Пособие от 20.01.2014
Автор: Чернюк А.

Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Основные положения


СОДЕРЖАНИЕ

 

Термин «расходы на питание»

Варианты осуществления фактических расходов на питание

Нормативно-правовое обеспечение по организации питания и учету расходов на питание

Общие положения по организации питания пациентов

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Питание пациентов в бюджетных организациях здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 29.08.2008 № 135 (далее - Инструкция № 135).

Инструкцией № 135 предусмотрены два варианта осуществления расходов на питание, что оказывает влияние на методику учета.

В статье рассмотрены особенности организации питания пациентов, документального оформления и учета расходов на питание в учреждениях здравоохранения в зависимости от варианта их осуществления.

Термин «расходы на питание»

Расходы на питание производятся в бюджетных организациях, в сметах которых предусмотрены ассигнования по категории «Текущие расходы», статье «Закупки товаров и оплата услуг», подстатье «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов», элементу «Продукты питания» (код 1.10.03.04 экономической классификации расходов бюджета).

Кроме учреждений здравоохранения, расходы на питание несут учреждения образования, социального обслуживания и др.

По элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» отражаются (подп.44.3.3 п.44 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 (далее - Инструкция № 208)):

• расходы на питание (включая оплату продукции, получаемой от подсобных хозяйств) в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, расходы (наценки на стоимость сырьевого рациона) на приготовление пищи в случаях, когда питание организуется организациями общественного питания или организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения;

• расходы на питание по денежным нормам расходов на питание в учреждениях образования, а также денежные компенсации расходов на питание для отдельных категорий воспитанников и учащихся учреждений образования (за исключением относимых по элементу 1.30.03.04 «Прочие трансферты населению») в случаях, установленных Правительством РБ;

• на питание спортсменов, других участников и судей спортивных мероприятий учебно-спортивных учреждений и средних школ - училищ олимпийского резерва, расходы на питание членов, стажеров и резерва национальных сборных команд по видам спорта в дни их тренировок по лимитам, а также в других учреждениях в случаях, установленных правительством;

• расходы по государственной поддержке по удешевлению питания учащихся общеобразовательных учреждений;

• расходы, производимые в предусмотренных правительством случаях на спецпитание занятых на работах с вредными условиями труда, расходы на питание по установленным нормам военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава в установленных законодательством случаях, спецконтингента исправительно-трудовых учреждений;

• расходы по выплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, за питание участникам спортивных мероприятий;

• другие расходы в соответствии с законодательством.

Варианты осуществления фактических расходов на питание

Вариант 1

Учреждения здравоохранения самостоятельно приобретают продукты питания (пищевые продукты), которые поступают на склад (в кладовую), откуда их передают в пищеблок (кухню) для приготовления питания (завтраков, обедов, ужинов). В этом случае к расходам на питание относится стоимость продуктов, отпущенных в пищеблок (за минусом продуктов, возвращенных из пищеблока на склад организации); стоимость недостач продуктов, списанных с материально ответственных лиц за счет организации (в пределах норм естественной убыли, а также сверх норм при отсутствии виновника). В бухгалтерии учреждения здравоохранения ведется синтетический и аналитический учет продуктов питания с использованием субсчета 061 «Продукты питания».

При использовании этого варианта осуществления расходов на питание следует помнить, что в бюджетных организациях имеются особенности формирования фактической стоимости приобретаемых за плату материальных запасов.

Так, материальные запасы (включая продукты питания), при ввозе которых предоставляются льготы по налогам и таможенным платежам, приходуются по стоимости, включая предоставленные льготы (часть восьмая Порядка отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденного приказом Минфина РБ от 07.05.1999 № 112).

Оприходование продуктов питания (как и других материальных ценностей), приобретенных за счет бюджетных средств, производится по стоимости приобретения, включая НДС (п.1 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2000 № 19).

Если материальные запасы (включая продукты питания) приобретаются через мелкооптовые базы и магазины с предоставлением торговой скидки, на сумму этой скидки при оприходовании материальных запасов уменьшаются фактические расходы по соответствующим элементам расходов. Материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки. Затраты по найму транспорта, связанные с приобретением продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств (в отличие от других материальных запасов), не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1.10.05.00 «Оплата транспортных услуг» (п.6 Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59)).

Указанное выше правило по учету затрат по найму транспорта соответствует подп.44.5 п.44 Инструкции № 208.

В течение месяца в бюджетных организациях (включая учреждения здравоохранения) первичные документы по движению продуктов питания обрабатываются следующим образом:

• приходные - в разрезе материально ответственных лиц по наименованиям продуктов питания в количественном и стоимостном выражении (по фактическим ценам приобретения (с учетом особенностей их формирования, изложенных выше));

• расходные - в разрезе материально ответственных лиц по наименованиям продуктов питания в количественном выражении.

По окончании месяца итог расхода каждого наименования продуктов в количественном выражении оценивается по ценам их приобретения или по средним ценам, если они приобретались по разным ценам (часть первая п.8 Методических указаний № 59).

Для обобщения информации в таких разрезах разработаны специальные регистры бухгалтерского учета при ручной обработке первичных документов, ссылка на которые имеется в Методических указаниях № 59 (накопительная ведомость по приходу продуктов питания формы 300 и накопительная ведомость по расходу продуктов питания формы 399). Названные формы утверждены во времена СССР, нормативный акт, утвердивший их, утратил силу. Следует подчеркнуть, что построение ведомости формы 399 предполагает оценку израсходованных продуктов питания по окончании месяца (исходя из среднемесячной фактической стоимости).

 

Справочно

Для самостоятельной разработки организацией формы накопительной ведомости по приходу продуктов питания можно воспользоваться формой, формы накопительной ведомости по расходу продуктов питания - формой.

 

По мнению автора, в учетной политике учреждения здравоохранения можно предусмотреть определение фактической стоимости израсходованных продуктов питания в момент их отпуска в пищеблок (ежедневно), исходя из количества и стоимости продуктов питания на начало месяца и всех поступлений до момента отпуска в пищеблок. Такой порядок оценки позволяет осуществлять контроль над расчетной нормой расходов на один койко-день каждого структурного подразделения организации с целью упреждения неэффективного, нерационального использования бюджетных средств, выделенных на питание контингента.

Вариант 2

Приготовление блюд диетического питания (с использованием пищеблока учреждения здравоохранения) и доставку их в отделения учреждения здравоохранения осуществляет организация общественного питания, находящаяся в ведении территориального органа управления здравоохранением, которая приобретает продукты питания и несет ответственность за соблюдение технологии приготовления блюд.

Учреждение здравоохранения осуществляет контроль за качеством питания, фактическим количеством поставляемых блюд в соответствии с количеством пациентов, состоящих на питании, а также за весом блюд путем их взвешивания при приемке от организации общественного питания.

В этом случае учреждение здравоохранения ведет лишь учет расчетов с организацией общественного питания за оказанные услуги по питанию пациентов. Субсчет 061 не используется.

Например, в лечебно-профилактических организациях, подведомственных Комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, ведется лишь учет расчетов за оказанные услуги по питанию пациентов в соответствии с заключенными договорами с торгово-производственным коммунальным унитарным предприятием «Комбинат питания «Витамин». Пищеблоки этих организаций по решению Минского городского исполнительного комитета переданы в ведение комбината. Расчеты с комбинатом осуществляются в порядке плановых платежей.

Перечень юридических лиц города Минска, осуществляющих обслуживание организаций бюджетной и социальной сферы, населения, утвержден решением Минского горисполкома от 21.12.2006 № 2650.

Нормативно-правовое обеспечение по организации питания и учету расходов на питание

Порядок осуществления и учета расходов на питание в учреждениях здравоохранения регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

• Методическими указаниями № 59, в соответствии с которыми осуществляется учет продуктов питания;

Инструкцией № 135, в которой «продукты питания» названы «пищевыми продуктами»;

нормами среднесуточного набора продуктов питания для одного пациента в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь, утвержденными постановлением Минздрава РБ от 14.01.2003 № 2 (далее - Нормы среднесуточного набора продуктов питания);

• Методическим пособием по составлению бюджетной сметы организации здравоохранения, финансируемой за счет средств бюджета, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 23.02.2010 № 19, в котором определена методика формирования расходов на питание (пп.73-76);

• Сборником технологических карт блюд диетического питания, утвержденным постановлением Минторга РБ, Минздрава РБ от 12.02.2003 № 7/8. Сборник введен в действие с 1 июля 2003 г. в целях применения единой нормативной документации по приготовлению диетических блюд и кулинарных изделий в объектах общественного питания, лечебных и санаторно-курортных учреждениях;

Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26. Данная Инструкция устанавливает классификацию, характеристику торговых объектов общественного питания, требования для объектов различных типов и наценочных категорий. На основании Инструкции осуществляется подразделение объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к категориям собственником этих объектов или уполномоченным им лицом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2016 г. взамен Инструкции № 26 действует Инструкция о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 06.10.2016 № 32;

 

Инструкцией о порядке проведения бракеража блюд и изделий в торговых объектах общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 12.09.2008 № 36. Под бракеражем понимается оценка качества кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий по органолептическим показателям (внешний вид, цвет, вкус, запах и консистенция) с отбраковкой некачественных блюд и изделий.

Общие положения по организации питания пациентов

В Инструкции № 135 дано понятие диетического (лечебного) питания пациентов и сформулированы его принципы.

Лечебное питание - научно обоснованная система организации питания и дифференцированного использования с лечебной целью определенных пищевых продуктов, их сочетаний, видов кулинарной обработки. В организациях здравоохранения организуется не менее чем четырехразовый режим лечебного питания (часть первая п.2, п.11 Инструкции № 135).

Организация лечебного питания пациентов осуществляется в соответствии с перечнем стандартных диет и описанием их, помещенными в приложении 1 к Инструкции № 135, а также Нормами среднесуточного набора продуктов (п.4 Инструкции № 135).

Лечебное питание назначается пациентам при наличии медицинских показаний лечащим врачом организации здравоохранения. При наличии медицинских показаний лечащий врач назначает пациенту индивидуальное и дополнительное питание (пп.3, 5 Инструкции № 135).

Индивидуальное питание (аглютеновое, гипоаллергенное, безлактозное, низколактозное и другое) - вид лечебного питания, которое назначается при отдельных заболеваниях, требующих увеличения, уменьшения или исключения из рациона отдельных пищевых продуктов с сохранением норм среднесуточного набора продуктов питания (п.6 Инструкции № 135).

Дополнительное питание - вид лечебного питания, которое назначается при отдельных заболеваниях, требующих увеличения отдельных компонентов рациона сверх норм среднесуточного набора продуктов питания (п.7 Инструкции № 135).

При наличии медицинских показаний пациенту назначается лечащим врачом энтеральное питание, что означает вид нутритивной поддержки, при котором питательные вещества вследствие невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путем вводятся в виде смесей для энтерального питания через рот, зонд или стому (п.8 Инструкции № 135).

 

Обратите внимание!

Расход препаратов для энтерального питания относится на элемент «Лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (код 1.10.03.02).

 

Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог (иной врач-специалист) и (или) медицинская сестра-диетолог, назначаемые приказом руководителя организации (п.13 Инструкции № 135).

Ответственным за соблюдение технологии приготовления лечебного питания, его калорийность, выход готовых диетических блюд является заведующий производством (шеф-повар, повар).

Контроль качества готовых диетических блюд осуществляют врач-диетолог (иной врач-специалист), медицинская сестра-диетолог, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения, что фиксируется в журнале по контролю над качеством готовой пищи (бракеражный журнал, приложение 4 к Инструкции № 135) (п.14 Инструкции № 135).

Общее руководство организацией лечебного питания осуществляет руководитель учреждения здравоохранения или его заместитель по медицинской части (п.12 Инструкции № 135).

В учреждении здравоохранения с количеством коек свыше 99 создается совет по лечебному питанию, в состав которого входят руководитель учреждения здравоохранения или его заместитель по медицинской части, врач-диетолог (иной врач-специалист), заведующие отделениями гастроэнтерологии (терапии), интенсивной терапии, хирургии, педиатрическим отделением, медицинская сестра-диетолог, заведующий производством (шеф-повар, повар) и другие специалисты. Совет по лечебному питанию проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (пп.16, 18 Инструкции № 135). Задачи совета сформулированы в п.17 Инструкции № 135.

Задачи учета продуктов питания (п.22 Инструкции № 135):

• полный учет поступления продуктов и тары, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

• контроль за правильным использованием средств, выделяемых на питание;

• контроль за сохранностью продуктов и тары, соблюдением установленных правил оформления их приемки и отпуска, проведением в установленные сроки инвентаризаций;

• получение точных сведений об остатках продуктов у материально ответственных лиц.

При организации питания пациентов используются следующие формы документов, утвержденные Инструкцией № 135:

• карточка-раскладка (технологическая карта) на кулинарную продукцию (приложение 2);

• журнал по контролю над качеством готовой пищи (бракеражный) (приложение 4);

• сведения о наличии пациентов, состоящих на питании (приложение 5);

• заказ на индивидуальное и (или) дополнительное питание (приложение 6);

• сводные сведения о наличии пациентов, состоящих на питании (приложение 7);

• требование на выдачу пищевых продуктов со склада (кладовой) (приложение 8);

• ведомость учета отпуска отделениям рационов питания пациентов (приложение 9);

• раздаточная ведомость на отпуск рационов питания пациентам (приложение 10).

 

Справочно

Дополнительно на данную тему предлагаем изучить статьи этого же автора:

• «Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Документальное оформление»;

• «Расходы на питание в учреждениях здравоохранения. Бухгалтерский учет продуктов питания и услуг по питанию, оказываемых организациями общественного питания».

 

20.01.2014

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета