Пособие от 11.02.2016
Автор: Навойчик Ю.

Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ВЛЕКУЩИХ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТАТЬЕ 21.6 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 6 до 15 базовых величин.

Эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин (пп.1-3 ст.21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Пример 1

В состав приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика - в случае заключения договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, балансодержателей при строительстве объектов внутри капитальных зданий и сооружений, местного исполнительного и распорядительного органа.

В случае невключения в состав приемочной комиссии указанных представителей приемка объекта в эксплуатацию не допускается (части первая, вторая п.18 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716, далее - Положение № 716).

Таким образом, при невключении в состав приемочной комиссии представителя местного и распорядительного органа данной комиссией в нарушение требований п.18 Положения № 716 была произведена приемка объекта.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 мая 2017 г. следует руководствоваться частью первой п.18 Положения № 716 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2017 № 377. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Пример 2

Приемка объекта комиссией была осуществлена с нарушением требований законодательства.

Соответствие принимаемого в эксплуатацию объекта проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности не было подтверждено районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды и районным центром гигиены и эпидемиологии.

С учетом изложенного председателем и членами комиссии было допущено нарушение требований пп.20 и 22 Положения № 716, а также требований ст.2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2018 г. следует руководствоваться п.20 Положения № 716 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Пример 3

Выпускаемые в обращение сооружения подлежат обязательному подтверждению соответствия (декларированию) (п.1 ст.7 технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, далее - ТР 2009/013/BY).

Принятие декларации о соответствии сооружения производится заказчиком (застройщиком) или его уполномоченным представителем после завершения строительства до приемки сооружения в эксплуатацию согласно требованиям п.4.6 ТКП 5.2.25-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Регистрация деклараций о соответствии проектной документации, зданий и сооружений», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.07.2012 № 42 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/283636/381440), и п.9 Методических рекомендаций по применению технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.11.2012 № 33 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п.4.11, приложением А к ТКП 5.2.25-2012 декларация о соответствии должна содержать информацию о документах, являющихся основанием для ее принятия, и организации, выдавшей их.

Фактически в нарушение обязательных требований ст.7 ТР 2009/013/BY, п.4.11, приложения А к ТКП 5.2.25-2012, п.9 Методических рекомендаций в декларации были указаны эксплуатационно-технический паспорт и комплект технической документации без наименования организаций, выдавших эти документы, то есть на день принятия в эксплуатацию объекта приемка его в эксплуатацию осуществлялась при наличии недействующей декларации о соответствии, чем был нарушен п.19 Положения № 716.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2018 г. ТКП 5.2.25-2012 отменен на основании постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 01.10.2018 № 53.

 

Пример 4

Приемка объекта в эксплуатацию была оформлена актом приемки от 30.05.2015.

По завершенному строительством объекту получены заключения о соответствии проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов:

• райгоринспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды от 31.05.2015;

• зонального центра гигиены и эпидемиологии от 29.05.2015;

• инспекции Департамента контроля и надзора за строительством от 25.06.2015.

Однако данный акт приемки без наличия по состоянию на 30 мая 2015 г. заключений о соответствии проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов горрайотдела по чрезвычайным ситуациям, райгоринспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством членами приемочной комиссии был подписан.

Акт приемки в эксплуатацию объекта от 30.05.2015 был утвержден приказом директора от 30.06.2015, то есть по истечении 30 дней после его подписания.

С учетом изложенного в соответствии с п.8 Положения № 716 объект являлся непринятым в эксплуатацию в соответствии с установленным порядком. В нарушение требований части второй п.7 Положения № 716 акт приемки в эксплуатацию объекта был утвержден по истечении установленного 15-дневного срока.

В то же время с января 2015 г. обществом была допущена эксплуатация объекта. Так, арендатором общества с ограниченной ответственностью (ООО) «П» на основании договора аренды от 01.01.2015 осуществлялась эксплуатация здания цеха (работали работники, складировались материалы, готовые изделия, работало смонтированное оборудование). В административном здании функционировала администрация ООО «П» и его службы (бухгалтерия, отдел кадров, планово-технический отдел и др.).

 

Пример 5

Строительным проектом реконструкции мойки было предусмотрено выполнение комплекса работ по модернизации инженерного оборудования существующей мойки и ремонту здания: замена окон; увеличение высоты проемов; замена ворот; ремонт помещения; ремонт кровли, устройство отмостки.

Согласно актам сдачи-приемки выполненных строительных и иных специализированных работ были выполнены следующие строительно-монтажные работы по реконструкции мойки: по устройству приямков; устройству покрытий мозаичных; разборке кирпичных стен; разборке облицовки стен из керамической плитки; разборке деревянных проемов оконных и дверных; монтажу технологического оборудования и ворот; работы по электрооборудованию и электроосвещению; по установке очистки воды.

Вместе с тем по объекту «Реконструкция здания мойки» не были выполнены работы по устройству теплоизоляции наружных стен, ремонту кровли, замене внутренней отделки, которые предусмотрены проектной документацией.

Данный объект в эксплуатацию не был принят приемочной комиссией в установленном порядке (отсутствовали приказы о назначении приемочной комиссии, об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию, а также сам акт приемки в эксплуатацию данного объекта по форме, утвержденной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь), но при этом объект эксплуатировался (в здании осуществлялась мойка собственных автомобилей, а также оказывались услуги сторонним организациям), чем были нарушены требования пп.3, 6-8, 16-18 Положения № 716.

 

11.02.2016

 

Юрий Навойчик, юрист