


Материал помещен в архив
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Нормативное регулирование
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в связи с закупкой товаров (работ, услуг) для строительства:
• Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон);
• постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778), которым утверждены: Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений; Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте; Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке;
• Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»; |
• постановление Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее - постановление № 235).
• постановление Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 224 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676», которым утверждены: Положение о едином государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой; Положение о Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь.
Государственные закупки
Под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона).
Получателями бюджетных средств являются лица, имеющие право на получение таких средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное их использование (подп.1.44 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК)). Бюджетным кодексом также установлено, что право на получение и использование бюджетных средств предоставляется получателям в соответствии с бюджетной сметой и на основании бюджетной росписи.
Следовательно, для отнесения закупки к государственной необходимо наличие 2 признаков:
1) закупка должна осуществляться полностью или частично (предполагается, что для совершения закупки предусмотрено выделение бюджетных средств, но в связи с их недостатком заказчик осуществляет финансирование дополнительно из иных источников, не относящихся к бюджетным и приравненным к ним) за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов;
2) закупка должна осуществляться лицом, определенным в качестве получателя бюджетных средств, т.е. заказчиком (ст.11 Закона) или организатором (ст.11, 12 Закона).
Закупки за счет средств инновационных фондов
Для определения того, относятся ли закупки за счет средств инновационных фондов к государственным, необходимо правильно понимать термин «инновационный фонд».
В составе республиканского и местных бюджетов с 1 января 2013 г. формируются соответственно республиканские и местные инновационные фонды (подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»). Такие фонды есть государственные целевые бюджетные фонды.
Государственный целевой бюджетный фонд - совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели (подп.1.29 п.1 ст.2 БК).
Таким образом, инновационный фонд составляют бюджетные средства. Следовательно, закупки, финансируемые полностью или частично за счет инновационного фонда, должны осуществляться в соответствии с законодательством о государственных закупках, т.е. выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) должен осуществляться получателями таких средств с применением Закона и постановления № 778.
Процедуры государственных закупок
С учетом указанного выше для выбора поставщика и (или) генерального подрядчика (подрядчика), исполнителя для целей строительства объекта первым получателем бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов должны применяться следующие процедуры государственных закупок.
Закупка из одного источника - в случаях, предусмотренных в приложении к Закону.
Запрос ценовых предложений - при ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете закупки от 300 до 1 000 базовых величин (подп.1.5 п.1 постановления № 778), в т.ч. при государственной закупке товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, которые утверждены постановлением № 778, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (часть вторая п.1 ст.49 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 июля 2013 г. пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров установлено от 300 до 1 000 базовых величин, работ (услуг) - от 300 до 3 000 базовых величин (подп.1.5 п.1 постановления № 778, в редакции постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 543). |
Электронный аукцион - согласно перечню товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденному постановлением № 778 (далее - Перечень товаров, закупаемых с применением электронных аукционов). В данный перечень включен код 45 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» (далее - ОКРБ 007-2007): услуги строительные, кроме особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог в соответствии с ежегодно утверждаемой Государственной инвестиционной программой.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2012 № 83. |
Биржевые торги - согласно перечню товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденному постановлением № 778 (далее - Перечень товаров, закупаемых с применением биржевых торгов).
Конкурс (открытый, закрытый) - применяется в случаях, не предусмотренных Законом для применения иных видов процедур государственных закупок (п.2 ст.32, ст.40 Закона).
Вывод. При закупке услуг строительных, а также товаров, включенных в проектно-сметную (сметную) документацию, указанных в Перечне товаров, закупаемых с применением электронных аукционов, и Перечне товаров, закупаемых с применением биржевых торгов, в иных случаях в рамках Закона в связи со строительством объекта первый получатель бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов должен применять соответствующую процедуру государственной закупки.
Применение Указа № 58 и постановления № 235
Закон и постановление № 778 не содержат в себе таких понятий, как «подрядные торги» и «процедура переговоров», так как данные процедуры не регламентированы указанными нормативными актами, и с учетом изменений, которые были внесены в Указ № 58 Указом Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576), из сферы действия Указа № 58 и постановления № 235 были выведены закупки за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов. Закупки за счет указанных средств с 1 января 2013 г. должны осуществляться с применением Закона и постановления № 778.
Указ № 58 и постановление № 235 с 1 января 2013 г. субъекты хозяйствования обязаны применять для закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов за счет таких источников финансирования, как:
• внешние государственные займы, внешние займы, привлекаемые под гарантии Правительства РБ, кредиты банков Республики Беларусь, выдаваемые под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;
• иные источники, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более (подп.2.1 п.2 Указа № 576).
![]() |
Обратите внимание! Существенное отличие выделения финансирования по Закону и Указу № 58 в том, что по Закону денежные средства выделяются для закупки предмета закупки, который определяется с учетом однородности, степень которой определяется подвидом ОКРБ 007-2007, а для применения Указа № 58 и соответственно постановления № 235 принимаются во внимание 2 фактора: 1) источник финансирования; 2) стоимость объекта строительства, определяемая как совокупная стоимость всех товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объекта, рассчитанная с применением постановления № 235, а также согласно проектно-сметной документации (п.3 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением № 235). |
При этом возникает проблема правильного понимания, для кого обязательно применение Закона и постановления № 778, а для кого - Указа № 58 и постановления № 235 с учетом формулировки, использованной в подп.2.1 п.2 Указа № 576: за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
Как отмечено выше, по Закону деньги выделяются для закупки предметов закупки, но в Законе и в постановлении № 778 нет указания на то, что деньги выделяются на объект строительства.
Следует обратить внимание на формулировку части первой п.1 Указа № 58 и содержащиеся в ней термины и их значения: «проведение подрядных торгов… является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в том числе возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ...».
Таким образом, в приведенных выше формулировках речь идет об одном и том же, только с применением терминов разных нормативных актов, которые, если совместить, получается, что выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, осуществляется посредством проведения соответствующей процедуры государственной закупки, но никак не подрядных торгов и переговоров.
Для полноты понимания следует отметить указание на частичное обеспечение средствами.
В данном случае «частично» означает, что если стоимость работ подрядчика превышает сумму финансирования из бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то заказчик для целей строительства объекта привлекает иные источники финансирования. При таком смешении источников финансирования обязательно применение процедур государственных закупок для выбора подрядчика для строительства объекта.
Однако выбор подрядчика осуществляется заказчиком (организатором), как первым получателем указанных выше источников финансирования.
Второй получатель средств - определенный по итогам проведения процедуры государственной закупки подрядчик. Для такого подрядчика де-юре указанные средства будут «иными», в связи с чем для совершения закупок товаров (работ, услуг) выбранным подрядчиком должны применяться процедуры подрядных торгов в случаях, определенных Указом № 58, и процедуры переговоров в случаях, предусмотренных постановлением № 235.
Вывод. Государственные закупки исключены из сферы действия законодательства, регулировавшего ранее порядок таких закупок при строительстве объектов. Сейчас государственные закупки по выбору подрядчиков на строительство объектов должны проводиться заказчиком (организатором) в соответствии с Законом и постановлением № 778. Закупки для строительства, осуществляемые подрядчиками, которые определены заказчиком (организатором), должны осуществляться с применением Указа № 58 и постановления № 235.
С учетом того что закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектно-сметной (сметной) документации, определяющей перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта (часть третья п.1 Указа № 58), закупки товаров для строительства должны осуществляться с применением нормативных актов, которые прямо регулируют такие отношения, а именно:
• Указ № 58;
• постановление № 235.
Однако для принятия решения о применении Указа № 58 и постановления № 235 следует обратить внимание, что для определения способа закупки (торги или переговоры) товаров (выбора субподрядчика) учитываются следующие основные критерии:
• источник финансирования объекта строительства;
• стоимость каждого вида закупаемых товаров;
• стоимость строительства объекта;
• указание заказчиком (организатором) в документах на процедуру закупки и соответственно в договоре строительного подряда обязательность применения процедуры торгов для определения субподрядчика. При отсутствии такого указания по умолчанию согласно абзацу второму части третьей п.10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением № 235 (далее - Положение о торгах), применяется процедура переговоров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 февраля 2014 г. вместо Положения о торгах следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. |
Таким образом, для подрядчика (генерального подрядчика) обязательно проведение процедуры подрядных торгов на выбор субподрядчика (субподрядчиков) в случае, если это:
• прямо указано в документах по процедуре государственной закупки;
• в конкурсной документации при применении организатором торгов Указа № 58 и постановления № 235 в связи с наличием источников финансирования, указанных в п.1 Указа № 58;
• предусмотрено в заключенном по итогам проведенной процедуры договоре строительного подряда.
В ином случае применяется процедура переговоров.
Как отмечено выше, средства, поступающие на счет подрядчика, являются для него по определению «иными источниками» финансирования. В связи с чем за счет таких «иных источников» в настоящее время подрядчик применяет процедуру переговоров для:
• заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);
• поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;
• если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов. Применяется в случае, если для подрядчика было обязательным проведение процедуры торгов;
• размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, осуществляемых в военных целях;
• использования подрядчиком - победителем подрядных торгов товаров, являющихся продукцией его дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых обществ (часть третья п.10 Положения о торгах).
Пунктом 11 Положения о торгах установлено, что, если проведение подрядных торгов или переговоров при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, подрядчик вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном Положением о торгах.
Поскольку де-юре средства, получаемые подрядчиком, - это «иные источники», но эти же средства для целей выбора заказчиком (организатором) подрядчика будут бюджетными средствами, целесообразно и весьма разумно выбранным подрядчикам в случаях, когда нет обязанности применения процедуры торгов и (или) процедуры переговоров, назначать и проводить такие процедуры.
Тем более что согласно п.6 ст.20 Закона не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте):
• технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в т.ч. в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
• товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части которых составляют государственные секреты.
Следовательно, при проведении государственной закупки заказчик (организатор) предметом такой закупки может сделать выбор подрядчика на строительство объекта, в т.ч. и на закупку необходимых для этого строительства товаров (работ, услуг).
![]() |
Обратите внимание! В такой ситуации у определенного по итогам процедуры государственной закупки подрядчика (генерального подрядчика) возникает с учетом указанного выше обязанность применения процедуры торгов и переговоров с учетом норм Указа № 58 и постановления № 235. Следовательно, такой подрядчик (генеральный подрядчик) не применяет Закон и постановление № 778, так как государственные средства будут таковыми для заказчика (организатора), как первого получателя средств, а для выбранного подрядчика (генерального подрядчика) эти средства - «иные источники» финансирования. |
![]() |
Справочно На эту же тему см. письмо Минэкономики РБ от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов». |
12.03.2013
Антон Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»
Анна Богатко, старший преподаватель филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске