Пособие от 05.08.2019
Автор: Амельченя Ю.

Признание переговоров в строительстве несостоявшимися: какие основания?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРИЗНАНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕСОСТОЯВШИМИСЯ: КАКИЕ ОСНОВАНИЯ?

При строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, применяются процедуры закупок, в том числе переговоры (Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 223)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

 

Указом № 223 установлены случаи обязательного проведения процедур закупок - подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов (подп.1.4, 1.5 п.1 Указа № 223), а в случае, когда их проведение не обязательно, заказчик может выбрать вид процедуры закупок, в том числе провести переговоры.

Одним из случаев необязательного применения подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов является случай, когда подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве либо биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора (подп.1.6 п.1 Указа № 223).

Процедура закупки (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, биржевые торги) - это регламентированная последовательность действий заказчика (организатора) и конкурсной комиссии (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры закупки до заключения договора либо отмены процедуры закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Указом № 223 (приложение 2 Указа № 223).

Тем самым переговоры как процедура закупок могут быть признаны несостоявшимися. Однако Указ № 223 не содержит соответствующих оснований для признания подрядных торгов несостоявшимися, за исключением общей нормы подп.1.6 п.1 Указа № 223, такие основания установлены Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

Положением установлены основания для признания несостоявшимися в том числе и переговоров. Существует лишь одно такое основание (в отличие от подрядных торгов, торгов) (часть седьмая п.79 Положения): если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию договора, действуют более 30 календарных дней, переговоры признаются несостоявшимися и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, возвращаются победителю подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров) в течение 5 рабочих дней с даты признания подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров) несостоявшимися.

 

05.08.2019

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»