


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ПРОВЕДЕНИЕ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ И ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОННОЙ ЛИНИИ
Информирование о проведении
В законодательстве определены следующие формы обращений:
• предложения, заявления, жалобы;
• индивидуальные обращения, коллективные обращения;
• письменные обращения, устные обращения;
• повторные обращения, анонимные обращения (ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
![]() |
Справочно Более подробно см. подборку «Работа с обращениями граждан и юридических лиц». |
Порядок рассмотрения сообщений, поступающих в ходе проведения прямых телефонных линий и горячих линий, регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - постановление № 667).
Так, проведение горячих линий и прямых телефонных линий должно быть организовано как в государственных органах, так и государственных и иных организациях (за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь) (далее - организации).
![]() |
Справочно Под иными организациями могут пониматься хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. |
Информация о проведении горячей линии, прямой телефонной линии доводится до всеобщего сведения путем ее размещения в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, на информационных стендах организации. При этом необходимо учесть, что номер телефона горячей линии размещается на главной странице интернет-сайта организации (подп.7.2 п.7 Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645).
Организация
Горячая линия организуется в организации в целях рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с ее деятельностью, и проводится специалистами организации в рабочее время в рабочие дни. Порядок проведения горячей линии и работы с обращениями, поступающими в ходе ее проведения, устанавливается руководителем организации.
![]() |
Пример Руководителем организации может быть установлен следующий график работы горячей линии: каждый вторник и четверг недели с 9:00 до 12:00 либо ежедневно в рабочие дни с 10:00 до 11:00. |
Прямые телефонные линии организуются в целях рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию организации, и согласно подп.1.3 п.1 постановления № 667 проводятся в соответствии с утвержденным графиком либо в установленные в каждом конкретном случае руководителем организации день и время:
• руководителем организации, кроме руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, - не реже одного раза в квартал;
• руководителем местного исполнительного и распорядительного органа - не реже одного раза в 2 месяца;
• заместителями руководителей, руководителями структурных подразделений организации - не реже одного раза в квартал.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 сентября 2015 г. подп.1.3 п.1 постановления № 667 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2015 № 739. |
Как правило, прямые телефонные линии проводятся по ранее определенной теме. В случае определения тематики желательно, чтобы граждане задавали вопросы по указанной теме.
При составлении графиков проведения прямых телефонных линий в них может быть предусмотрена следующая информация:
• дата;
• время;
• тематика;
• номер телефона и ответственное лицо.
Графики по усмотрению руководителя организации могут утверждаться на квартал, полугодие, год.
График проведения прямых телефонных линий (пример) |
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации «____» _______ 20___ год _____________ (Ф.И.О.) |
График проведения прямых телефонных линий | ||||
Дата проведения | Время | Тематика | № телефона | Ответственное лицо |
Должность | Подпись | Расшифровка подписи |
Вместе с тем при составлении графиков прямых телефонных линий, проводимых руководителями республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов и (или) их заместителями, необходимо учитывать, что в соответствии с подп.1.2 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» прямые телефонные линии в республиканских органах государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органах должны проводиться каждую субботу с 9:00 до 12:00, а при необходимости, обусловленной в том числе значительным количеством обращений граждан, могут проводиться более продолжительное время.
Делопроизводство по обращениям, поступившим в ходе прямой телефонной линии, ведется в организациях в порядке, установленном руководителем организации, с учетом требований постановления № 667.
Поскольку порядок делопроизводства по обращениям, поступившим в ходе проведения прямой телефонной линии, а также порядок проведения горячей линии и работы с обращениями, поступающими в ходе ее проведения, устанавливаются руководителем организации, то в организации может быть разработана и утверждена соответствующая инструкция либо положение. Например, Инструкция об организации проведения горячей линии и прямой телефонной линии.
![]() |
Справочно Инструкцию об организации проведения горячей линии и прямой телефонной линии можно найти здесь. |
Оформление результатов проведения
Фиксация информации о проведении прямой телефонной линии и ее результатах может осуществляться разными способами.
Например, она может заноситься лицом, проводившим прямую телефонную линию, в журнал учета проведения прямых телефонных линий.
В случае выбора такого способа фиксации необходимо учитывать общие правила делопроизводства:
• журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен подписью руководителя и печатью организации;
• на журнале должны быть указаны даты начала и окончания ведения;
• журнал должен быть включен в номенклатуру дел организации.
Форма журнала учета проведения прямых телефонных линий (пример) | ||||||
№ п/п | Дата и время проведения | Фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего прямую телефонную линию | Данные лица, от кого поступил вопрос (примечание) | Содержание (суть) задаваемого вопроса (причина обращения) | Результат рассмотрения | Подпись лица, проводившего прямую телефонную линию |
Примечание. При обращении граждан указываются: фамилия, имя, отчество, адрес. При обращении юридического лица - наименование юридического лица, юридический адрес, фамилия, имя, отчество представителя, должность.
В графе «Результат рассмотрения» указывается, что было разъяснено, рекомендовано и т. п. Например, в случае необходимости дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации оформляется регистрационно-контрольная карточка (далее - РКК) для дачи письменного ответа. В такой ситуации после его рассмотрения в данной графе может делаться отметка о направлении ответа гражданину, юридическому лицу (дата и регистрационный номер ответа).
Вместо журнала учета проведения прямых телефонных линий может составляться протокол проведения прямой телефонной линии, который в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в организации, может храниться в деле вместе с графиком проведения прямых телефонных линий (если такие составляются).
В этом случае можно использовать следующую форму протокола, которая должна быть утверждена локальным нормативным актом организации.
Протокол проведения прямой телефонной линии (пример) Протокол № _____ от «____» ________ 20__ года | ||||
№ п/п | От кого поступил вопрос (Ф.И.О., адрес; наименование юридического лица, юридический адрес, Ф.И.О. представителя, должность) |
Содержание вопроса (причина возникновения вопроса) |
Результат рассмотрения | Поручение |
Время проведения: с______ до ______ часов. |
Должность | Подпись | Расшифровка подписи |
В ходе прямых телефонных линий гражданам и юридическим лицам на поставленные ими вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции организации, даются полные и исчерпывающие ответы в пределах полномочий организации.
Не подлежат регистрации обращения, поступившие в ходе:
1) горячей линии (подп.1.2 п.1 постановления № 667);
2) прямой телефонной линии, если обращение либо отдельные поставленные в нем вопросы не относятся к компетенции организации. В этом случае гражданину и юридическому лицу разъясняется, в какую организацию им необходимо обратиться (подп.1.8 п.1 постановления № 667).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 постановления № 667 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2017 № 555. |
При необходимости же дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации после регистрации вопроса способом, установленным в организации, сведения об обращении, поступившем в ходе проведения прямой телефонной линии, заносятся в РКК по форме, установленной в приложении к постановлению № 667. При этом гражданину либо представителю юридического лица необходимо сообщить, что на их обращение будет дан письменный ответ.
О результатах рассмотрения обращений, не разрешенных в ходе прямых телефонных линий, граждане и юридические лица уведомляются письменно в 15-дневный срок со дня регистрации обращения. При необходимости дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации срок рассмотрения таких обращений может быть продлен руководителем организации до 1 месяца.
В РКК должны точно и своевременно отражаться:
• ход рассмотрения обращений;
• изменение сроков рассмотрения обращений;
• результат рассмотрения обращений (решено положительно, разъяснено, отказано), а также отметка об их исполнении.
![]() |
Обратите внимание! Ответы заявителям на обращения, не разрешенные в ходе проведения прямой телефонной линии, направляются за подписью руководителя организации. |
Хранение документов
В номенклатуру дел организации включаются дела временного хранения (до 10 лет включительно), в том числе учетно-регистрационные формы (журналы, книги) и др. (п.161 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
Срок хранения:
• графиков проведения прямых телефонных линий - 1 год после замены их новыми;
• регистрационно-контрольных карточек и документов, связанных с рассмотрением обращений, поступивших в ходе проведения прямой телефонной линии, - 5 лет (пп.84, 86 и 87 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
Таким образом, в номенклатуру дел организации должны быть включены дела по проведению прямых телефонных линий и по рассмотрению обращений, поступивших в ходе их проведения.
Статистическая отчетность
Также необходимо учесть, что ежегодно до 1 декабря года, предшествующего отчетному, государственные органы по согласованию с Межведомственным советом по государственной статистике утверждают формы ведомственной отчетности, одной из которых является форма ведомственной отчетности «Отчет об обращениях граждан и юридических лиц» (приведена в приложении 4 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 28.11.2014 № 75) (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.2011 № 95 «О некоторых вопросах сбора информации, не содержащейся в государственной статистической отчетности»).
Названная форма содержит раздел «Данные об обращениях граждан и юридических лиц, поступивших в ходе проведения прямых телефонных линий» с указанием в нем, как правило, следующих показателей:
1) количество проведенных прямых линий;
2) количество обращений, поступивших в ходе проведения прямых линий;
3) результаты рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения прямых линий, за отчетный период;
4) результаты рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения прямых линий, за соответствующий период года, предшествующий отчетному;
5) процент соотношения показателей за отчетный период к соответствующему периоду прошлого года.
Итоги подводятся ежеквартально. Данные об обращениях граждан и юридических лиц, поступивших в ходе проведения прямых телефонных линий, представляются в государственный орган также и подведомственными государственными организациями.
Ответственность
Ответственность за организацию работы с обращениями, поступившими в ходе проведения горячей линии и прямой телефонной линии, а также осуществление контроля за их рассмотрением в соответствии с подп.1.10 п.1 постановления № 667 возлагается на руководителей организаций.
![]() |
Обратите внимание! Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст.9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). |
При этом важно знать, что несмотря на способ обращения гражданина либо юридического лица:
• право на обращение реализуется как гражданами, так и юридическими лицами добровольно;
• право граждан и юридических лиц на обращение в государственные органы и организации не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц;
• должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения, полученные в ходе обращения граждан и юридических лиц, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений;
• государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы.
Вместе с тем с граждан могут быть взысканы в судебном порядке расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
26.06.2015
Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год - консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь