


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И УСЛУГ ПО ПИТАНИЮ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
![]() |
Справочно Дополнительно на данную тему предлагаем изучить статьи этого же автора: • «Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Основные положения»; • «Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Документальное оформление». |
Первичные документы по оприходованию и расходу пищевых продуктов (продуктов питания), поступающие в бухгалтерию, группируются в накопительных ведомостях в количественном и стоимостном выражении.
На основании приходных документов ведется накопительная ведомость по приходу продуктов питания, а на основании расходных документов - накопительная ведомость по расходу продуктов питания. Указанные формы законодательством не утверждены. Поэтому формы накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания следует утвердить в учетной политике.
![]() |
Справочно Для самостоятельной разработки организацией накопительной ведомости по приходу продуктов питания можно воспользоваться формой, которая приведена здесь, накопительной ведомости по расходу продуктов питания - здесь. |
Накопительная ведомость по приходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней за каждый день отражается стоимость продуктов в разрезе поставщиков, а также поступление каждого наименования продуктов с указанием количества и суммы. Отдельные строки в ведомости предусмотрены для отражения поступления тары и суммы торговой скидки. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые регистрируются в своде накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398, совмещенном с мемориальным ордером 11 (приложение 11 к постановлению Минфина РБ от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее - Постановление № 15)) (см. Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденные Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59)).
Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ведется также по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней ежедневно отражается количество питающихся и израсходованных продуктов питания по каждому наименованию. Данные ведомости о количестве питающихся должны соответствовать сведениям о наличии больных. По окончании месяца в ведомости подсчитывается количество израсходованных продуктов каждого наименования, определяется стоимость израсходованных продуктов каждого наименования и в целом по ведомости (исходя из цен их приобретения или средних цен каждого наименования продуктов, если они приобретались по разным ценам). Итоги данных ведомостей переносятся в свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411, совмещенный с мемориальным ордером 12 (приложение 12 к Постановлению № 15). В этом регистре отражаются данные и по другим документам на расход (списание) продуктов питания: недостача, возврат продуктов и т.п.
Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотной ведомости по материальным запасам формы М-44 (приложение 34 к Постановлению № 15). Записи в оборотных ведомостях производятся на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания, а также приходных и расходных документов, не нашедших отражения в накопительных ведомостях. Ежемесячно в оборотных ведомостях подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало следующего месяца, которые сверяются с данными складского учета и с записями в книге «журнал-главная» по субсчету 061 «Продукты питания», приведенному в Методических указаниях № 59.
Расчеты с поставщиками за продукты питания и за услуги по питанию с организациями общественного питания производятся, как правило, путем плановых платежей. Учет расчетов ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (мемориальный ордер 7) (приложение 7 к Постановлению № 15).
Операции по поступлению и расходу (списанию) продуктов питания, оказанию услуг по питанию организациями общественного питания отражаются бухгалтерскими записями, приведенными в таблице ниже (корреспонденция субсчетов рассмотрена с учетом того, что источником приобретения продуктов (услуг по питанию) являются бюджетные средства).
Таблица
Корреспонденция субсчетов по учету расходов на питание за счет бюджетных средств
| ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступление продуктов питания от поставщиков: | ||
а) на стоимость продуктов по ценам приобретения без вычета предоставляемой торговой скидки |
178, 179 | |
б) на стоимость возвратной тары |
066 |
178, 179 |
в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, на сумму транспортных расходов по доставке продуктов на склад организации |
178, 179 | |
г) на сумму торговой скидки, предоставляемой мелкооптовыми базами и магазинами (сторнировочная запись) |
200 |
178, 179 |
Оприходование излишков продуктов, выявленных при инвентаризации |
061 |
|
Бухгалтерская запись по оприходованию излишков продуктов соответствует норме п.27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59 | ||
Стоимость продуктов, израсходованных на питание пациентов |
200 |
061 |
Недостачи продуктов, выявленные при инвентаризации, в пределах норм естественной убыли, а также принятые за счет учреждения здравоохранения |
140, 230 |
061 |
Бухгалтерская запись по отражению в учете недостачи продуктов, выявленных при инвентаризации, соответствует норме п.32 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59 | ||
Недостачи и потери продуктов, отнесенные на виновных лиц (составляются две записи одновременно): | ||
а) на учетную стоимость недостающих продуктов |
170 |
061 |
б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих продуктов |
170 |
173 |
Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69. От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 декабря 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 07.12.2016 № 1001 | ||
Стоимость услуг, оказанных предприятием общественного питания |
200 |
178, 179 |
Стоимость услуг отражается в составе фактических расходов по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» на основании документов, оформленных предприятием общественного питания и проверенных бухгалтерией учреждения здравоохранения (товарно-транспортных накладных (товарных накладных) и прилагаемых к ним раздаточных ведомостей) | ||
Платеж поставщику (организации общественного питания) со счета территориального органа государственного казначейства (две записи одновременно): | ||
а) получено финансирование |
100 |
140, 230 |
б) перечислено поставщику (организации общественного питания) |
178, 179 |
|
Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года |
100 |
178, 179 |
Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства |
140, 230 |
100 |
Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (две записи одновременно): | ||
а) поступление дебиторской задолженности |
100 |
178, 179 |
б) уменьшение бюджетного источника финансирования |
140, 230 |
173 |
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет |
173 |
100 |
Порядок распоряжения возвращенными поставщиками суммами дебиторской задолженности определен Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.07.2011 № 63 (далее - Инструкция № 63). Суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована (главы 6 и 7 Инструкции № 63). При поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления - в течение трех рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору. Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета (подп.40.1 п.40 Инструкции № 63). На счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств. В этом случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если поступают суммы дебиторской задолженности прошлых лет, территориальный орган государственного казначейства вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа (пп.42-44 Инструкции № 63) | ||
Погашение обязательств перед поставщиком (организацией общественного питания) путем проведения взаимозачета (у получателя бюджетных средств составляются две записи одновременно): | ||
1) получено финансирование |
100 |
140 |
2) перечислена задолженность поставщику (организации общественного питания) |
178, 179 |
100 |
Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 21.12.2011 № 136 | ||
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности |
200, 202 |
178, 179 |
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности |
178, 179 |
140, 142, 230, 232 |
Выявленные при инвентаризации суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, в бюджетных организациях списываются: - дебиторская задолженность - на увеличение расходов; - кредиторская задолженность - на увеличение доходов (источников финансирования). Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05. Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении предпринимательской деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли |
20.01.2014
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2015 г. в постановление Минфина РБ от 27.07.2011 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 31.03.2015 № 17 внесены изменения и дополнения. |