


Материал помещен в архив
ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОРГАНАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ВЛЕКУЩИХ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТАТЬЕ 21.7 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения.
То же деяние, совершенное заказчиком, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 50 % от суммы завышения (части 1 и 2 ст.21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
Пример 1 Во исполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.2012 № 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве» ежегодно устанавливаются среднегодовые прогнозные индексы цен в строительстве на соответствующий год. Однако для расчета стоимости выполненных работ необходим среднемесячный прогнозный индекс, рассчитанный на основе среднегодового, утвержденного Министерством экономики Республики Беларусь. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь регулирует цены на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»). Проверкой актов сдачи-приемки выполненных работ по объектам текущего ремонта было установлено, что заказчик и подрядные строительные организации при составлении актов сдачи-приемки выполненных работ применяли неправильные ежемесячные прогнозные индексы цен, что приводило к завышению стоимости работ. |
![]() |
Пример 2 По результатам контрольного обмера по объекту «Текущий ремонт фасадов жилого дома» было установлено завышение стоимости выполненных ремонтных работ. Так, в акт сдачи-приемки выполненных работ были включены фактически не выполнявшиеся работы: • подготовка поверхности стен и откосов с лесов площадью 5 м2 (расценка Е26-112-1); • огрунтовка поверхности стен с лесов площадью 5 м2 (расценка Е26-113-1); • устройство выравнивающего слоя под утеплитель в количестве 5 м2 (расценка Е26-121-1); • теплоизоляция наружных поверхностей плитами пенополистирольными на клею на прямолинейных поверхностях с лесов площадью 5 м2 (расценка Е26-112-1); • устройство капельника в количестве 3 пог. м (расценка Е26-82-1); • герметизация стыков силиконом в количестве 3 пог. м (расценка Е9-521-1). Завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги: • стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком; • не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями; • фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные (подп.1.1.1-1.1.3 п.1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства»). |
![]() |
Пример 3 Цена материалов определяется на основании текущих цен с учетом данных мониторинга. При отсутствии данных мониторинга по ценам на материальные ресурсы - по текущим ценам производителя материалов на территории республики, а в случае отсутствия производителя - поставщика материалов. Транспортные расходы, включая и заготовительно-складские расходы, определяются от стоимости материалов по процентной норме (подп.8.3 п.8 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, далее - Инструкция № 51). В то же время закупка строительных материалов на объекты текущего ремонта осуществлялась не у организаций - изготовителей Республики Беларусь или импортеров, а у индивидуальных предпринимателей и других посреднических структур. |
![]() |
Пример 4 Согласно локальной смете было предусмотрено использовать 1 000 т асфальтогранулята, при этом транспортные расходы на транспортировку 1 т указанного материала согласно калькуляции стоимости материалов, конструкций и изделий были определены в размере 4 702 руб. в базисных ценах 2006 года. Транспортные затраты по доставке материалов рассчитываются в составе сметной цены материалов и включаются в сметную стоимость исходя из расстояния, принятого для соответствующей зоны строительства, и класса груза по Сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным и железнодорожным транспортом с применением индекса изменения тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом республиканского сообщения (подп.2.4.4 п.2 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444 (РСН 8.01.105-2007)). РСН 8.01.105-2007 устанавливают порядок определения стоимости строительства в текущем уровне цен, порядок расчета и применения индексов цен в строительстве. РСН 8.01.105-2007 обязательны для применения организациями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (подп.1.2 п.1 РСН 8.01.105-2007). Согласно подп.3.5 п.3 Сборника сметных цен на перевозку грузов автомобильным и железнодорожным транспортом (РСН 8.06.106-2007), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 № 364, при определении сметной стоимости перевозки строительных материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом тарифы на перевозку грузов определяются исходя из расстояния перевозки и класса груза в соответствии с таблицами 3.3-3.7 РСН 8.06.106-2007. Согласно таблице 3.5 РСН 8.06.106-2007 при перевозке груза I класса на расстояние 20 км тариф перевозки за 1 т определен в размере 4 702 руб. в базисных ценах 2006 года. Таким образом, сметная стоимость расходов на транспортировку асфальтогранулята, предусмотренная локальной сметой, была рассчитана в соответствии с РСН 8.01.105-2007 и РСН 8.06.106-2007. Согласно актам выполненных работ (форма С-2) и справкам о стоимости выполненных работ (форма С-3) сметная стоимость транспортировки асфальтогранулята в базисных ценах 2006 года была рассчитана исходя из стоимости перевозки 1 т указанного материала на расстояние 20 км (применен тариф перевозки за 1 т, равный 4 702 руб. в базисных ценах 2006 года). Фактически асфальтогранулят перевозился на объект на расстояние 15 км. В то же время согласно таблице 3.5 РСН 8.06.106-2007 при определении транспортных затрат на перевозку материалов на расстояние 15 км (для груза I класса) тариф за 1 т необходимо было применять в размере 3 724 руб. в ценах 2006 года. |
![]() |
Пример 5 Проектно-сметной документацией при строительстве объекта было предусмотрено выполнение следующих строительно-монтажных работ: • устройство однослойных асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см по расценке Е27-55-1 в количестве 40 м2; • устройство однослойных асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 0,5 см по расценке Е27-55-2 в количестве 80 м2 (далее - вышеуказанные работы). Вместе с тем согласно актам выполненных работ (форма С-2) и справкам о стоимости выполненных работ (форма С-3) подрядчиком при строительстве объекта были предъявлены к оплате заказчику вышеуказанные строительные работы в количестве, превышающем сметный объем, в том числе: • устройство однослойных асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см по расценке Е27-55-1 в количестве 50 м2; • устройство однослойных асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 0,5 см по расценке Е27-55-2 в количестве 90 м2. |
![]() |
Пример 6 Нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные и иные специальные монтажные работы подрядным способом, утверждены в приложении к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 № 1 (далее - приложение). Подпунктом 1.2 п.1 приложения установлено, что на строительные работы в сельской местности нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) составляют соответственно 159,7 и 172,5 %. Утвержденной проектно-сметной документацией (пояснительная записка к сводному сметному расчету) было определено, что нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) на строительные работы составляют соответственно 159,7 и 172,5 %. В то же время организацией в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ были включены и предъявлены к оплате общестроительные работы, к которым неправильно применены нормы накладных расходов и плановых накоплений (применены в размере соответственно 276,4 и 296,4 % вместо 159,7 и 172,5 %). |
![]() |
Пример 7 В текущем уровне цен дополнительно учитываются заготовительно-складские расходы с налогами, приходящимися на заготовительно-складскую деятельность, в размере 2,24 % (на металлоконструкции - 0,84 %) от суммы отпускной цены материалов и транспортных затрат (подп.2.4.5 п.2 РСН 8.01.105-2007). В то же время организацией в расчетах стоимости материалов заготовительно-складские расходы на металлоконструкции с налогами, приходящимися на заготовительно-складскую деятельность, включались в размере 2,24 % вместо 0,84 %. |
![]() |
Пример 8 В результате проверки локальной сметы, акта выполненных работ и осмотра объекта в натуре было установлено, что в смету и акт необоснованно включены следующие виды работ: • на объекте фактически установлено 5 шт. опор из железобетонных стоек с одним подкосом по расценке Е33-272-3, в смету и акт включена установка 10 опор по расценке Е33-272-3. Факт установки пяти опор подтверждался записью в журнале производства работ; • на объекте фактически крепление проводов по расценке Е33-270-28 выполнено на пяти опорах, в смете и акте - на 10 опорах. Состав работ, предусмотренных данной расценкой: крепление изолированных проводов с помощью зажима, установка зажима на провод; затяжка болта зажима; установка на зажим защитного кожуха. |
![]() |
Пример 9 Стоимость строительных отходов, образующихся при выполнении строительных работ, работ по разборке и сносу и непригодных для повторного использования на данном объекте, но при наличии возможности реализации, определяется по ценам на дрова, металлолом и другие отходы с учетом годности к использованию или по ценам возможной реализации. На размер возвратных сумм уменьшается сумма финансирования строительства объекта (части пятая, тринадцатая п.12 Инструкции № 51). Возврат стоимости материалов предусмотрен утвержденной проектно-сметной документацией объекта. Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ осуществлялся демонтаж стоек металлических для наружного освещения высотой до 4,5 м. Проверке был представлен акт приема-передачи демонтажного оборудования на передачу демонтированных на объекте стоек из-под светильников без указания стоимости. Сметной документацией была предусмотрена возвратная сумма от демонтажа опор (металлолом) в количестве 500 кг, однако на размер возвратных сумм сумма финансирования строительства объекта уменьшена не была.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 августа 2017 г. следует руководствоваться частью пятой п.12 Инструкции № 51 в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.06.2017 № 16. Изменения не повлияли на суть материала. Комментарий см. здесь. |
11.02.2016
Юрий Навойчик, юрист
По этой теме также см.:
1. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
2. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
3. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Пример нарушения, выявленного органами ведомственного контроля и влекущего административную ответственность по статье 21.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
5. Примеры нарушений, выявленных органами ведомственного контроля и влекущих административную ответственность по статье 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.