Пособие от 26.06.2015
Автор: Войцеховская С.

Проведение горячей линии и прямой телефонной линии


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПРОВЕДЕНИЕ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ И ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОННОЙ ЛИНИИ

Информирование о проведении

В законодательстве определены следующие формы обращений:

• предложения, заявления, жалобы;

• индивидуальные обращения, коллективные обращения;

• письменные обращения, устные обращения;

• повторные обращения, анонимные обращения (ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).

 

Справочно

Более подробно см. подборку «Работа с обращениями граждан и юридических лиц».

 

Порядок рассмотрения сообщений, поступающих в ходе проведения прямых телефонных линий и горячих линий, регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - постановление № 667).

Так, проведение горячих линий и прямых телефонных линий должно быть организовано как в государственных органах, так и государственных и иных организациях (за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь) (далее - организации).

 

Справочно

Под иными организациями могут пониматься хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

 

Информация о проведении горячей линии, прямой телефонной линии доводится до всеобщего сведения путем ее размещения в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, на информационных стендах организации. При этом необходимо учесть, что номер телефона горячей линии размещается на главной странице интернет-сайта организации (подп.7.2 п.7 Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645).

Организация

Горячая линия организуется в организации в целях рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с ее деятельностью, и проводится специалистами организации в рабочее время в рабочие дни. Порядок проведения горячей линии и работы с обращениями, поступающими в ходе ее проведения, устанавливается руководителем организации.

 

Пример

Руководителем организации может быть установлен следующий график работы горячей линии: каждый вторник и четверг недели с 9:00 до 12:00 либо ежедневно в рабочие дни с 10:00 до 11:00.

 

Прямые телефонные линии организуются в целях рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию организации, и согласно подп.1.3 п.1 постановления № 667 проводятся в соответствии с утвержденным графиком либо в установленные в каждом конкретном случае руководителем организации день и время:

• руководителем организации, кроме руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, - не реже одного раза в квартал;

• руководителем местного исполнительного и распорядительного органа - не реже одного раза в 2 месяца;

• заместителями руководителей, руководителями структурных подразделений организации - не реже одного раза в квартал.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 сентября 2015 г. подп.1.3 п.1 постановления № 667 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2015 № 739.

 

Как правило, прямые телефонные линии проводятся по ранее определенной теме. В случае определения тематики желательно, чтобы граждане задавали вопросы по указанной теме.

При составлении графиков проведения прямых телефонных линий в них может быть предусмотрена следующая информация:

• дата;

• время;

• тематика;

• номер телефона и ответственное лицо.

Графики по усмотрению руководителя организации могут утверждаться на квартал, полугодие, год.

График проведения прямых телефонных линий (пример)

 

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
«____» _______ 20___ год
_____________ (Ф.И.О.)

График проведения прямых телефонных линий
в _________________________________________ в ____ полугодии _____ года
(наименование государственной организации)                                                

Дата проведения Время Тематика № телефона Ответственное лицо
         
         

 

Должность Подпись Расшифровка подписи

 

Вместе с тем при составлении графиков прямых телефонных линий, проводимых руководителями республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов и (или) их заместителями, необходимо учитывать, что в соответствии с подп.1.2 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» прямые телефонные линии в республиканских органах государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органах должны проводиться каждую субботу с 9:00 до 12:00, а при необходимости, обусловленной в том числе значительным количеством обращений граждан, могут проводиться более продолжительное время.

Делопроизводство по обращениям, поступившим в ходе прямой телефонной линии, ведется в организациях в порядке, установленном руководителем организации, с учетом требований постановления № 667.

Поскольку порядок делопроизводства по обращениям, поступившим в ходе проведения прямой телефонной линии, а также порядок проведения горячей линии и работы с обращениями, поступающими в ходе ее проведения, устанавливаются руководителем организации, то в организации может быть разработана и утверждена соответствующая инструкция либо положение. Например, Инструкция об организации проведения горячей линии и прямой телефонной линии.

 

Справочно

Инструкцию об организации проведения горячей линии и прямой телефонной линии можно найти здесь.

Оформление результатов проведения

Фиксация информации о проведении прямой телефонной линии и ее результатах может осуществляться разными способами.

Например, она может заноситься лицом, проводившим прямую телефонную линию, в журнал учета проведения прямых телефонных линий.

В случае выбора такого способа фиксации необходимо учитывать общие правила делопроизводства:

• журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен подписью руководителя и печатью организации;

• на журнале должны быть указаны даты начала и окончания ведения;

• журнал должен быть включен в номенклатуру дел организации.

Форма журнала учета проведения прямых телефонных линий (пример)

№ п/п Дата и время проведения Фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего прямую телефонную линию Данные лица, от кого поступил вопрос (примечание) Содержание (суть) задаваемого вопроса (причина обращения) Результат рассмотрения Подпись лица, проводившего прямую телефонную линию
             
             

 

Примечание. При обращении граждан указываются: фамилия, имя, отчество, адрес. При обращении юридического лица - наименование юридического лица, юридический адрес, фамилия, имя, отчество представителя, должность.

 

В графе «Результат рассмотрения» указывается, что было разъяснено, рекомендовано и т. п. Например, в случае необходимости дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации оформляется регистрационно-контрольная карточка (далее - РКК) для дачи письменного ответа. В такой ситуации после его рассмотрения в данной графе может делаться отметка о направлении ответа гражданину, юридическому лицу (дата и регистрационный номер ответа).

Вместо журнала учета проведения прямых телефонных линий может составляться протокол проведения прямой телефонной линии, который в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в организации, может храниться в деле вместе с графиком проведения прямых телефонных линий (если такие составляются).

В этом случае можно использовать следующую форму протокола, которая должна быть утверждена локальным нормативным актом организации.

Протокол проведения прямой телефонной линии (пример)

Протокол № _____ от «____» ________ 20__ года
проведения прямой телефонной линии __________________________________________________________
(Ф.И.О., должность лица, проводящего прямую телефонную линию)

№ п/п От кого поступил вопрос
(Ф.И.О., адрес; наименование юридического лица, юридический адрес, Ф.И.О. представителя, должность)
Содержание вопроса
(причина возникновения вопроса)
Результат рассмотрения Поручение
         
         

Время проведения: с______ до ______ часов.

 

Должность Подпись Расшифровка подписи

 

В ходе прямых телефонных линий гражданам и юридическим лицам на поставленные ими вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции организации, даются полные и исчерпывающие ответы в пределах полномочий организации.

Не подлежат регистрации обращения, поступившие в ходе:

1) горячей линии (подп.1.2 п.1 постановления № 667);

2) прямой телефонной линии, если обращение либо отдельные поставленные в нем вопросы не относятся к компетенции организации. В этом случае гражданину и юридическому лицу разъясняется, в какую организацию им необходимо обратиться (подп.1.8 п.1 постановления № 667).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июля 2017 г. следует руководствоваться подп.1.8 п.1 постановления № 667 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2017 № 555.

 

При необходимости же дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации после регистрации вопроса способом, установленным в организации, сведения об обращении, поступившем в ходе проведения прямой телефонной линии, заносятся в РКК по форме, установленной в приложении к постановлению № 667. При этом гражданину либо представителю юридического лица необходимо сообщить, что на их обращение будет дан письменный ответ.

О результатах рассмотрения обращений, не разрешенных в ходе прямых телефонных линий, граждане и юридические лица уведомляются письменно в 15-дневный срок со дня регистрации обращения. При необходимости дополнительного изучения вопроса, проведения специальной проверки или запроса соответствующей информации срок рассмотрения таких обращений может быть продлен руководителем организации до 1 месяца.

В РКК должны точно и своевременно отражаться:

• ход рассмотрения обращений;

• изменение сроков рассмотрения обращений;

• результат рассмотрения обращений (решено положительно, разъяснено, отказано), а также отметка об их исполнении.

 

Обратите внимание!

Ответы заявителям на обращения, не разрешенные в ходе проведения прямой телефонной линии, направляются за подписью руководителя организации.

Хранение документов

В номенклатуру дел организации включаются дела временного хранения (до 10 лет включительно), в том числе учетно-регистрационные формы (журналы, книги) и др. (п.161 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

Срок хранения:

• графиков проведения прямых телефонных линий - 1 год после замены их новыми;

• регистрационно-контрольных карточек и документов, связанных с рассмотрением обращений, поступивших в ходе проведения прямой телефонной линии, - 5 лет (пп.84, 86 и 87 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).

Таким образом, в номенклатуру дел организации должны быть включены дела по проведению прямых телефонных линий и по рассмотрению обращений, поступивших в ходе их проведения.

Статистическая отчетность

Также необходимо учесть, что ежегодно до 1 декабря года, предшествующего отчетному, государственные органы по согласованию с Межведомственным советом по государственной статистике утверждают формы ведомственной отчетности, одной из которых является форма ведомственной отчетности «Отчет об обращениях граждан и юридических лиц» (приведена в приложении 4 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 28.11.2014 № 75) (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 02.03.2011 № 95 «О некоторых вопросах сбора информации, не содержащейся в государственной статистической отчетности»).

Названная форма содержит раздел «Данные об обращениях граждан и юридических лиц, поступивших в ходе проведения прямых телефонных линий» с указанием в нем, как правило, следующих показателей:

1) количество проведенных прямых линий;

2) количество обращений, поступивших в ходе проведения прямых линий;

3) результаты рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения прямых линий, за отчетный период;

4) результаты рассмотрения обращений, поступивших в ходе проведения прямых линий, за соответствующий период года, предшествующий отчетному;

5) процент соотношения показателей за отчетный период к соответствующему периоду прошлого года.

Итоги подводятся ежеквартально. Данные об обращениях граждан и юридических лиц, поступивших в ходе проведения прямых телефонных линий, представляются в государственный орган также и подведомственными государственными организациями.

Ответственность

Ответственность за организацию работы с обращениями, поступившими в ходе проведения горячей линии и прямой телефонной линии, а также осуществление контроля за их рассмотрением в соответствии с подп.1.10 п.1 постановления № 667 возлагается на руководителей организаций.

 

Обратите внимание!

Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст.9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

При этом важно знать, что несмотря на способ обращения гражданина либо юридического лица:

• право на обращение реализуется как гражданами, так и юридическими лицами добровольно;

• право граждан и юридических лиц на обращение в государственные органы и организации не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц;

• должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения, полученные в ходе обращения граждан и юридических лиц, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений;

• государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы.

Вместе с тем с граждан могут быть взысканы в судебном порядке расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

 

26.06.2015

 

Светлана Войцеховская, юрист, с 2006 по 2012 год - консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь