


Материал помещен в архив
ПРИМЕНЯТЬ НОРМАТИВЫ РАСХОДА РЕСУРСОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
![]() |
Ситуация Финансирование строительства будет осуществляться за счет собственных средств заказчика, то есть без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств. Обязательно ли применение нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении при определении сметной стоимости строительства? |
Обязательно.
Общие вопросы применения нормативов расхода ресурсов
Сметная документация на строительство объектов независимо от источника финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов (НРР), утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г., в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361).
Так, в части первой подп.1.1 п.1 Указа № 361 указано требование о необходимости разработки сметной документации на строительство объектов независимо от источников финансирования на основании НРР.
При этом Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, обязательна для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки (п.2 вышеуказанной Инструкции).
В соответствии с п.4 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, НРР подразделяются на следующие группы:
• общереспубликанские;
• ведомственные;
• производственные.
Общереспубликанские НРР, разработанные организациями, уполномоченными Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры), и ведомственные НРР, разработанные организациями, уполномоченными республиканскими органами государственного управления, согласованные с постоянно действующим или создаваемым на период разработки научно-техническим советом соответствующего республиканского органа государственного управления, рассматриваются межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры и Министерстве экономики Республики Беларусь.
Рекомендованные названной межведомственной комиссией НРР утверждаются:
• общереспубликанские - Минстройархитектуры;
• ведомственные - соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Минстройархитектуры.
К производственным нормативам расхода ресурсов относятся утверждаемые организацией НРР, разрабатываемые с учетом требований технических нормативных правовых актов, применяемых в строительстве, проектных решений, а также условий деятельности конкретной организации.
![]() |
Обратите внимание! В Указе № 361 не сказано, что сметная документация независимо от источников финансирования должна разрабатываться на основании НРР, утверждаемых Минстройархитектуры. Общереспубликанские и ведомственные НРР обязательны для применения при разработке сметной документации по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. В случае отсутствия указанных нормативов расхода ресурсов при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств, могут применяться производственные НРР. |
По объектам, финансирование которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, заказчик (застройщик) должен самостоятельно определить, какие НРР (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применять при составлении сметной документации, и указать эту информацию в задании на проектирование.
Таким образом, согласно подп.1.1 п.1 Указа № 361 даже при условии строительства объектов, финансируемых без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, архитектурно-планировочное задание по которым получено после 1 января 2012 г., сметная документация должна разрабатываться на основании одной из групп НРР (общереспубликанских, ведомственных или производственных), то есть применение ресурсно-сметных норм в базисных ценах 1991 или 2006 года не допускается.
Нормативы расхода ресурсов 2012 года и нормативы расхода ресурсов 2017 года
С 1 января 2017 г. введены в действие новые нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - НРР 2017) и методические указания по их применению.
Нормативы расхода ресурсов 2012 года применяются в том числе при уточнении сметной стоимости строительства:
• по объектам, проектно-сметная документация на строительство которых утверждена в установленном порядке и заключены договоры строительного подряда до 1 января 2017 г.;
• по объектам, на которые разработана сметная документация, но не заключены договоры строительного подряда и не проведены торги в строительстве (по объектам, при строительстве которых проведение торгов является обязательным) до 1 января 2017 г., - по усмотрению заказчика.
Нормативы расхода ресурсов 2017 применяются:
• по объектам, на которые разработана сметная документация, но не заключены договоры строительного подряда и не проведены торги в строительстве (по объектам, при строительстве которых проведение торгов является обязательным) до 1 января 2017 г., - по усмотрению заказчика;
• по объектам, на которые сметная документация разрабатывается после 1 января 2017 г.
![]() |
Обратите внимание! Уточнение сметной стоимости строительства производится за счет непредвиденных расходов и затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства и (или) за счет средств заказчика (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.01.2017 № 04-3-03/1442 «О разъяснении»).
От редакции «Бизнес-Инфо» 18 июля 2017 г. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в дополнение к письму № 04-3-03/1442 опубликовало письмо от 18.07.2017 № 04-3-03/9322 «О разъяснении законодательства». |
22.02.2017
Татьяна Сидляревская, инженер производственно-технического отдела