


Материал помещен в архив
РАСЧЕТ ЗАГОТОВИТЕЛЬНО-СКЛАДСКИХ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ И ХРАНЕНИЕМ ПЕСКА
![]() |
Ситуация Для строительства улиц, дорог из карьера привозят песок. В смету закладывают отпускную стоимость песка и транспортные расходы. Необходимо ли в смете дополнительно учитывать заготовительно-складские расходы? |
Нормативное регулирование до 1 апреля 2017 г.
На природный песок и песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3, предназначенные для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, распространяются нормы ГОСТ 8736-93* «Песок для строительных работ. Технические условия», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.06.1995 № 129 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/17435/17435).
В стандарте применены следующие термины:
• природный песок - неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования специального обогатительного оборудования;
• дробленый песок - песок с крупностью зерен до 5 мм, изготавливаемый из скальных горных пород и гравия с использованием специального дробильно-размольного оборудования;
• фракционированный песок - песок, разделенный на две или более фракций с использованием специального оборудования;
• песок из отсевов дробления - неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, получаемый из отсевов дробления горных пород при производстве щебня и из отходов обогащения руд черных и цветных металлов и неметаллических ископаемых и других отраслей промышленности;
• песок высшего класса - песок с улучшенным зерновым составом, получаемый с применением специального обогатительного оборудования и поставляемый без разделения на фракции.
Требования ГОСТ 23735-79* «Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР от 22.06.1979 № 92 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/9300/9300), распространяются на:
• природные песчано-гравийные смеси, применяемые для устройства дорожных покрытий, верхнего слоя оснований под покрытия, для дренирующих слоев и в других целях в дорожном строительстве в соответствии с требованиями норм и правил на строительство автомобильных дорог;
• обогащенные песчано-гравийные смеси (получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения), которые применяются согласно требованиям строительных норм и правил на соответствующие виды строительных работ.
Названный стандарт не распространяется на природные песчано-гравийные смеси, используемые в качестве полуфабриката для последующей переработки потребителями.
В случае если в задании на проектирование указан конкретный карьер, из которого будет осуществляться поставка песка (песчано-гравийная смесь (ПГС)), или в проекте организации строительства (ПОС) указаны конкретные базы поставки и дальность возки, то проектная организация в составе проектно-сметной документации рассчитывает транспортные затраты по доставке песка от указанного карьера до приобъектного склада.
Нормативное регулирование с 1 апреля 2017 г.
На природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3 и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ (кроме песков из отсевов дробления плотных горных пород) распространяются нормы ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 01.04.2016 № 27 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/321222).
В стандарте применены следующие термины:
• песок - природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разборке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений;
• песок обогащенный - природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования;
• песок фракционный - природный неорганический сыпучий материал, разделенный на две или более фракций с использованием специального оборудования.
Требования ГОСТ 23735-2014 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 01.04.2016 № 27 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/325110), распространяются на песчано-гравийные смеси, получаемые из гравийно-песчаных и валунно-гравийно-песчаных пород по ГОСТ 31426-2010 «Породы горные рыхлые для производства песка, гравия и щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.03.2012 № 14 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/258322/376380), и применяемые для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дренирующих слоев, дорожных насыпей, временных автомобильных дорог, обратной засыпки котлованов, траншей, устройства подушек под монолитные фундаменты, отсыпки оснований под различные площадки, для планировки и благоустройства территории, для рекультивации и в других видах строительства, в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды работ.
Названный стандарт не распространяется на песчано-гравийные смеси, применяемые в качестве заполнителей для бетонов.
В случае если в задании на проектирование указан конкретный карьер, из которого будет осуществляться поставка песка (ПГС), или в ПОС указаны конкретные базы поставки и дальность возки, то проектная организация в составе проектно-сметной документации рассчитывает транспортные затраты по доставке песка от указанного карьера до приобъектного склада.
Составление сметы с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении
При составлении сметной документации в текущем уровне цен (по объектам, задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь») следует руководствоваться Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51.
![]() |
Справочно Нормативы расхода ресурсов - нормативы, устанавливающие расход ресурсов в натуральном выражении, и нормативы, определяемые в процентном выражении, в том числе нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, транспортных расходов. |
Транспортные расходы по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства, включая заготовительно-складские расходы, определяются от отпускной цены строительных материалов по утвержденной процентной норме (абзац 2 подп.8.3 п.8 вышеназванной Инструкции).
Для автодорожного строительства привязка бетонных и железобетонных изделий и конструкций, нерудных материалов, товарных бетонов и железобетонов и других материалов, используемых при данном виде строительства, производится на основании ПОС с учетом конкретных баз поставки (мест временного хранения, обоснованных ПОС, в случае приготовления щебеночно-песчано-гравийных и других смесей на площадке), расстояния перевозки и тарифов на перевозку.
![]() |
Обратите внимание! Песок для строительных нужд учтен перечнем материалов, изделий и конструкций, транспортные расходы по доставке которых определяются исходя из конкретных расстояний перевозки и тарифов на перевозку (приложение Д к Методическим указаниям по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2012), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 450). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.2016 № 238, которым утверждены: 1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем на следующие виды работ: - строительные конструкции и работы; - монтаж оборудования; - ремонт объектов; - реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям; - пусконаладочные работы; 2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017). С этой же даты вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319, которым утверждены: 1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017); 2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017); 3) Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017); 4) Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II). |
Составление сметы с применением ресурсно-сметных норм
Сметными ценами на материалы, изделия и конструкции Сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 № 364 (далее - Сборник сметных цен), в базисном уровне цен на 1 января 2006 г. транспортные затраты учтены по трем зонам строительства:
• 1 зона - для городского строительства;
• 2 зона - для сельского строительства;
• 3 зона - для строительства в г. Минске.
Сметными ценами на материалы, изделия и конструкции Сборника сметных цен (часть I «Строительные материалы» (РСН 8.06.101-2007), часть II «Строительные конструкции и детали» (РСН 8.06.102-2007), часть V «Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ» (РСН 8.06.105-2007)) транспортные затраты учтены по доставке материалов, изделий и конструкций от места их приобретения до приобъектного склада объекта строительства на расстояния по зонам строительства:
• 1 зона - 20 км;
• 2 зона - 60 км;
• 3 зона - 30 км.
При этом затраты по доставке песка и песчано-гравийной смеси учтены на 60 км.
При перевозке песка и песчано-гравийной смеси на расстояние, отличающееся от учтенного в сметной цене, производится корректировка транспортных затрат (скидка, надбавка) исходя из расстояния перевозки, определенного в соответствии с проектными данными доставки из конкретного карьера, в порядке, предусмотренном указаниями по применению ресурсно-сметных норм.
При составлении сметной документации согласно Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25, заготовительно-складские расходы также учитываются сметной стоимостью материалов. При этом их величина не выделяется отдельной цифрой в базисном уровне цен.
Однако при определении стоимости в текущем уровне цен в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов в строительстве (РСН 8.01.105-2007), утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 № 444, дополнительно учитываются заготовительно-складские расходы с налогами, приходящимися на заготовительно-складскую деятельность, в размере 2,24 % (на металлоконструкции 0,84 %) от суммы отпускной цены материалов и транспортных затрат (подп.2.4.5 п.2.4).
![]() |
Справочно Отпускная цена - это цена на товар, по которой организации реализуют произведенную ими продукцию другим предприятиям и организациям. Стоимость погрузочных работ учитывается в отпускных ценах на материалы, изделия и конструкции, а разгрузочных работ - в ресурсно-сметных нормах. |
В Сборнике сметных цен (части I-V (РСН 8.06.101-2007 - РСН 8.06.105-2007)) (как и в сборниках в ценах 1991 года), в сметных ценах по всем позициям сборников учтены все расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов, изделий и конструкций до приобъектного склада строительства (оптовые цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузо-разгрузочные и заготовительно-складские расходы).
На основании сметных цен, в состав которых входят указанные издержки обращения, осуществляются расчеты между подрядной строительной организацией и заказчиком.
Заготовительно-складские расходы являются составной частью цены материалов и транспортных затрат и их включение в акты сдачи-приемки выполненных работ законно и обоснованно.
Транспортные и заготовительно-складские расходы возмещаются предприятию (организации), понесшему соответствующие затраты, в соответствии с условиями, предусмотренными договором подряда.
Если часть затрат произвел заказчик (генподрядчик), а часть - подрядчик (субподрядчик), то сумма транспортных и заготовительно-складских расходов распределяется между ними в размерах, согласованных двумя сторонами, и в пределах сметной стоимости элементов данных затрат в текущих ценах. Соответственно, указанные затраты возмещаются стороне, которая их произвела.
Согласно принятому в республике порядку ценообразования в строительстве стоимость материалов, изделий и конструкций принимается без учета оптовой надбавки, так как в текущем уровне цен оптовая надбавка является составной частью проиндексированных транспортных затрат и заготовительно-складских расходов, начисляемых на стоимость материалов (с учетом транспортных затрат).
Так, законодательством не предусмотрено исключение стоимости заготовительно-складских расходов из стоимости песка даже при условии корректировки транспортных затрат в сметной стоимости с учетом фактического расстояния.
Расчет заготовительно-складских расходов, связанных с приобретением и хранением песка
Приведем расчет сметной стоимости песка с учетом корректировки транспортных затрат, который можно увидеть в исходных данных сметы, прошедшей государственную экспертизу.
В сметной стоимости песка затраты по его доставке учтены на 60 км.
Примем, что песок для строительных работ (С412-1500) транспортируется на расстояние 25 км. В специальной программе в этом случае будет прописано:
С412-1500-ш1''17335#7937'=46/V=205'СТОИМОСТЬ ПЕСКА ПЕСКА#Ц.О. (27939:1,0224-18308+5291.1,5).1,0224=17335РУБ'М3.
Данная запись вне программного комплекса выглядит следующим образом:
((27 939 / 1,022 4) - 18 308 + 5 291 х 1,5) х 1,022 4 = 17 335 (руб./м3),
где 27 939 - сметная стоимость песка, руб.;
1,022 4 - коэффициент, учитывающий расходы, приходящиеся на заготовительно-складскую деятельность с учетом налогов;
18 308 - транспортные затраты, входящие в сметную стоимость песка, руб.;
5 291 - стоимость перевозки на расстояние до 25 км, руб. (С310-25.1);
1,5 - объемный вес песка, т.
![]() |
Справочно В зависимости от вида кубометр песка может весить от 1 500 до 1 700 кг. В отдельных случаях вес песка может составлять 1 900 кг. |
Чтобы увидеть, где заложены заготовительно-складские расходы в смете, рассмотрим сметную стоимость песка более детально.
Так, сметная стоимость песка для строительных работ (С412-1500) в базисном уровне цен 2006 года составляет 27 939 руб. за 1 м3, в том числе транспортные затраты - 18 308 руб. за 1 м3.
Отпускная цена песка, которая умножается на индекс изменения стоимости для определения стоимости песка в текущем уровне цен, равна 9 019 руб. за 1 м3.
Вычтем из сметной стоимости транспортные затраты и отпускную цену песка, получим сумму иных, в том числе заготовительно-складских, расходов, связанных с приобретением и хранением песка: 27 939 - 18 308 - 9 019 = 612 (руб.).
![]() |
Обратите внимание! В текущем уровне цен сумма заготовительно-складских расходов выделяется отдельной строкой. |
Для базы нормативов расхода ресурсов заготовительно-складские расходы не выделяются отдельной строкой в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и определяются в составе транспортных расходов по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства. Транспортные расходы определяются от стоимости строительных материалов по процентной норме по трем зонам строительства по видам материалов в размерах, приведенных в таблице 2.1 НРР 8.01.104-2012 (п.2.5 НРР 8.01.104-2012).
Таблица 2.1. Нормы затрат на транспортные расходы от стоимости материалов, изделий и конструкций для применения с 1 января 2015 г. | |||
% | |||
Наименование материалов, изделий и конструкций | Зоны строительства | ||
1-я зона* | 2-я зона** | 3-я зона*** | |
Строительные материалы, изделия и конструкции |
8,9 |
13,4 |
9,6 |
Металлические конструкции |
5,3 |
7,7 |
5,5 |
Санитарно-технические материалы и изделия |
6,3 |
8,4 |
5,3 |
Электротехнические и монтажные материалы и изделия, в том числе материалы и изделия технологических трубопроводов |
4,1 |
6,0 |
3,7 |
* К городскому строительству (код зоны 1) относится строительство объектов в пределах территории городов областного и районного подчинения.
** К строительству в сельской местности (код зоны 2) относится строительство объектов в пределах территорий областей, районов и территориальных единиц, за исключением территорий городов областного и районного подчинения и г. Минска.
*** К строительству в г. Минске (код зоны 3) относится строительство объектов в пределах территории г. Минска.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
26.01.2017
Татьяна Сидляревская, инженер производственно-технического отдела