Вопрос-ответ от 30.04.2008
Автор: Пархимович А.

Рабочий день водителя с 8.00 до 16.30. Раз в месяц водитель работает по схеме: понедельник-пятница с 8.00 до 16.30 (обычная рабочая неделя), далее по графику - суббота-воскресенье с 10.00 до 16.30; понедельник-пятница с 7.00 до 17.30 и два выходных. Затем обычная рабочая неделя, а за ней распорядок работы снова устанавливается в соответствии с графиком. Есть ли в таком режиме работы нарушения трудового законодательства? Может ли такой порядок работы служить основанием для увольнения, если он составлен с нарушением законодательства?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Рабочий день водителя установлен с 8.00 до 16.30 (с понедельника по пятницу). В организации утвержден график сменности. Приблизительно 1 раз в месяц водитель работает по такой схеме: понедельник-пятница с 8.00 до 16.30 (обычная рабочая неделя), далее по графику - суббота-воскресенье с 10.00 до 16.30; понедельник-пятница с 7.00 до 17.30 и два выходных. Затем идет обычная рабочая неделя, а за ней распорядок работы снова устанавливается в соответствии с графиком.

Есть ли в таком режиме работы нарушения трудового законодательства? Может ли такой порядок работы служить основанием для увольнения, если он составлен с нарушением законодательства?

 

ОТВЕТ: Рассмотрим режим работы водителя по дням:

с 8.00 до 16.30 (перерыв на обед 30 минут) - 8 рабочих часов (5 дней в неделю),

с 10.00 до 16.30 (перерыв на обед 30 минут) - 6 часов (2 дня в неделю),

с 7.00 до 17.30 (перерыв на обед 30 минут) - 10 часов (5 дней в неделю),

далее - 2 дня выходных и снова работа по той же схеме.

Таким образом, фонд рабочего времени (без учета отпуска) составит 1 778 часов при норме 2 024 часа при 40-часовой рабочей неделе. В этой части никаких нарушений нет.

Однако ст.125 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) определено, что минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами (от конца одной до начала следующей) должна быть вместе со временем перерыва для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене. Кроме того, в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 (далее - Положение № 13), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывом для отдыха и питания не может быть меньше двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену).

Во все дни работы, кроме той недели, когда водитель работает с 7.00 до 17.30, приведенная норма соблюдается. Законодательство нарушается в дни работы с 7.00 до 17.30, поскольку после окончания работы в 17.30, время следующего начала работы не может быть ранее 13.30 следующего дня. Таким образом, график работы составлен с нарушениями трудового законодательства, а именно ст.125 ТК и п.16 Положения № 13.

Для расторжения трудового договора по требованию работника в связи с допущенным нарушением необходимо, чтобы данное нарушение было зафиксировано соответствующим органом: профкомом, комиссией по трудовым спорам, профсоюзом отрасли, комитетом по трудовым спорам Минтруда и соцзащиты или судом. После официального определения одним из этих органов несоответствия графика трудовому законодательству водитель может предъявить свои требования нанимателю о расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем трудового законодательства.

 

30.04.2008 г.

 

Алексей Пархимович, экономист по труду I категории

 

От редакции: С 23 декабря 2010 г. постановление Минтранса РБ от 25.05.2000 № 13 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта» на основании постановления Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 утратило силу.