Вопрос-ответ от 20.03.2014
Автор: Гасюкевич О.

Работник обратился с письменным заявлением к нанимателю о переводе его на другую постоянную работу. Наниматель на это никак не отреагировал. Обязан ли наниматель дать работнику письменный ответ о принятии своего решения? Распространяется ли в данном случае Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» на трудовые отношения?


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВОПРОС: Работник обратился с письменным заявлением к нанимателю о переводе его на другую постоянную работу. Наниматель на это никак не отреагировал.

Обязан ли наниматель дать работнику письменный ответ о принятии своего решения? Распространяется ли в данном случае Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон) на трудовые отношения?

 

ОТВЕТ: Нет, не обязан. В организации должен быть определен порядок контроля за исполнением заявлений работников на основе разработанной Инструкции по делопроизводству или иного локального нормативного правового акта.

Действие Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в т.ч. поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения (ст.2 Закона).

Трудовым законодательством не предусмотрена дача нанимателем письменных ответов о результатах рассмотрения письменных заявлений работника в части возникновения, изменения или прекращения трудовых правоотношений.

Однако заявление работника является документом, который должен быть оформлен и зарегистрирован в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4.

Названная Инструкция распространяется на организационно-распорядительную документацию независимо от вида носителя и устанавливает правила подготовки, оформления, учета, тиражирования, контроля исполнения, оперативного хранения, использования и подготовки к передаче в архив, осуществляемые с помощью ручных, механизированных и автоматизированных (компьютерных) технологий.

Ведение делопроизводства в организации осуществляется на основе самостоятельно разрабатываемых инструкций по делопроизводству, которые могут определять порядок оформления, согласования, визирования, учета заявлений работников по вопросам возникновения, изменения, прекращения трудовых правоотношений и реализации трудовых прав и гарантий.

Так, с учетом особенностей делопроизводства организации подписанное работником заявление о переводе, как правило, подлежит:

• внутреннему согласованию (визированию) уполномоченными лицами;

• регистрации (записи учетных данных о документе в регистрационной форме, фиксирующей факт его создания, получения или отправки);

• представлению руководителю организации или уполномоченному лицу для наложения резолюции (письменного указания руководителя о порядке исполнения или использования документа);

• исполнению согласно резолюции (индивидуальные сроки исполнения заявления о переводе указываются в тексте заявления или в резолюции руководителя);

• включению в дело согласно утвержденной номенклатуре дел.

Если в организации определен порядок контроля за исполнением заявлений работников, в т.ч. с резолюцией об отказе, и доведения резолюции руководителя до сведения работника в письменном виде, то уполномоченными лицами осуществляются действия, установленные в Инструкции по делопроизводству организации или ином локальном нормативном правовом акте.

 

20.03.2014

 

Ольга Гасюкевич, юрист