


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Продавец реализовал MP3-плеер с гарантийным сроком, установленным поставщиком, - 1 год.
Может ли покупатель предъявить продавцу претензию по истечении, например, 13 месяцев?
ОТВЕТ: Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон) установлено, что в случае, когда гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи товара потребителю, продавец отвечает за недостатки товара. Однако от того, когда потребитель предъявил продавцу требования: в течение гарантийного срока или после его окончания, зависит распределение бремени доказывания.
Нормы о распределении бремени доказывания содержатся в ст.446 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) и п.10 ст.20 Закона.
Так, ст.446 ГК предусмотрено, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Поэтому если потребитель предъявляет претензии в рамках гарантийного срока, то доказывать, что товар качественный либо что неисправность возникла по вине потребителя, должен продавец. Если же претензия предъявлена после окончания гарантийного срока, то доказывать, что неисправность возникла до передачи товара потребителю или по причинам, имевшим место до этого, должен потребитель.
15.10.2009 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»