Пособие от 22.02.2017
Автор: Сидляревская Т.

Применять нормативы расхода ресурсов обязательно, даже если строительство осуществляется без привлечения бюджетных средств


 

Материал помещен в архив

 

ПРИМЕНЯТЬ НОРМАТИВЫ РАСХОДА РЕСУРСОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Ситуация

Финансирование строительства будет осуществляться за счет собственных средств заказчика, то есть без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств.

Обязательно ли применение нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении при определении сметной стоимости строительства?

 

Обязательно.

Общие вопросы применения нормативов расхода ресурсов

Сметная документация на строительство объектов независимо от источника финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов (НРР), утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г., в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361).

Так, в части первой подп.1.1 п.1 Указа № 361 указано требование о необходимости разработки сметной документации на строительство объектов независимо от источников финансирования на основании НРР.

При этом Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, обязательна для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки (п.2 вышеуказанной Инструкции).

В соответствии с п.4 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, НРР подразделяются на следующие группы:

• общереспубликанские;

• ведомственные;

• производственные.

Общереспубликанские НРР, разработанные организациями, уполномоченными Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры), и ведомственные НРР, разработанные организациями, уполномоченными республиканскими органами государственного управления, согласованные с постоянно действующим или создаваемым на период разработки научно-техническим советом соответствующего республиканского органа государственного управления, рассматриваются межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры и Министерстве экономики Республики Беларусь.

Рекомендованные названной межведомственной комиссией НРР утверждаются:

• общереспубликанские - Минстройархитектуры;

• ведомственные - соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Минстройархитектуры.

К производственным нормативам расхода ресурсов относятся утверждаемые организацией НРР, разрабатываемые с учетом требований технических нормативных правовых актов, применяемых в строительстве, проектных решений, а также условий деятельности конкретной организации.

 

Обратите внимание!

В Указе № 361 не сказано, что сметная документация независимо от источников финансирования должна разрабатываться на основании НРР, утверждаемых Минстройархитектуры.

Общереспубликанские и ведомственные НРР обязательны для применения при разработке сметной документации по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

В случае отсутствия указанных нормативов расхода ресурсов при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств, могут применяться производственные НРР.

 

По объектам, финансирование которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, заказчик (застройщик) должен самостоятельно определить, какие НРР (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применять при составлении сметной документации, и указать эту информацию в задании на проектирование.

Таким образом, согласно подп.1.1 п.1 Указа № 361 даже при условии строительства объектов, финансируемых без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, архитектурно-планировочное задание по которым получено после 1 января 2012 г., сметная документация должна разрабатываться на основании одной из групп НРР (общереспубликанских, ведомственных или производственных), то есть применение ресурсно-сметных норм в базисных ценах 1991 или 2006 года не допускается.

Нормативы расхода ресурсов 2012 года и нормативы расхода ресурсов 2017 года

С 1 января 2017 г. введены в действие новые нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - НРР 2017) и методические указания по их применению.

Нормативы расхода ресурсов 2012 года применяются в том числе при уточнении сметной стоимости строительства:

• по объектам, проектно-сметная документация на строительство которых утверждена в установленном порядке и заключены договоры строительного подряда до 1 января 2017 г.;

• по объектам, на которые разработана сметная документация, но не заключены договоры строительного подряда и не проведены торги в строительстве (по объектам, при строительстве которых проведение торгов является обязательным) до 1 января 2017 г., - по усмотрению заказчика.

Нормативы расхода ресурсов 2017 применяются:

• по объектам, на которые разработана сметная документация, но не заключены договоры строительного подряда и не проведены торги в строительстве (по объектам, при строительстве которых проведение торгов является обязательным) до 1 января 2017 г., - по усмотрению заказчика;

• по объектам, на которые сметная документация разрабатывается после 1 января 2017 г.

 

Обратите внимание!

Уточнение сметной стоимости строительства производится за счет непредвиденных расходов и затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства и (или) за счет средств заказчика (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.01.2017 № 04-3-03/1442 «О разъяснении»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

18 июля 2017 г. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в дополнение к письму № 04-3-03/1442 опубликовало письмо от 18.07.2017 № 04-3-03/9322 «О разъяснении законодательства».

 

22.02.2017

 

Татьяна Сидляревская, инженер производственно-технического отдела