


Материал помещен в архив
РАСЧЕТЫ ЗА УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящей статье рассмотрена методика учета расходов на питание учащихся в учреждениях общего среднего образования в случае организации питания субъектами предпринимательской деятельности, специализирующимися на оказании услуг общественного питания (например, комбинатами школьного питания).
Порядок оплаты обязательств по организации питания за счет бюджетных средств
Финансирование расходов бюджетных организаций (включая учреждения общего среднего образования) за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов производится с использованием автоматизированной системы государственного казначейства.
![]() |
Справочно К учреждениям общего среднего образования относятся учреждения образования, питание в которых организуется в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 № 177 (далее - Положение № 177).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 октября 2019 г. действует Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694. |
Взаимодействие территориальных органов государственного казначейства, местных финансовых органов и получателей бюджетных средств при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.10.2018 № 66 (далее - постановление № 66) в название Инструкции № 63 слова «исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам» заменены словами «казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете». С 30 июля 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией № 63 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 12.07.2021 № 49. |
Оплата обязательств получателей бюджетных средств перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за товары (работы, услуги) осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства. Перечисление средств со счета территориального органа государственного казначейства осуществляется на счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей), минуя счета в банке получателей бюджетных средств (п.15 Инструкции № 63). В этом случае в бухгалтерском учете получателей бюджетных средств (бюджетных организаций) отражаются одновременно получение бюджетного финансирования и погашение задолженности перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Бухгалтерские записи производятся на основании выписки из лицевого счета (по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 63), формируемой территориальным органом государственного казначейства для получателя бюджетных средств по мере совершения операций.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться приложением 5 к Инструкции № 63, в название грифа которого внесены изменения постановлением № 66. |
Проведение платежей территориальным органом государственного казначейства осуществляется при условии регистрации обязательств получателя бюджетных средств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в пределах предусмотренных ему бюджетных ассигнований (полномочий на использование суммы бюджетных средств, определенных распорядителем бюджетных средств) в текущем финансовом году.
Обязательства, не обеспеченные в текущем финансовом году бюджетными ассигнованиями, территориальным органом государственного казначейства не регистрируются. Заявки на оплату обязательств, не зарегистрированных в территориальном органе государственного казначейства, к исполнению не принимаются (части первая и третья п.24 Инструкции № 63).
Распоряжение возвращенными суммами дебиторской задолженности
При осуществлении расчетов учреждений общего среднего образования с поставщиками продуктов питания (субъектами предпринимательской деятельности за услуги по организации питания учащихся) со счетов территориальных органов государственного казначейства возможно образование дебиторской задолженности.
Порядок распоряжения возвращенными суммами дебиторской задолженности определен Инструкцией № 63.
В соответствии с главами 6 и 7 Инструкции № 63 суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) образовалась дебиторская задолженность.
При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору.
Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (части первая и вторая подп.40.1 п.40 Инструкции № 63).
На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств.
В этом случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца.
Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (пп.42-44 Инструкции № 63).
Субсчета по учету расчетов с субъектами предпринимательской деятельности за услуги по организации питания
В случае организации питания субъектами предпринимательской деятельности, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, учреждение общего среднего образования (централизованная бухгалтерия) ведет лишь учет расчетов с субъектом предпринимательской деятельности за оказанные им услуги по питанию учащихся. Субсчет 061 «Продукты питания» не используется. Столовая учреждения общего среднего образования не его структурное подразделение.
Помещение столовой для организации питания учащихся предоставляется субъекту предпринимательской деятельности в безвозмездное пользование (п.4 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»).
В бюджетных организациях (включая учреждения общего среднего образования) для учета расчетов с поставщиками продуктов питания (субъектами предпринимательской деятельности за услуги по организации питания учащихся) используются субсчета 179 «Расчеты в порядке плановых платежей», 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Субсчет 179 «Расчеты в порядке плановых платежей»
Расчеты бюджетных организаций (включая учреждения общего среднего образования) с поставщиками продуктов питания (субъектами предпринимательской деятельности за услуги по организации питания учащихся) производятся, как правило, путем плановых платежей.
Расчеты с субъектами предпринимательской деятельности (комбинатами школьного питания) за предоставленное учащимся питание осуществляются в порядке плановых платежей не реже 2 раз в месяц (п.29 Положения № 177).
Расчеты в порядке плановых платежей с поставщиками осуществляются по договорам, согласно которым поставка товаров (работ, услуг) и расчеты по ним носят постоянный характер в течение года, то есть ежемесячно либо несколько раз в месяц (п.26 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66; далее - Инструкция № 66).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 февраля 2022 г. следует руководствоваться Инструкцией № 66 с изменениями, внесенными постановлением Минфина от 28.12.2021 № 76: в п.27 внесено дополнение, пп.26 и 28 изложены в новой редакции, изменено название: «Инструкция о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств и получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов». |
Такими поставщиками являются субъекты предпринимательской деятельности (комбинаты школьного питания), организующие питание учащихся учреждений общего среднего образования.
Расчеты с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке плановых платежей осуществляются не по каждой отдельной сделке (отгрузке, отпуску товара или оказанию услуг), а путем периодического перечисления денежных средств, сроки и размеры которых согласовываются сторонами. Размеры плановых платежей и сроки перечисления устанавливаются в договоре в зависимости от объема планируемой поставки (закупки) товара или оказания услуг либо исходя из фактической поставки за предыдущий период и периодичности платежей (п.27 Инструкции № 66).
Периодически, но не реже одного раза в месяц стороны обязаны уточнять состояние расчетов в соответствии со стоимостью фактически полученных материальных ценностей или принятых работ (услуг). Сверка расчетов оформляется актом.
Если стоимость полученных материальных ценностей или принятых работ (услуг) больше или меньше суммы произведенных плановых платежей, образовавшаяся разница в соответствии с договором может быть перечислена (погашена) соответствующей стороной (покупателем или поставщиком) либо учтена при очередном платеже.
При расчетах в порядке плановых платежей представлять в территориальный орган государственного казначейства товарно-сопроводительные документы, подтверждающие каждую сделку (поставку товара, выполнение работ, оказание услуг), не требуется. Подтверждением получения товара (работ, услуг) является акт сверки расчетов получателя бюджетных средств с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). По истечении месяца акт сверки расчетов представляется получателем бюджетных средств в орган казначейства (п.28 Инструкции № 66).
В бюджетных организациях (включая учреждения общего среднего образования) для учета расчетов с поставщиками, осуществляемых в порядке плановых платежей, предназначен активно-пассивный субсчет 179.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 179 определяются по данным аналитического учета с каждым поставщиком.
Дебетовый остаток по субсчету 179 отражается в разделе 6 «Расчеты» актива бухгалтерского баланса, а кредитовый - в разделе 3 «Расчеты» пассива бухгалтерского баланса.
Для учета расчетов с поставщиками по субсчету 179 предназначена накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (приложение 7 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации»; далее - постановление № 15). Итог накопительной ведомости формы 408 по окончании месяца является мемориальным ордером № 7.
Субсчет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
Из практики следует, что для учета расчетов с поставщиками продуктов питания (кроме субсчета 179) может использоваться субсчет 178, если поставка товаров (работ, услуг) и расчеты по ним не носят постоянного характера в течение года (не осуществляются ежемесячно или несколько раз в месяц).
По дебету субсчета 178 записываются увеличение дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности, по кредиту - увеличение кредиторской задолженности и погашение дебиторской задолженности.
Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 178 определяются по данным аналитического учета по каждому дебитору и кредитору.
Дебетовый остаток означает сумму дебиторской задолженности и показывается в разделе 6 «Расчеты» актива бухгалтерского баланса, кредитовый остаток означает сумму кредиторской задолженности и показывается в разделе 3 «Расчеты» пассива бухгалтерского баланса.
Для учета расчетов с поставщиками по субсчету 178 предназначена накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами формы 408 (приложение 6 к постановлению № 15). Итог накопительной ведомости по окончании месяца является мемориальным ордером № 6.
Учет расчетов в порядке плановых платежей за услуги по организации питания
Операции по расчетам в порядке плановых платежей с субъектами предпринимательской деятельности (комбинатами школьного питания) за услуги по организации питания учащихся, которым питание предоставляется за счет бюджетных средств, отражаются в учреждениях общего среднего образования (централизованных бухгалтериях) бухгалтерскими записями, приведенными в таблице ниже.
Учет расчетов с субъектами предпринимательской деятельности за услуги по организации питания учащихся учреждений общего среднего образования | |||
№ п/п | Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
1 |
Стоимость горячего питания (включая НДС), предоставленного субъектом предпринимательской деятельности категориям учащихся учреждений общего среднего образования, питающимся за счет бюджетных средств | ||
Примечание. Расходы на питание по денежным нормам расходов на питание в учреждениях общего среднего образования отражаются по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» (часть первая подп.44.3.3 п.44 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208). Расходы на питание учащихся отражаются в составе фактических расходов ежемесячно на основании документов, подтверждающих предоставление субъектом предпринимательской деятельности питания учащимся (в разрезе категорий учащихся, получающих бесплатное питание). От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 января 2018 г. следует руководствоваться частью первой подп.44.3.3 п.44 Инструкции № 208 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.01.2018 № 2 | |||
2 |
Платеж субъекту предпринимательской деятельности со счета территориального органа государственного казначейства (составляются две бухгалтерские записи одновременно): | ||
1) получено финансирование | |||
2) перечислено субъекту предпринимательской деятельности |
179 |
100 | |
Примечание. Платеж со счета территориального органа государственного казначейства субъекту предпринимательской деятельности осуществляется за услуги по предоставлению горячего питания категориям учащихся, имеющим право на бесплатное питание за счет бюджетных средств. Осуществление расчетов с субъектом предпринимательской деятельности за услуги по предоставлению горячего питания учащимся за счет средств родителей или иных законных представителей может производиться с использованием личной платежной банковской карточки непосредственно учащимися, а также наличными денежными средствами с участием классного руководителя, что не отражается в бухгалтерском учете учреждения образования | |||
3 |
Возврат дебиторской задолженности субъектом предпринимательской деятельности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года |
100 |
179 |
4 |
Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства |
140, 230 |
100 |
5 |
Возврат дебиторской задолженности субъектом предпринимательской деятельности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (составляются две бухгалтерские записи одновременно): | ||
1) поступление дебиторской задолженности |
100 |
179 | |
2) уменьшение бюджетного источника финансирования |
140, 230 |
173 | |
6 |
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет |
173 |
100 |
7 |
Погашение обязательств перед субъектом предпринимательской деятельности путем проведения взаимозачета (у получателя бюджетных средств составляются две бухгалтерские записи одновременно): | ||
1) получено финансирование |
100 |
140, 230 | |
2) перечислена задолженность субъекту предпринимательской деятельности |
179 |
100 | |
Примечание. Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2011 № 136. В результате отражения в бухгалтерском учете проведенного взаимозачета у получателя бюджетных средств (в учреждении общего среднего образования) уменьшится кредиторская задолженность перед поставщиком, что должно быть отражено в составе кассовых расходов. По результатам взаимозачета прекращаются обязательства: 1) плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня; 2) получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; 3) бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств | |||
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности |
140, 230 |
179 | |
9 |
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности |
179 |
140, 230 |
Примечание. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют. В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п.5 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», согласно которой если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, то такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь. Например, по названным операциям можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 8, 9 данной таблицы. Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05. Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении предпринимательской деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли |
27.02.2017
Анна Чернюк, доцент
По этой теме также см.:
1. Питание учащихся в учреждениях общего среднего образования: источники финансирования.
2. Организация питания учащихся в учреждениях общего среднего образования.