


Материал помещен в архив
ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКАМИ: РЕКОМЕНДАЦИЯ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯ
Наниматель обязан обеспечивать проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками (п.6 ст.226 Трудового кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.226 вышеназванного Кодекса на основании Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З исключена. Данная норма содержится в абзаце 5 части второй ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З). |
Контроль осуществляется в порядке, установленном Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (далее - Инструкция № 159).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51. Комментарии см. здесь. |
Вместе с тем на практике в отдельных организациях полностью игнорируются требования по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда, регламентированные Инструкцией № 159.
Причиной неосуществления периодического контроля часто является неправильное понимание п.4 Инструкции № 159, согласно которому контроль может осуществляться (следовательно, может и не осуществляться). Другими словами, может сложиться убеждение, что осуществление периодического контроля - это право работодателя и он сам может выбирать, будет такой контроль проводиться в его организации или нет.
Также в отдельных случаях неправильно понимается п.11 Инструкции № 159, согласно которому периодический контроль осуществляется представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда. А при отсутствии в организации профсоюза с согласия нанимателя для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.
Если же наниматель согласия на проведение такого контроля не дает, то и никаких уполномоченных лиц выбирать не нужно.
Необязательность выбора уполномоченных лиц подкрепляется также п.3 Инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 (далее - Инструкция № 179), в котором указывается, что в организации при отсутствии профессиональных союзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. постановление № 179 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 48 утратило силу. Общественный контроль за соблюдением требований по охране труда может осуществляться только профсоюзами (ст.42 Закона № 356-З). |
Возникают вопросы: носят ли указанные нормы рекомендательный характер в связи с наличием в них слова «могут»? Можно ли согласиться, что законодательством не установлено требований об обязательном наличии уполномоченных лиц по охране труда работников в организациях, в которых отсутствуют профсоюзы?
Проанализируем данные вопросы, начиная с того, какие основные виды контроля осуществляются в организациях.
Виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда
В организациях осуществляются следующие основные виды контроля:
1) контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;
2) контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98;
3) производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 № 11;
4) периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда или уполномоченных лиц по охране труда работников;
5) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240.
Пять видов контроля, который к тому же осуществляется по разным направлениям, разными должностными лицами, - это некоторые из способов поддержания требований по соблюдению законодательства об охране труда на приемлемом уровне.
Возвращаясь к периодическому контролю, выясним вопрос: если в организации отсутствует профсоюз и нет желания осуществлять данный вид контроля, надо ли вообще выбирать уполномоченных лиц и нужны ли они в производственной деятельности организации?
Однозначно нужны! И не только для проведения контроля, но и для выполнения иных задач, возложенных отдельными нормами законодательства об охране труда на уполномоченных лиц. Рассмотрим основные задачи названных лиц.
Основные задачи уполномоченных лиц по охране труда
Основными задачами уполномоченных лиц являются:
• содействие созданию в организации (структурном подразделении организации) здоровых и безопасных условий труда;
• осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации (структурном подразделении организации);
• оказание помощи работникам по защите их прав на охрану труда.
Кроме этого, в Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее - Инструкция № 176), указывается следующее:
1) инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и др.) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации) (п.14);
2) проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации) (п.21);
3) проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование:
- службе охраны труда (специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю), аккредитованного (аккредитованному) на оказание услуг в области охраны труда;
- при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специалиста по охране труда или специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, - другим заинтересованным структурным подразделениям и должностным лицам организации;
- профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации) (п.24).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 44 (далее - постановление № 44) внесены изменения в Инструкцию № 176, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)». |
Таким образом, участие уполномоченных лиц в принятии инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ при отсутствии в организациях профсоюзов обязательно.
Так, на первой странице инструкции по охране труда (которая оформляется в соответствии с приложением 1 к Инструкции № 176) для организаций обязательно наличие грифов «УТВЕРЖДЕНО» и «СОГЛАСОВАНО», которые выглядят следующим образом:
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО | |
Уполномоченное лицо по охране труда работников организации | Руководитель организации (заместитель руководителя | |
______________ Демьянович В.Г. | организации, в должностные | |
(подпись) | обязанности которого входят | |
«30» апреля 2015 г. | вопросы организации охраны труда) | |
______________ Ковалева С.В. | ||
(подпись) | ||
«30» апреля 2015 г. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. приложение 1 к Инструкции № 176 на основании постановления № 44 исключено. Теперь требования к оформлению инструкции по охране труда содержатся в п.251 Инструкции № 176. Комментарий см. здесь. |
Кроме этого, уполномоченные представители профсоюза (иного представительного органа работников) должны принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп.14, 18, 29, 361, 45, 50, 63 и 67 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. следует руководствоваться Правилами № 30 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2020 № 306. |
Если в организации нет профсоюза, иной представительный орган работников, созданный в соответствии с Инструкцией № 179, при расследовании несчастного случая на производстве будет его альтернативой.
Проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда
Далее, возвращаясь к Инструкции № 159, отметим, что в части второй п.4 данной Инструкции прописано, что «контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению».
Данной нормой не предлагается выбирать, осуществлять контроль или нет, а предлагается определить для организации форму контроля. Будет это углубленная проверка или же визуальный осмотр, работодатель выбирает сам, главное - обеспечить создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При выборе формы контроля необходимо учитывать размер организации, характер ее деятельности, а также изготавливаемую продукцию или оказываемые услуги.
Если в организации осуществляются сложные производственные процессы, выполняются работы с повышенной опасностью, тогда, безусловно, должны проводиться все этапы периодического контроля:
• ежедневный;
• ежемесячный;
• ежеквартальный.
В организациях или в структурных подразделениях организаций, в которых работы с повышенной опасностью не выполняются, можно ограничиться проведением только ежеквартального контроля за состоянием охраны труда в организации.
Инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда
Проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда должно осуществляться на основании разработанного и утвержденного в организации локального нормативного правового акта - инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда (далее - локальная инструкция).
Данное требование установлено п.7 Инструкции № 159, согласно которому в организациях с учетом характера их деятельности на основе Инструкции № 159 разрабатываются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Таким образом, наниматель может выбрать для себя наиболее рациональную форму проведения периодического контроля, разработать и утвердить локальную инструкцию и осуществлять прописанные в ней мероприятия и процедуры.
Локальная инструкция должна отражать фактический порядок проведения контроля:
• какой участок проверяется;
• кто конкретно осуществляет контроль (должностное лицо);
• когда (ежедневно или ежемесячно);
• какие уполномоченные лица по охране труда работников организации участвуют в процедуре.
![]() |
Справочно С примером оформления инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда можно ознакомиться здесь. |
Например, общая структура проведения периодического контроля организации может выглядеть следующим образом:
№ п/п | Производственный участок | Периодичность контроля и должностные лица, ответственные за его проведение | Ф.И.О. уполномоченных лиц по охране труда работников организации, протокол № ___ от _______ | ||
ежедневный | ежемесячный | ежеквартальный | |||
1 |
Строительный участок № 1 | Производитель работ (прораб) | Начальник участка | Директор | |
2 |
Строительный участок № 2 | Мастер | Начальник участка | Директор | |
3 |
Участок транспорта | Механик | Главный инженер | Директор | |
4 |
В организации в целом |
- |
- |
Директор |
Ежедневный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
В локальной инструкции прописывается, что ежедневный контроль за состоянием охраны труда на производственных участках осуществляется:
• на строительном участке № 1 - производителем работ (прорабом) с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации;
• на строительном участке № 2 - мастером с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации;
• на участке транспорта - механиком с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации.
Результаты ежедневного контроля с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда (приложение 1 к Инструкции № 159).
Журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда на участке | ||||||
Дата и время проведения контроля | Выявленные нарушения | Мероприятия по устранению нарушений | Ответственные лица за выполнение мероприятий | Срок выполнения | Отметка о выполнении | Подпись мастера, общественного инспектора по охране труда профсоюза (уполномоченного лица по охране труда работников) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
28.04.2015 8 ч. 55 мин. |
Снято ограждение с настольного сверлильного станка инв. № 0001111 | Установить ограждение | Слесарь-ремонтник Соколенко Ю.Ю. | Немедленно | Ограждение установлено | |
29.04.2015 8 ч. 40 мин. |
Нарушения не выявлены | |||||
30.04.2015 9 ч. 5 мин. |
Каменщик Камнев И.О. находился на рабочем месте без каски защитной | Применять каску защитную | Каменщик Камнев И.О. |
Немедленно | Выполнено |
Ежемесячный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Ежемесячный контроль на производственных участках проводится:
• на строительном участке № 1 - начальником участка с участием производителя работ (прораба), инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации;
• на строительном участке № 2 - начальником участка с участием мастера, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации;
• на участке транспорта - главным инженером с участием механика, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации.
Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда (приложение 2 к Инструкции № 159), в котором указываются мероприятия, назначаются лица, ответственные за их выполнение, и сроки выполнения.
Журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда в цехе | ||||||
Дата проведения контроля | Выявленные нарушения | Мероприятия по устранению нарушений | Ответственные лица за выполнение мероприятий | Срок выполнения | Отметка о выполнении | Дата, подписи лиц, участвовавших в проверке |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
30.04.2015 |
1. За 28 апреля 2015 г. нет подписи уполномоченного лица по охране труда работников организации в графе 7 журнала ежедневного контроля |
Не допускать осуществления контроля без участия уполномоченного лица по охране труда работников организации | Мастер | Постоянно | ||
2. На настольном сверлильном станке (инв. № 0001111) неисправна пружина для возврата шпинделя станка в исходное положение | Эксплуатацию станка запретить. Заменить пружину |
Мастер, слесарь-ремонтник Соколенко Ю.Ю. |
В течение рабочей смены | Неисправность станка устранена | ||
3. Используемый в работе электроинструмент (инв. № 0003256) не проходил проверку и испытания в установленные сроки | Эксплуатацию электроинструмента запретить. Провести проверку и испытания |
Мастер | До проведения проверки и испытания |
Ежеквартальный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Ежеквартальный контроль осуществляется директором (его заместителем) с участием руководителей служб, отделов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.
По результатам ежеквартального контроля по каждому структурному подразделению оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению. Приведем пример оформления акта о проведении ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Открытое акционерное общество «Труд»
(ОАО «Труд»)
АКТ
30.03.2015 № 1
г. Минск
О проведении ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда
Мы, нижеподписавшиеся:
директор Иванов И.И.;
заместитель директора по техническим вопросам Селеванов М.Л.;
главный бухгалтер Коваль А.В.;
начальник отдела организационно-кадровой работы Ладова Е.И.;
мастер Островский А.А.;
уполномоченные лица по охране труда работников Карпович Ю.Б., Букша С.Н.,
составили настоящий акт о проведении ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда на строительном участке № 1.
В ходе ежеквартального контроля были проверены:
организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами;
своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;
соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;
эффективность работы вентиляционных систем и установок;
выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования;
обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и организация ухода за ними;
наличие и состояние средств коллективной защиты;
состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
организация лечебно-профилактического обслуживания работников;
состояние уголков по охране труда;
своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопросам охраны труда;
соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и др.
По результатам ежеквартального контроля установлено:
1. На лестничной площадке третьего этажа строящегося объекта не установлены защитные ограждения.
2. Поверхность земли, на которую устанавливаются средства подмащивания, не спланирована (не выровнена и не утрамбована), не обеспечен отвод с нее поверхностных вод.
3. Под концы пары стоек лесов в поперечном направлении подложены кирпичи.
4. Уклон лестниц при подъеме работников на леса превышает 60°.
5. Приставные лестницы и стремянки не снабжены устройствами, предотвращающими возможность их сдвига и опрокидывания при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок нет оковки с острыми наконечниками для установки на грунте.
6. При работе с приставной лестницы на высоте более 1,3 м арматурщик Прутков Е.Е. не применял предохранительный пояс.
7. Результаты осмотра средств подмащивания не записываются в журнал приемки и осмотра лесов и подмостей.
Обнаруженные недостатки устранить. К выполнению работ до их устранения не приступать.
К работникам, допустившим нарушения по охране труда, применить меры дисциплинарного взыскания.
За допущенные нарушения требований по охране труда объявить замечания в приказе следующим работникам:
заместителю директора по техническим вопросам Селеванову М.Л.,
мастеру строительного участка № 1 Островскому А.А.
По итогам ежеквартального контроля за соблюдением законодательства об охране труда провести совещание, на котором проанализировать состояние охраны труда в структурных подразделениях организации, заслушать их руководителей, рассмотреть имевшие место случаи нарушения требований по охране труда, изучить передовой опыт работы по охране труда.
_________________ Иванов И.И.
_________________ Селеванов М.Л.
_________________ Коваль А.В.
_________________ Лабодаева Е.И.
_________________ Островский А.А.
_________________ Карпович Ю.Б.
_________________ Букша С.Н.
Принимая во внимание изложенное, для нанимателей является обязательным выполнение требования о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками, направленного на улучшение условий труда работающих и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
20.05.2015
Сергей Жартун, директор общества с дополнительной ответственностью «ПрофиТруд»