Пособие от 11.02.2016
Автор: Навойчик Ю.

Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ВЛЕКУЩИХ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТАТЬЕ 21.19 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 20 до 300 базовых величин (ст.21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь.

 

Пример 1

Архитектурная деятельность - деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, осуществлению авторского надзора за строительством (абзац 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).

Проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта - взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, ремонта, благоустройства объекта и представляющие собой обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект, строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями проектирования (абзац 24 ст.1 Закона № 300-З).

Пунктом 1 ст.51 Закона № 300-З установлено, что возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

Обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) подвергаются государственной экспертизе, осуществляемой на платной основе в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Смета (сметная документация) строительного проекта по объекту, финансируемому с привлечением средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, подвергается обязательной государственной экспертизе.

Проведение государственной экспертизы обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь при наличии в случаях, установленных законодательством, положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы условий труда и государственной экспертизы энергетической эффективности (п.1 ст.32 Закона № 300-З).

В случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность ее разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства, определенной проектной документацией, проводятся повторная государственная экспертиза и повторное утверждение обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). Повторная государственная экспертиза проводится в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (п.4 ст.32 Закона № 300-З).

Вместе с тем в нарушение требований указанных выше нормативных правовых актов при значительном изменении технико-экономических показателей объекта унитарным предприятием (УП) «С» не были внесены соответствующие изменения в ранее разработанный и утвержденный архитектурный проект.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. абзацы 2 и 24 ст.1, ст.32, глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложены в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З.

 

Пример 2

Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (п.1 ст.51 Закона № 300-З).

Однако проектно-сметная документация на переоборудование здания хранилища под участок сортировки и переработки вторичных материальных ресурсов не разрабатывалась.

Реконструкция объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (п.3.3.9 ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/164070/203187)).

Таким образом, в нарушение требований ст.51 Закона № 300-З УП не была получена проектно-сметная документация на переоборудование здания хранилища под участок сортировки и переработки вторичных материальных ресурсов.

 

Пример 3

Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:

• требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;

• требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке (п.2 ст.2 Закона № 300-З).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 утверждено Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (далее - постановление № 1476; Положение № 1476).

Государственной экспертизе, проводимой в соответствии с Положением № 1476, подлежат:

• градостроительные проекты, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация);

• разделы и отдельные технические решения строительных проектов объектов первого-четвертого классов сложности, оценка надежности и безопасности которых возможна после их детальной проработки. Решение об объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражается в выводах заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту;

• строительные проекты (при проектировании в две стадии), выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация) на строительство объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (часть первая п.11 Положения № 1476).

Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы.

Утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.

Утверждению подлежат:

• архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);

• проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;

• сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строительства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов), а также объекта в целом;

• проектная документация в качестве типового проекта (пп.40-42 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением № 1476).

Организацией в нарушение п.2 ст.2, п.2 ст.53 Закона № 300-З, абзаца 3 части первой п.11 Положения № 1476 в июле 2015 г. было допущено осуществление работ по установке, настройке и вводу в эксплуатацию объекта за счет средств бюджета по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. действует новое Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Пример 4

Без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и без согласования со службой технической эксплуатации при эксплуатации зданий не допускается производить в том числе:

• изменение проектных решений ограждающих конструкций и их элементов (стен, ворот, окон, дверей, фонарей, покрытий и кровель и т. п.);

• замену или модернизацию технологического или инженерного оборудования и изменение схем их размещения;

• изменение конструкций или схем размещения технологических и инженерных коммуникаций (абзацы 7, 13, 14 п.4.12 ТКП 45-1.04-208-2010 (02250) «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики от 15.07.2010 № 267; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252461/350124)).

Между тем в нарушение требований п.4.12 ТКП 45-1.04-208-2010 без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, было произведено:

• изменение проектных решений элементов ограждающих конструкций (замена створчатых ворот в складском помещении на роллетные ворота);

• изменение конструкций или схем размещения технологических и инженерных коммуникаций (устройство внутренней водопроводной сети; устройство сетей канализации; устройство внутренних сетей электроснабжения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 марта 2021 г. действуют СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64.

 

11.02.2016

 

Юрий Навойчик, юрист

 

По этой теме также см.:

1. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

2. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

3. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

5. Пример нарушения, выявленного органами ведомственного контроля и влекущего административную ответственность по статье 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.