


Материал помещен в архив
ПРИВЕДЕНИЕ ДЕКРЕТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СООТВЕТСТВИЕ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЧАСТИ НДС.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4
Декрет Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь»
Приведение норм декретов в соответствие с положениями НК направлено на исключение коллизии нормативных правовых актов, дублирования норм. Предмет правового регулирования Декрета № 4 - налоговые отношения, существенных корректировок существующего правового регулирования общественных отношений не предусмотрено.
С 1 августа 2019 г. вместо рассрочки уплаты таможенного НДС на 12 месяцев предоставляется отсрочка уплаты налога на 6 месяцев
Декретом № 4 внесены изменения и дополнения в п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему»
Сравним, что изменилось в Декрете № 16 в связи с принятием Декрета № 4. Нормы, которые исключены, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, которые внесены (изменены), - жирным шрифтом.
Декрет № 16 до принятия Декрета № 4 | Декрет № 16 после принятия Декрета № 4 |
Установить, что при |
Установить, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032 (далее - технологическое оборудование и запасные части к нему), в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок не более 6 месяцев. Отсрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80. |
В части корректировки норм Декрета № 16 предусмотрено, что при помещении под таможенную процедуру для внутреннего потребления с 1 августа 2019 г. (абзац 2 п.4 Декрета № 4) технологического оборудования и запасных частей к нему, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины 0 %, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется не рассрочка, а отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок не более 6 месяцев без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.
С вступлением в силу Декрета № 4 субъекты хозяйствования представляют разово один документ вместо 12, подаваемых ранее.
![]() |
Справочно Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено предоставление отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, на срок не более 6 месяцев с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин и при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин (пп.3, 7 ст.58, п.3 ст.59, ст.60 ТК ЕАЭС). Условия предоставления отсрочки уплаты НДС: • товары должны классифицироваться согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарных позициях, указанных в п.1 Декрета № • в отношении данных товаров должна применяться ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 %. Только при несоблюдении вышеуказанных условий отсрочка по НДС таможенным органом не будет предоставлена. |
![]() |
Обратите внимание! Субъекты хозяйствования продолжат пользоваться предоставленной до вступления в силу Декрета № 4 рассрочкой в соответствии с Декретом № 16 в оставшийся период ее действия (п.1 ст.6 ТК ЕАЭС). |
Скорректированы отдельные наименования работ (услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь резидентам ПВТ иностранными организациями освобождаются от НДС
Изложен в новой редакции п.32 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 (далее - Положение о ПВТ), предусматривающей приведение его положений в соответствие с нормами НК (абзацы 12-14 подп.1.4 п.1 ст.117) в части наименований работ (услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь резидентам ПВТ иностранными организациями освобождаются от НДС.
Сравним, что изменилось в п.32 Положения о ПВТ в связи с принятием Декрета № 4. Нормы, которые исключены, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, которые внесены (изменены), - жирным шрифтом.
Положение о ПВТ до принятия Декрета № 4 | Положение о ПВТ после принятия Декрета № 4 |
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам Парка высоких технологий иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь: имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; рекламных, маркетинговых, консультационных услуг; услуг по обработке информации; услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, работ (услуг) по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним; услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях) |
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам Парка высоких технологий иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь: имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; рекламных, маркетинговых, консультационных услуг; услуг по обработке информации; услуг (работ) по разработке, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки программного обеспечения; услуг хостинга (размещение информационных ресурсов на сервере и обеспечение доступа к данным ресурсам), в том числе услуг веб-хостинга (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами); услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях); услуг по созданию баз данных, обеспечению доступа к ним. Освобождение от налога на добавленную стоимость, установленное в части первой настоящего пункта, применяется также при оказании услуг, выполнении работ, передаче имущественных прав, перечисленных в части первой настоящего пункта, в электронной форме |
Корректировки распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Внесены изменения и корректировки в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь»
Декретом № 4 внесены изменения в абзац 4 части первой подп.3.1 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь»
Рассмотрим в сравнительной таблице, что изменилось в связи с принятием Декрета № 4. Нормы, которые исключены, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, которые внесены (изменены), - жирным шрифтом.
Декрет № 10 до принятия Декрета № 4 | Декрет № 10 после принятия Декрета № 4 |
Абзац 4 части первой подпункта 3.1 пункта 3 | |
осуществление в порядке, установленном законодательством, не позднее отчетного периода по налогу на добавленную стоимость, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта, предусмотренная инвестиционным договором, вычета в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, признаваемых в соответствии с законодательством налоговыми вычетами (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету), предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. К товарам, использованным для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, для целей применения положений настоящего абзаца относятся в том числе объекты, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт которых предусмотрены инвестиционным договором и |
осуществление в порядке, установленном законодательством, не позднее отчетного периода по налогу на добавленную стоимость, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта, предусмотренная инвестиционным договором, вычета в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, признаваемых в соответствии с законодательством налоговыми вычетами (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету), предъявленных* при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. К товарам, использованным для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, для целей применения положений настоящего абзаца относятся в том числе объекты, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт которых предусмотрены инвестиционным договором и производство строительных, монтажных, иных специальных работ на которых начато в установленном порядке, а также объекты недвижимого имущества (не завершенные строительством незаконсервированные объекты), снесенные (разобранные) в целях реализации инвестиционного проекта. Суммы налога на добавленную стоимость, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является представленный инвестором (инвесторами) и (или) организацией в налоговые органы по месту постановки инвестора (инвесторов) и (или) организации на учет перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, с указанием их наименования, количества, стоимости, соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, реквизитов первичных учетных документов (для уплаченных сумм налога на добавленную стоимость - также документов, подтверждающих оплату), электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость. Данный перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор. Порядок согласования указанного перечня определяется Советом Министров Республики Беларусь _____________ * Фактически уплаченных для: индивидуальных предпринимателей, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь; сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по обязательствам в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Налогового кодекса Республики Беларусь. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ч.1 п.1 ст.114 НК в ред. Закона от 30.12.2022 № 230-З.С 1 января 2024 г. ст.140 НК исключена Законом от 27.12.2023 № 327-З |
В связи с отменой акта установления даты начала строительства объекта, указанного во втором предложении абзаца 4 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 10, Декретом № 4 скорректировано указанное предложение.
![]() |
Справочно Дата начала строительства объекта до 2016 года оформлялась актом установления даты начала строительства объекта, составленным заказчиком и подрядчиком по форме, приведенной в приложении А к ТКП 45-1.03-122-2008 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения» С 1 января 2016 г. ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279. С 1 января 2016 г. установлено, что датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ (подп.4.3 п.4 ТКП 45-1.03-122-2015).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 декабря 2023 г. введены в действие СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительно-монтажных работ на объектах строительства. Порядок определения», утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.10.2023 № 105. |
Дополнено содержание перечня, являющегося основанием для осуществления инвестором вычета НДС в полном объеме
Дополнено содержание сведений, входящих в перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, представляемый инвестором (инвесторами) и (или) организацией в налоговые органы по месту постановки инвестора (инвесторов) и (или) организации на учет и являющийся основанием для осуществления вычета НДС в полном объеме. С 1 января 2019 г. в нем нужно также указывать для уплаченных сумм налога на добавленную стоимость реквизиты документов, подтверждающих оплату, и реквизиты электронных счетов-фактур (абзац 6 подп.1.3 п.1 Декрета № 4).
![]() |
Справочно В связи с принятием Декрета № 4 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2019 № 538 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 563» Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563, приведено в соответствие с законодательными нормами. |
Уточнено понятие предъявленного НДС для его вычета в полном объеме при осуществлении инвестиционных проектов
В целях конкретизации сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления их вычета в полном объеме, установленного абзацем 4 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 10, к таким суммам НДС Декретом № 4 отнесены также фактически уплаченные суммы этого налога для:
• индивидуальных предпринимателей, определяющих в соответствии с законодательством момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав как день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика), но не позднее 60 дней со дня их отгрузки (выполнения, оказания), передачи (п.1 ст.140 НК);
• сумм НДС, исчисленных инвестором (организацией, реализующей инвестиционный проект) в соответствии с законодательством при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.1 ст.114 НК).
29.11.2019
Николай Лимож, юрист
Ксения Семенова, экономист
По этой теме также см.:
1. Приведение декретов Президента Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь в части подоходного налога. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4.
2. Приведение декретов Президента Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь в части налога на недвижимость. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4.
3. Приведение декретов Президента Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь в части налога на прибыль. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4.
4. Приведение декретов Президента Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь в части земельного налога. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16.07.2019 № 4.