Корреспонденция счетов от 03.05.2014
Автор: Деркачева Т.

Призовой фонд рекламной игры


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

   Основные термины и определения

   Порядок регистрации рекламной игры

   Содержание правил проведения рекламной игры

   Комиссия по проведению рекламной игры

   Обязанность организатора рекламной игры

Формирование призового фонда

   Источники формирования призового фонда

   Бухгалтерский учет призового фонда

   Вручение призов победителям рекламных игр

Налогообложение

   Налог на добавленную стоимость

   Налог на прибыль

   Подоходный налог с физических лиц

 

Материал помещен в архив

 

ПРИЗОВОЙ ФОНД РЕКЛАМНОЙ ИГРЫ

В условиях постоянно растущей конкуренции каждый производитель продукции (работ, услуг) заинтересован в стимулировании ее реализации. Для достижения данной цели в последнее время стало распространенным проведение рекламных игр.

С 10 января 2014 г. изменился порядок проведения рекламных игр (Указ Президента РБ от 07.10.2013 № 458 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51»).

Общие положения

Основные термины и определения

Рекламная игра - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, не относящейся к рекламным играм в соответствии с актами Президента РБ (ст.2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон № 225-З)).

Не являются рекламными играми:

• рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки;

• лотереи;

• займы, вклады (депозиты), ценные бумаги, условием дополнительной выплаты по которым является розыгрыш, в ходе которого случайным образом определяются выигравшие лица;

• конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в т.ч. проводимые:

- в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации;

- на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта (п.4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 30.01.2003 № 51 (далее - Положение № 51)).

Запрещается проводить рекламные игры:

• в целях стимулирования азартных игр, реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, лекарственных средств;

• в виде ответов на вопросы;

• в виде выполнения заданий, не связанных с заказом, приобретением или использованием товаров (работ, услуг);

• лицам, которые не могут быть организаторами в соответствии с Положением № 51 (п.3 Положения № 51).

 

Справочно

Розыгрыш призового фонда - это установленная правилами проведения рекламной игры процедура, обеспечивающая признание участника (участников) рекламной игры победителем (победителями) из числа участников рекламной игры, которые первыми выполнили условия, предусмотренные в правилах проведения рекламной игры, либо в результате случайного выбора.

Участником рекламной игры является физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, отвечающее требованиям правил проведения рекламной игры и выразившее желание принять участие в рекламной игре на условиях, предусмотренных в правилах проведения рекламной игры. Участником рекламной игры не может быть лицо, состоящее в трудовых отношениях с организатором, супруг (супруга) такого лица, его близкие родственники, а также лица, находящиеся с таким лицом в отношениях свойства.

Призовой фонд - определенные организатором сумма денежных средств и (или) иное имущество (работы, услуги), предназначенные для выдачи (предоставления) победителю (победителям).

Организаторами рекламной игры могут быть организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь, осуществляющие деятельность по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо оказывающие услуги по организации и проведению рекламных игр на основании договора, а также представительство иностранной организации.

Выигрыш - определенные правилами проведения рекламной игры призовой фонд рекламной игры либо его часть, выдаваемые (предоставляемые) организатором рекламной игры после розыгрыша призового фонда рекламной игры ее участнику (участникам), признанному выигравшим (признанным выигравшими) рекламную игру в соответствии с условиями ее проведения (далее - победитель (победители)) (п.2 Положения № 51).

Порядок регистрации рекламной игры

Рекламные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве торговли РБ (далее - Минторг).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах.

 

Для государственной регистрации рекламной игры организатор представляет в Минторг:

1) заявление о государственной регистрации рекламной игры.

Форма заявления о государственной регистрации рекламной игры содержится в приложении 1 к постановлению Минторга РБ от 08.05.2009 № 28 (далее - постановление № 28);

2) правила проведения рекламной игры, утвержденные организатором, в двух экземплярах;

3) заверенную организатором копию договора, заключенного с исполнителем работ и (или) услуг, определенных в составе призового фонда, либо товарно-транспортной накладной, товарной накладной, платежного поручения, приходного кассового ордера, кассового чека, выписку банка о наличии денежных средств на специальном счете для хранения призового фонда в белорусских рублях, открытом организатором в банке (далее - специальный счет), и (или) иной документ (его копию), подтверждающий окончание формирования призового фонда;

4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию рекламной игры.

 

Справочно

В соответствии с подп.1.56 п.1 ст.249 Налогового кодекса РБ (далее - НК) государственная регистрация рекламной игры является объектом обложения государственной пошлиной.

За государственную регистрацию рекламной игры уплачивается государственная пошлина в размере 2 базовых величин (п.91 приложения 22 к НК).

С 1 апреля 2014 г. базовая величина установлена в размере 150 000 руб. постановлением Совета Министров РБ от 25.03.2014 № 255.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Актуальный размер базовой величины см. здесь.

 

Организатор несет предусмотренную законодательством ответственность за достоверность представляемых в Минторг документов и сведений (пп.5, 6 Положения № 51).

Содержание правил проведения рекламной игры

В соответствии с п.7 Положения № 51 правила проведения рекламной игры должны содержать:

• сведения об организаторе - наименование и место нахождения организации (представительства иностранной организации) или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, учетный номер плательщика, электронный адрес (при его наличии);

• наименование рекламной игры;

• указание на территорию проведения рекламной игры;

• сроки начала и окончания рекламной игры, включая срок выдачи выигрышей и опубликования результатов проведения рекламной игры;

• состав комиссии по проведению рекламной игры (далее - комиссия) с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), места работы и должности членов комиссии;

• наименование товаров (работ, услуг) или их групп, в целях стимулирования реализации которых проводится рекламная игра;

• условия, при соблюдении которых физическое лицо становится участником рекламной игры;

• состав и размер призового фонда (в белорусских рублях) и источники его формирования;

• место, дату, время и порядок проведения розыгрыша призового фонда, в т.ч. порядок определения победителей;

• срок и способ информирования победителей;

• место, порядок и срок выдачи выигрышей;

• название печатного средства массовой информации, в котором будут опубликованы результаты проведения рекламной игры, а также сроки их опубликования;

• телефон для справок по вопросам проведения рекламной игры.

В правилах проведения рекламной игры могут содержаться и иные условия, не противоречащие актам законодательства.

Комиссия по проведению рекламной игры

Согласно п.8 Положения № 51 в состав создаваемой организатором комиссии включается не менее пяти человек. Членами комиссии могут быть только совершеннолетние дееспособные физические лица. При этом хотя бы один член комиссии не должен состоять в трудовых отношениях с организатором. Члены комиссии не могут быть участниками рекламной игры.

Комиссия осуществляет контроль за соблюдением установленных правил проведения рекламной игры, проводит отбор участников рекламной игры и розыгрыш призового фонда, рассматривает возникшие споры при проведении рекламной игры.

Члены комиссии обязаны осуществлять возложенные на них полномочия в течение срока проведения рекламной игры.

Заседания комиссии правомочны при наличии большинства ее членов. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. В протоколе отражаются дата, время и место проведения заседания комиссии, повестка дня, сведения о присутствующих членах комиссии, ее действия в том порядке, в котором они совершались, сведения о победителях и их выигрышах.

Обязанность организатора рекламной игры

Организатор несет предусмотренную законодательством ответственность за допущенные комиссией нарушения Положения № 51 и иных актов законодательства при проведении рекламной игры.

До начала проведения рекламной игры правила ее проведения подлежат опубликованию организатором в печатном средстве массовой информации. Территория распространения печатного средства массовой информации должна соответствовать территории проведения рекламной игры. Публикация должна содержать номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры, дату принятия решения о ее государственной регистрации и наименование органа, выдавшего такое свидетельство, а также источник информации об этой игре.

 

Справочно

Форма свидетельства о государственной регистрации рекламной игры приведена в приложении 2 к постановлению № 28.

 

В печатном средстве массовой информации, в котором были опубликованы правила проведения рекламной игры, организатор обязан опубликовать сведения о результатах ее проведения (п.11 Положения № 51).

В соответствии с п.13 Положения № 51 розыгрыш призового фонда должен проводиться открыто с возможностью присутствия на нем участников рекламной игры. Результаты розыгрыша рекламной игры не должны зависеть от воли организатора и не могут быть никем специально устроены. Запрещается обусловливать проведение розыгрыша количеством участников рекламной игры или наступлением иных событий, а также использовать при проведении розыгрыша программные, программно-аппаратные и аппаратные средства.

При проведении розыгрыша рекламной игры в эфире телевизионных программ организатор обязан обеспечить наличие звуковой информации о наименовании рекламной игры, об условиях участия в игре, о стоимости товаров (работ, услуг), стимулируемых к реализации данной игрой.

Кроме того, в период всего эфира информация размещается способом «бегущей строки», которая должна содержать условия участия в игре, сроки ее проведения, стоимость товаров (работ, услуг), стимулируемых к реализации данной игрой, механизм проведения розыгрыша, предупредительную надпись «Звонить ответственным за оплату звонков» или «Звонить совершеннолетним», номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры, дату принятия решения о его выдаче и наименование органа, выдавшего такое свидетельство, источник информации об этой игре, телефон для справок по вопросам проведения рекламной игры, а также иную информацию. Размер «бегущей строки», размещаемой в нижней части по всей длине кадра, должен быть не менее 10 % площади экрана, при этом размер символов - не менее 80 % высоты строки, вместимость строки - 30 символов, скорость движения символов - 4 символа в секунду. Цвет фона - черный, цвет символов - белый. Каждое размещение на экране информации о номерах телефонов, используемых как средство коммуникации между участником рекламной игры и организатором, должно сопровождаться идентичной по техническому оформлению текста информацией о стоимости звонка (отправки сообщения) на данный номер.

Организатор в течение 30 дней после окончания рекламной игры обязан представить или направить по почте в Минторг отчет о ее проведении. Министерство торговли не вправе отказать в принятии отчета о проведении рекламной игры и обязано по просьбе организатора сделать отметку на копии отчета о его принятии, проставив дату его представления. При отправке отчета о проведении рекламной игры по почте датой его представления считается дата отправки заказного письма вместе с описью прилагаемых документов.

В отчете о проведении рекламной игры должны быть отражены:

• сведения о месте и дате составления отчета;

• сведения об организаторе - наименование и место нахождения организации (представительства иностранной организации) или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, учетный номер плательщика;

• сведения о государственной регистрации рекламной игры;

• срок начала и окончания рекламной игры;

• сведения о количестве участников рекламной игры;

• сведения о полном или частичном розыгрыше призового фонда;

• фамилия, инициалы победителя (победителей), сведения о его (их) выигрыше, в т.ч. о выдаче выигрыша;

• сведения о нарушениях, допущенных в ходе рекламной игры, и их последствиях (при наличии соответствующих нарушений);

• сведения о жалобах, поступивших организатору или комиссии (при наличии соответствующих жалоб), и результатах их рассмотрения;

• сведения о наименовании и дате выхода печатного средства массовой информации, в котором опубликованы правила проведения рекламной игры и сведения о результатах проведения рекламной игры.

В отчете могут содержаться по желанию организатора и иные сведения, относящиеся к проведению рекламной игры.

К отчету прилагаются копии публикаций правил проведения рекламной игры и сведений о результатах проведения рекламной игры (п.14 Положения № 51).

Организатор обязан хранить все материалы по рекламной игре в течение 3 лет со дня ее окончания (п.15 Положения № 51).

Формирование призового фонда

Источники формирования призового фонда

В соответствии с п.9 Положения № 51 источником формирования призового фонда могут являться денежные средства и (или) иное имущество (работы, услуги) организатора или заинтересованного лица. При этом не допускается включение в цену (тарифы) товаров (работ, услуг) организатора средств, использованных для формирования призового фонда.

 

Справочно

Заинтересованное лицо - организация или физическое лицо, которые не являются организатором рекламной игры, но участвуют в формировании призового фонда рекламной игры путем внесения в него денежных средств и (или) иного имущества, выполнения работ и (или) оказания услуг на условиях распространения рекламы о них, об их товарах (работах, услугах).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, лицами, осуществляющими в установленном порядке деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, могут вносить в призовой фонд рекламной игры только произведения литературы или искусства, иные объекты интеллектуальной собственности (права использования объектов интеллектуальной собственности) (п.2 Положения № 51).

 

Не допускается использование в качестве выигрыша поврежденного и (или) бывшего в употреблении имущества.

Призовой фонд на момент представления заявления о государственной регистрации рекламной игры должен быть сформирован в полном объеме. При этом призовой фонд должен использоваться только по целевому назначению.

Призовой фонд считается сформированным организатором, если:

• денежные средства, определенные в составе призового фонда, перечислены организатором на специальный счет;

• товары, определенные в составе призового фонда, произведены и (или) оплачены организатором, находятся у него либо переданы им на хранение;

• товары собственного производства, имеющие ограниченный срок годности и определенные в составе призового фонда, будут произведены организатором. При этом денежные средства на производство таких товаров перечислены организатором на специальный счет;

• работы и (или) услуги, определенные в составе призового фонда, будут выполнены и (или) оказаны организатором в рамках его деятельности либо на выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг заключены договоры между организатором и исполнителями этих работ и (или) услуг, согласно которым последние обязуются выполнить победителю (победителям) работы и (или) оказать услуги. При этом организатором оплачено выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг либо денежные средства на оплату данных работ и (или) услуг находятся на специальном счете.

Призовой фонд считается сформированным с участием заинтересованного лица, если:

• денежные средства, определенные в составе призового фонда, перечислены заинтересованным лицом на специальный счет либо поступили на специальный счет от продажи на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, перечисленной заинтересованным лицом на текущий (расчетный) банковский счет организатора в иностранной валюте;

• иное имущество, в т.ч. товары, определенные в составе призового фонда, переданы заинтересованным лицом организатору или приобретены организатором за счет денежных средств, перечисленных заинтересованным лицом;

• работы и (или) услуги, определенные в составе призового фонда, будут выполнены и (или) оказаны заинтересованным лицом в рамках его деятельности либо на выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг заключены договоры между организатором и исполнителями этих работ и (или) услуг, согласно которым последние обязуются выполнить победителю (победителям) работы и (или) оказать услуги. При этом организатором за счет денежных средств, перечисленных заинтересованным лицом, или заинтересованным лицом оплачено выполнение таких работ и (или) оказание таких услуг либо денежные средства на оплату данных работ и (или) услуг перечислены заинтересованным лицом на специальный счет либо поступили на специальный счет от продажи на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, перечисленной заинтересованным лицом на текущий (расчетный) банковский счет организатора в иностранной валюте.

Специальные счета открываются в порядке, установленном законодательством.

Средства, перечисленные на специальные счета, используются только по целевому назначению для выплаты денежных средств, определенных в качестве выигрышей, и (или) на приобретение и (или) производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и (или) оплату работ (услуг), определенных в составе призового фонда.

Организатор и заинтересованное лицо не вправе распоряжаться призовым фондом с момента его формирования до окончания розыгрыша призового фонда.

По окончании рекламной игры:

• денежные средства со специального счета, не востребованные победителями в качестве выигрышей, а также оставшиеся после всех расчетов за приобретение и (или) производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), определенных в составе призового фонда, используются согласно распоряжению организатора, если иное не предусмотрено договором об организации и проведении рекламной игры;

• товары (работы, услуги), определенные в составе призового фонда, не востребованные победителями в сроки выдачи выигрышей, установленные правилами проведения рекламной игры, используются согласно распоряжению организатора, если иное не предусмотрено договором об организации и проведении рекламной игры.

 

Справочно

Пунктом 7 Правил государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1849, установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Республики Беларусь порядке, а также приобретающие транспортные средства для формирования призового фонда лотереи (рекламной игры), вправе не регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи (розыгрыша).

Бухгалтерский учет призового фонда

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в белорусских рублях и иностранных валютах, находящихся на специальных счетах в банках, а также о наличии и движении драгоценных металлов и (или) драгоценных камней на счетах в банках согласно п.42 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50), предназначен счет 55 «Специальные счета в банках», к которому может быть открыт субсчет 55-3 «Специальный счет денежных средств целевого назначения».

На субсчете 55-3 учитываются наличие и движение денежных средств целевого назначения на специальных счетах в банках.

Поступление средств на специальные счета в банках отражается: Д-т 55 - К-т 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Списание средств со специальных счетов в банках отражается: Д-т 51, 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и др. - К-т 55.

Аналитический учет по субсчету 55-3 ведется по источникам финансирования.

В настоящее время нормативными актами не определен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по формированию призового фонда.

По мнению автора, при формировании призового фонда организатор может применить счет 96 «Резервы предстоящих платежей», который согласно п.75 Инструкции № 50 предназначен для обобщения информации о наличии и движении обязательств, в отношении которых имеется неопределенность в суммах будущих платежей, необходимых для их погашения.

Также организатор может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов по согласованию с Министерством финансов РБ (п.3 Инструкции № 50).

Формирование призового фонда за счет собственных средств организатора включается в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), как другие доходы и расходы по текущей деятельности (п.13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102)).

Товарно-материальные ценности (ТМЦ), предназначенные для вручения победителям в качестве призов, могут учитываться на отдельных субсчетах открытых к счетам 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.

На отдельном субсчете к счету 10 могут учитываться почтовые марки, оплаченные авиабилеты и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их приобретение (п.16 Инструкции № 50).

Расходы на организацию рекламной игры (государственная пошлина за регистрацию, публикация условий рекламной игры и ее результатов и тому подобные расходы) связаны с расходами на реализацию продукции и товаров, информация о которых отражается на счете 44 «Расходы на реализацию» (п.35 Инструкции № 50).

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам согласно п.53 Инструкции № 50 предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому могут быть открыты субсчета, в т.ч. субсчет 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», на котором учитываются расчеты по прочим платежам в бюджет (в т.ч. госпошлина).

В бухгалтерском учете формирование призового фонда у организатора рекламной игры отражается следующим образом:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено приобретение ТМЦ для формирования призового фонда
10, 41
(субсчет «Призовой фонд»)
Отражена сумма НДС при приобретении ТМЦ
60
Оплачено поставщику за ТМЦ
60
51, 52
и др.
Отражен перевод готовой продукции на отдельный субсчет для формирования призового фонда
43
(субсчет «Призовой фонд»)
43
Перечислены организатором денежные средства, определенные в составе призового фонда, на специальный счет
51
Отражено формирование призового фонда за счет средств организатора (стоимость ТМЦ и денежных средств)
96
(субсчет «Призовой фонд»)
Уплачена государственная пошлина за регистрацию рекламной игры
51
Отнесена на затраты сумма уплаченной государственной пошлины за регистрацию рекламной игры
68-5
Отнесены на затраты расходы, связанные с организацией рекламной игры, кроме государственной пошлины
44
60, 76
Перечислены заинтересованным лицом денежные средства, определенные в составе призового фонда, на специальный счет
55-3
76
Отражена передача ТМЦ заинтересованным лицом для формирования призового фонда
10, 41
(субсчет «Призовой фонд»)
76
Отражена сумма НДС при передаче заинтересованным лицом ТМЦ
18
76
Отражено формирование призового фонда за счет средств заинтересованных лиц (стоимость ТМЦ и денежных средств)
76
96
(субсчет «Призовой фонд»)
Отражена сумма НДС, принимаемая к вычету (согласно законодательству)
68
18

 

Следует помнить, что согласно п.12 Положения № 51 при проведении рекламной игры запрещается:

• изменять состав и размер призового фонда;

• изменять правила проведения рекламной игры;

• взимать дополнительную плату за участие в рекламной игре. Оплата услуг почтовой связи и электросвязи, используемых при проведении рекламной игры как средство коммуникации между участником рекламной игры и организатором, осуществляется участником рекламной игры по тарифу на эти услуги, установленному согласно договору, заключенному между участником рекламной игры и оператором почтовой связи (оператором электросвязи), и (или) законодательству;

• предоставлять возможность участнику рекламной игры принимать участие в рекламной игре при наличии задолженности по оплате услуг электросвязи, если данные услуги предоставляются на условиях предоплаты;

• в период с начала рекламной игры и до даты проведения розыгрыша повышать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), для стимулирования реализации которых организуется данная игра, в т.ч. путем отмены скидок на них.

 

Справочно

Реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга (далее - товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы (ст.2 Закона № 225-З).

Вручение призов победителям рекламных игр

При вручении призов победителям рекламных игр происходит смена собственника и поэтому такая передача является безвозмездной передачей (дарением).

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п.1 ст.543 Гражданского кодекса РБ).

По мнению автора, стоимость призов, врученных победителям, не является затратами на рекламу и должна быть отражена в учете как безвозмездная передача.

В бухгалтерском учете организатора рекламных игр выплата призов победителям этих игр отражается следующим образом (1-й способ):

 

Содержание операции Дебет Кредит
Списана стоимость ТМЦ, врученных победителям рекламной игры
96
(субсчет «Призовой фонд»)
10, 41, 43
(субсчет «Призовой фонд»)
Начислена сумма НДС при безвозмездной передаче ТМЦ победителям
90-8
68-2
Выплачены призы победителям рекламной игры денежными средствами
96
(субсчет «Призовой фонд»)
55-3

 

В случае если организация - организатор рекламной игры не использовала при формировании призового фонда счет 96, то при вручении призов победителям согласно п.13 Инструкции № 102 стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, переданных безвозмездно, будет включаться в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90-10.

Согласно п.70 Инструкции № 50 суммы начисленного налога на добавленную стоимость, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности в соответствии с законодательством, учитываются на субсчете 90-8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности».

Начисление налога на добавленную стоимость, исчисленного от прочих доходов по текущей деятельности, отражается: Д-т 90-8 - К-т 68.

В бухгалтерском учете организатора рекламных игр выплата призов победителям таких игр отражается следующим образом (2-й способ):

 

Содержание операции Дебет Кредит
Списана стоимость ТМЦ, врученных победителям рекламной игры
90-10
10, 41, 43
(субсчет «Призовой фонд»)
Начислена сумма НДС при безвозмездной передаче ТМЦ победителям
90-8
68-2
Выплачены призы победителям рекламной игры денежными средствами
90-10
55-3

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость

Передача призов победителям рекламной игры является безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав, под которой согласно п.1 ст.31 НК понимается передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

В соответствии с подп.1.1.3 п.1 ст.93 НК обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь признаются объектом обложения НДС.

Согласно п.3 ст.97 НК при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав. При безвозмездной передаче приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения.

В соответствии с п.4 ст.100 НК при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав моментом их фактической реализации признается соответственно день передачи (выполнения, оказания).

Налог на прибыль

Согласно п.5 ст.127 НК при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов - не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу.

Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том налоговом периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

Подоходный налог с физических лиц

Согласно подп.1.1 п.1 ст.153 НК объектом обложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п.1 ст.156 НК).

В соответствии с п.1 ст.157 НК при получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как стоимость (с учетом налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии - как стоимость, определенная организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода. При этом налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется в размере не менее стоимости имущества, определенной в соответствии с частью второй п.1 ст.157 НК.

Налог удерживается по ставке 12 % (п.1 ст.173 НК).

В соответствии с абзацем 3 подп.1.19 п.1 ст.163 НК доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп.1.191 п.1 ст.163 НК) и полученные от организаций, не являющихся местом основной работы (за исключением указанных в подп.1.26 п.1 ст.163 НК), освобождаются от налогообложения в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.

Таким образом, стоимость призов, полученных победителем рекламной игры в пределах 755 000 руб., освобождается от обложения подоходным налогом с физических лиц.

Согласно п.2 ст.163 НК при получении доходов в сумме, превышающей размеры, в пределах которых такие доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц, сумма превышения подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц налоговым агентом или налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета), представляемой плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и сроки, установленные ст.180 НК.

При невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога с физических лиц налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц.

Налоговый орган по месту жительства плательщика в 30-дневный срок со дня получения письменного сообщения о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога с физических лиц.

Уплата подоходного налога с физических лиц плательщиками производится в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения (п.5 ст.181 НК).

В соответствии с подп.2.17 п.2 ст.153 НК стоимость товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр (если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров), не признается доходом физических лиц, являющимся объектом обложения подоходным налогом.

Таким образом, если по условиям рекламной игры отсутствуют сведения о получателях выигрышей, такие выигрыши не признаются доходом физических лиц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

03.05.2014

 

Татьяна Деркачева, экономист