


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Пять ответов на вопросы о докладной или служебной записке в кадрах
В процессе трудовых отношений иногда возникают конфликтные ситуации между нанимателем и работниками, ситуации, требующие решения возникшей проблемы, вмешательства нанимателя. Это может быть вызвано неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей сторонами трудового договора, отсутствием необходимых для работы материалов, средств индивидуальной защиты и др.
Вопрос 1: Какую записку при необходимости следует писать должностному лицу нанимателя: служебную или докладную?
Ответ: Докладную записку.
Докладная записка - информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя (п.118 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, далее - Инструкция № 4).
Такой вид документа, как служебная записка, в Инструкции № 4 не приводится.
При организации документооборота необходимо также руководствоваться унифицированной системой организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41 (далее - УСОРД).
Так, УСОРД содержит примеры форм докладных записок и объяснительной записки.
Таким образом, следует оформлять докладную записку.
Вопрос 2: Подразделяются ли докладные записки по видам?
Ответ: Подразделяются.
В зависимости от содержания и целевого назначения докладные записки делятся на инициативные (внесение предложений, изложение просьбы, фактов, явлений) и отчетные (о ходе, состоянии, завершении работ, выполнении поручений, планов, о результатах командировки, проверки и т. д.) (п.119 Инструкции № 4).
Цель инициативной докладной записки - побудить руководителя принять определенное решение, а отчетными докладными записками информируют руководителя о ходе работ.
В зависимости от адресата докладные записки делятся на внутренние и внешние.
Внутренняя докладная записка адресуется руководителю организации в порядке прямого подчинения.
Внешняя докладная записка адресуется руководителю вышестоящей организации (п.120 Инструкции № 4).
Вопрос 3: Докладная записка (внутренняя) составляется в произвольной или определенной форме?
Ответ: По нормам Инструкции № 4 и СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83).
Внутренние докладные записки адресуются руководителю организации и оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 или А5.
Текст докладной записки состоит из вводной и основной частей.
В вводной части излагаются состояние вопроса, факты, послужившие причиной для составления документа, проводится их анализ.
В основной части докладной записки излагаются выводы, предложения, просьбы.
Внутренние докладные записки подписываются их составителями.
Датой докладной записки является дата ее подписания (пп.120-123 Инструкции № 4).
Докладная записка о привлечении работника к работе в выходной день (пример)
Отдел охраны труда | Директору ООО «Меридиан» Петровскому А.И. |
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
27.07.2020 № 12
г. Гомель
О привлечении работника к работе
в выходной день
В связи с необходимостью подготовки к проведению мероприятия по охране труда прошу привлечь специалиста по охране труда Рысину Татьяну Михайловну к работе по оформлению стенда по охране труда в выходной день 28.07.2020 с 09:00 до 13:00.
Начальник отдела охраны труда |
Подпись | А.В.Сиваков |
Вопрос 4: Необходимо ли в приказах ссылаться на докладную записку, например, о наложении дисциплинарного взыскания?
Ответ: Необходимо.
Доказывать вину работника в совершении дисциплинарного проступка обязан наниматель. В приказе о привлечении работника к дисциплинарной ответственности необходимо указать основания. Одним из таких оснований будет в том числе докладная записка руководителя.
![]() |
Обратите внимание! Для применения меры дисциплинарного взыскания нанимателю необходимо соблюсти процедуру, установленную главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь. |
Вопрос 5: Регистрируются ли докладные записки в организации или просто подшиваются к приказам, отчетам и т. д.?
Ответ: Регистрируются.
Регистрации подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, требующие учета и исполнения. Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки (подп.139.2 п.139 Инструкции № 4).
Докладные записки могут регистрироваться централизованно в службе документационного обеспечения управления или децентрализованно в структурных подразделениях (например, в отделе кадров) в зависимости от особенностей организации документооборота.
Регистрационными индексами докладных записок, справок и других информационно-справочных документов являются их порядковые регистрационные номера, присваиваемые в пределах делопроизводственного года, которые могут дополняться индексами дел по номенклатуре дел (подп.142.6 п.142 Инструкции № 4).
03.08.2020
Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства