 04-3-05/12377 «О порядке применения преференциальной поправки при проведении процедур закупок в строительстве», конкурсные документы (документация для переговоров), утвержденные заказчиком (организатором), должны содержать в том числе:

• порядок применения преференциальной поправки (например: преференциальная поправка применяется к первоначальной цене предложения участника или к цене предложения откорректированной);

• перечень документов, которые заказчик (организатор) требует для подтверждения права на применение преференциальной поправки;

• требования к сроку действия (выдачи) таких документов и иные требования.

При применении преференциальной поправки в ходе процедур, очевидно, она применяется при оценке и сравнении предложений, поданных участниками, и порядок применения предполагает вычитание (уменьшение цены предложения) цены предложения на соответствующий размер преференциальной поправки.

 

пример ситуация

Пример

Цена предложения участника - 100 руб., преференциальная поправка заявлена и документально подтверждена в размере 25 %.

При применении префпоправки предложение участника сравнивается с другими по цене предложения 75 руб., и если такой участник определяется победителем, то договор с ним заключается по цене предложения - 100 руб.

 

Как отмечается в названном выше письме, преференциальная поправка не применяется в отношении:

1) части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки при строительстве, в том числе ее лотом (частью). Таким образом, преференциальная поправка не применяется к лоту, если участником по такому лоту предлагается товар (работа, услуга), в состав которого одновременно входит товар (работа, услуга) производства государств - членов Евразийского экономического союза и иных государств, не входящих в Евразийский экономический союз.

Если предмет закупки делится на лоты (части), преференциальная поправка применяется к отдельным лотам (частям) в случае, когда участником по такому лоту предлагаются только товары (работы, услуги) производства государств - членов Евразийского экономического союза;

2) товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки. В ситуации, когда все участники заявили о праве на применение преференциальной поправки в размере 15 %, а один участник - в размере 25 %, для сравнения и оценки предложений преференциальная поправка применяется в заявленном каждым из участников размере.

При этом в Положении предусмотрено только одно основание, когда преференциальная поправка не применяется, а именно, в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки. Однако вывод о неприменении преференциальной поправки, если она подтверждена только в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, автор считает логичным и обоснованным.

И поскольку преференциальная поправка установлена на основании Положения (постановления Совета Министров Республики Беларусь), очевидно, что организатор не вправе исключить ее применение в документации и игнорировать условия ее применения.

 

04.12.2020

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, медиатор