Корреспонденция счетов от 22.01.2015
Автор: Раковец В.

Приобретая бетон (материалы, учитываемые на счете 10 «Материалы»), строительная организация транспортные расходы по доставке бетона на объекты строительства отнесла на затраты в дебет счета 20 «Основное производство». Верно ли организация отразила затраты по доставке?


 

Материал помещен в архив

 

СИТУАЦИЯ: Приобретая бетон (материалы, учитываемые на счете 10 «Материалы»), строительная организация транспортные расходы по доставке бетона на объекты строительства отнесла на затраты в дебет счета 20 «Основное производство».

Верно ли организация отразила затраты по доставке?

 

Нет, неверно. Затраты по доставке бетона должны включаться в фактические затраты на приобретение запасов.

Строительные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133) (п.5 Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4, далее - Инструкция № 4).

Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, определяет Инструкция № 133.

Согласно пп.7, 36 Инструкции № 133 фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.

К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:

• стоимость запасов по ценам приобретения;

• таможенные сборы и пошлины;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

• затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

• затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

• транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

В состав транспортно-заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:

• затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;

• вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;

• затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;

• другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию.

Таким образом, затраты по доставке бетона должны включаться в фактические затраты на приобретение запасов: Д-т 10, 16 «Отклонение в стоимости материалов» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Необходимо отметить, что согласно п.7 Инструкции № 4, Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50), отражение фактически произведенных расходов на приобретение строительных материалов на счетах бухгалтерского учета производится по одному из следующих вариантов:

1) с использованием счета 10;

2) с использованием счетов 10 и 16. При этом на счете 10 строительные материалы учитываются по учетной цене. Разница между фактической себестоимостью приобретаемых материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам отражается на счете 16.

Пунктом 20 Инструкции № 50 предусмотрено, что счет 16 предназначен для обобщения информации об отклонениях фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам. Этот счет может применяться организациями без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Накопленные на счете 16 отклонения фактической себестоимости приобретаемых материалов от их стоимости по учетным ценам списываются в дебет счетов 20, 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов, по которым отражено использование соответствующих материалов.

 

22.01.2015

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»