Пособие от 18.12.2014
Автор: Кулаковский С., Ильницкая Е.

Проверяем надежность контрагента. Советы судьи


 

Материал помещен в архив

 

ПРОВЕРЯЕМ НАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА. СОВЕТЫ СУДЬИ

В свете борьбы с дебиторской задолженностью для получения актуальных данных о существующих и потенциальных партнерах, их финансовой состоятельности необходимо еще на стадии заключения хозяйственных договоров осуществлять тщательную проверку партнера всеми доступными методами. К таким методам можно отнести получение сведений из всех общедоступных реестров и получение сведений от самого контрагента.

Далее перечислены и подробно рассмотрены основные источники информации, которые помогут составить представление о партнере.

Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

На сайте Министерства юстиции Республики Беларусь (далее - Минюст) http://minjust.by/ru/site_menu/edin_gos_register/subj_hoz/perechen/new_2014/new_zaregistr в открытом доступе содержатся сведения о зарегистрированных в Республике Беларусь юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

 

Справочно

Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) представляет собой общегосударственную систему учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь, о государственных органах и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, для ведения иных государственных регистров (реестров), содержащих сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (п.2 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229, далее - Положение).

По данным Минюста по состоянию на 12 ноября 2014 г. в базе ЕГР содержится информация в отношении 308 701 юридического лица, в т.ч. 173 075 действующие, и 911 241 индивидуального предпринимателя, в т.ч. 267 630 действующие.

 

С целью получения более подробной информации о контрагенте можно обратиться с заявлением о предоставлении информации из ЕГР как в Минюст, так и в регистрирующие органы по месту нахождения субъекта хозяйствования, о котором запрашиваются сведения.

 

Обратите внимание!

С 30 ноября 2014 г. запросы (заявления) о предоставлении сведений из ЕГР могут быть представлены в Минюст в электронном виде посредством веб-портала ЕГР http://egr.gov.by. При этом государственная пошлина за предоставление сведений оплачивается посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (абзац 2 части первой п.19 Положения).

 

Органы, уполномоченные на выдачу информации из ЕГР, перечислены в п.13.2 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Для получения выписки из ЕГР необходимо подать заявление (запрос) и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

 

Справочно

Образец заполнения заявления о предоставлении информации из ЕГР для юридических и физических лиц и реквизиты для уплаты госпошлины см. на сайте Минюста http://minjust.by/ru/site_menu/edin_gos_register.

 

Срок предоставления информации для индивидуальных предпринимателей - 5 календарных дней, для юридических лиц - 7 календарных дней, госпошлина - 1 базовая величина за каждый экземпляр выписки (п.79 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, далее - НК).

Форма выписки из ЕГР содержится в приложениях 2-4 к Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 10.03.2009 № 25.

В частности, выписка содержит следующую информацию о контрагенте:

• полное и сокращенное наименование;

• местонахождение и телефон;

• электронный адрес;

• форму собственности;

• основной вид деятельности;

• Ф.И.О. руководителя;

• сведения о собственнике имущества (учредителях, участниках) (Ф.И.О. для физических лиц, наименование для юридических лиц, доля в уставном фонде).

Сведения о месте жительства, номере домашнего телефона, данные документа, удостоверяющего личность руководителя, собственников имущества (учредителей, участников) - физических лиц, предоставляются только по запросам судов, правоохранительных и контролирующих органов.

Сведения о представительствах иностранных организаций в Республике Беларусь

В открытом доступе на сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь (http://mfa.gov.by/representation/baza/) содержатся следующие сведения о представительствах иностранных организаций в Республике Беларусь:

• организационно-правовая форма организации;

• наименование представительства;

• страна регистрации организации;

• номер, дата выдачи и срок действия разрешения на открытие представительства.

Также на сайте приведена информация о представительствах иностранных организаций в Республике Беларусь, прекративших свою деятельность.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) и банкротстве контрагента

В общем доступе в сети Интернет на сайте Минюста http://minjust.by/ru/site_menu/edin_gos_register/subj_hoz/perechen размещены сведения об исключенных из ЕГР юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Со 2 мая 2013 г. сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования размещаются на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (www.justbel.info). Данные сведения содержат также информацию о порядке и сроке заявления требований кредиторами ликвидируемого субъекта (Инструкция о порядке размещения и опубликования сведений о нахождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе ликвидации (прекращения деятельности), утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164).

О том, что контрагент находится в стадии ликвидации, можно также узнать, получив выписку из ЕГР.

Перечисленные ниже источники позволяют узнать о том, что в отношении контрагента возбуждено дело о банкротстве.

1. Сведения по делам о банкротстве, рассматриваемым экономическими судами, публикуются в печатном издании Верховного Суда - журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие». Ознакомиться с объявлениями, опубликованными в журнале, можно на сайте Верховного Суда Республики Беларусь http://court.by/supcourt_publications/ec_vestnik/.

2. В соответствии со ст.21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в Республике Беларусь создан и функционирует Единый государственный реестр сведений о банкротстве (www.bankrot.gov.by).

Кроме большого объема сведений, предоставляемых в отношении контрагента, данный ресурс позволяет осуществить мониторинг контрагентов. Для этого необходимо в специальной форме на сайте ввести УНП контрагента, после чего ежедневно будет проводиться проверка на наличие его в базе данных. Если контрагент появится в базе данных как должник, на электронный адрес, указанный в форме, придет уведомление.

 

Справочно

Подробнее см. пособие «Правовое регулирование формирования и ведения Единого государственного реестра сведений о банкротстве».

 

3. Сведения о банкротстве, размещенные на сайте Министерства экономики Республики Беларусь (http://www.economy.gov.by/ru/restructuring-insolvency/perechen-organizaciy-v-procedurah-bankrotstva), на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - МНС) (http://www.nalog.gov.by).

 

Обратите внимание!

Вышеуказанные сведения о контрагенте становятся особенно актуальными, если возникает конфликтная ситуация и необходимо обратиться в экономический суд. Если ваш должник находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности) или в отношении него возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве), судья откажет в принятии искового заявления или заявления о возбуждении приказного производства.

Сведения об исполнительном производстве

В соответствии со ст.407 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь органами принудительного исполнения предоставляются сведения:

о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должников;

о сумме долга, подлежащей взысканию;

об обременениях в отношении имущества должников, совершенных в рамках исполнительного производства.

Правом на получение сведений обладают стороны по исполнительному производству (взыскатель и должник), государственные органы, иные лица.

Информация предоставляется на основании письменного заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица и уплаты государственной пошлины.

Ставка государственной пошлины за сведения о каждом должнике составляет 3 базовые величины (п.14 приложения 16 к НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. п.14 исключен из приложения 16 к НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. С этой даты следует руководствоваться п.3 приложения 161 к  НК. Ставка государственной пошлины не изменилась и составляет 3 базовые величины за сведения о каждом должнике.

Размер базовой величины см. здесь.

 

Пример запроса содержится в разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 01.06.2011 № 03-19/1022 «Об ознакомлении с материалами исполнительного производства и представлении информации в порядке статьи 407 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь».

В настоящее время форма запроса (кроме адресата) та же, что и в указанном выше разъяснении.

Например, с запросами по должникам, находящимся в г.Минске, необходимо обращаться в отдел принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Минского городского исполнительного комитета (220072, г.Минск, ул.Академическая, 15/1, тел. 29 49 367).

Данные (телефоны) по всем органам принудительного исполнения см. на сайте http://minjust.by/ru/site_menu/prinudisp.

Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере

С 1 января 2013 г. на сайте МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/) в открытом доступе размещен реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, который создан и ведется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ № 488).

 

Справочно

По состоянию на 28 ноября 2014 г. в реестре значилось 4 638 субъектов.

 

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии одного или нескольких из которых субъекты хозяйствования подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, определен подп.1.1 п.1 Указа № 488.

Проверка потенциального контрагента по реестру позволит добросовестным субъектам хозяйствования на стадии принятия решения о совершении с ним сделки получить сведения о репутации контрагента, а также избежать риска неуплаты налогов и иных негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злонамеренных действий недобросовестных лиц.

 

Справочно

Подробнее см. «Алгоритм действий по включению субъекта хозяйствования в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и исключению из данного реестра в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488».

Электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции

Начиная с 1 января 2013 г. организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (подп.1.9 п.1 Указа № 488).

Необходимая информация может быть получена следующими способами:

• в сети Интернет на сайте расчетного центра Национального банка Республики Беларусь по адресу http://blank.bisc.by;

• путем письменного обращения в инспекцию МНС или организацию, осуществляющую реализацию бланков.

Вопросы ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции регулирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912.

Важной новеллой Указа № 488 является подп.1.10 п.1, согласно которому первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы, в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

 

Обратите внимание!

Теперь совершение хозяйственной операции может быть опровергнуто контролирующим органом на основании не имеющего юридической силы первичного документа, и для этого не нужно решение хозяйственного суда о признании сделки недействительной.

Запросы контрагенту по сделке

До заключения сделки целесообразно направлять запросы о предоставлении сведений, необходимых для заключения сделки (например, выписки из учредительных документов о компетенции директора, копии необходимых лицензий и сертификатов, данные о размере уплаченных налогов, о численности работников, сведения о находящемся в собственности контрагента недвижимом имуществе).

Некоторые контрагенты отказываются предоставлять информацию, ссылаясь на то, что она является их коммерческой тайной.

 

Обратите внимание!

В отношении информации может быть установлен режим коммерческой тайны при условии, что составляющие ее сведения не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями, имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам, не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и не отнесены в установленном порядке к государственным секретам. Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности.

Сведения, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, определяются законодательными актами (п.2, 3 ст.140 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы охраны коммерческой тайны, является Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее - Закон № 16-З).

В ст.6 Закона № 16-З содержится перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся в т.ч. сведения:

• содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в ЕГР;

• содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

• о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

• о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;

• об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;

• о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;

• о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

• о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;

• о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.

 

Обратите внимание!

Приведенный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, является открытым, однако ст.6 Закона № 16-З допускает возможность его расширения только на уровне иных законодательных актов, т.е. сам контрагент в локальных актах не может дополнить этот перечень.

Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

Информацию о существующих в момент выдачи информации правах и ограничениях (обременениях) прав на конкретный объект недвижимого имущества можно получить в виде выписки из регистрационной книги в республиканской и территориальных организациях по государственной регистрации (п.1 ст.29 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).

В соответствии со ст.30 указанного выше Закона выписка из регистрационной книги содержит:

• основные данные объекта недвижимого имущества;

• идентификационные сведения о собственнике недвижимого имущества, при общей долевой собственности указывается размер доли и идентификационные сведения о каждом сособственнике недвижимого имущества;

• перечень актуальных прав и ограничений (обременений) прав в отношении недвижимого имущества (кроме права собственности), срок действия прав, ограничений (обременений) прав, идентификационные сведения о правообладателях и лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения), стоимость обеспеченных ипотекой обязательств или данные о порядке и условиях ее определения;

• перечень действительных в момент выдачи выписки отметок (далее - актуальные отметки) в регистрационной книге о заявлениях;

• перечень актуальных отметок в регистрационной книге о приостановлении совершения регистрационного действия;

• дату и время выдачи выписки из регистрационной книги;

• иные сведения об объекте недвижимого имущества, перечень которых установлен специально уполномоченным органом государственного управления.

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 27.07.2006 № 13 утверждена Инструкция о порядке дистанционного доступа к единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Предоставление дистанционного доступа к единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется посредством интернет-ресурса http://gzk.nca.by.

Для предоставления доступа заключается договор с государственным унитарным предприятием «Национальное кадастровое агентство».

 

Справочно

См. также справочную информацию.

 

18.12.2014

 

Сергей Кулаковский, заместитель председателя экономического суда г.Минска

Елена Ильницкая, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»