


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЧАЙ, КОФЕ: ШПАРГАЛКА БУХГАЛТЕРА
(примечание)
Отражение в бухгалтерском учете (списание) |
Налог на добавленную стоимость (исчисление) |
Налог на прибыль | Подоходный налог | Отчисления в ФСЗН | Отчисления в Белгосстрах |
Д-т 90-10 - К-т 10 |
Нет |
Не учитываются |
Да |
Да |
Да |
Абзац 19 п.13 Инструкции № 102 | Подпункт 1.1 п.1 ст.115, п.1 ст.31 НК (комментарий 1) | Подпункт 1.4 п.1 ст.173 НК | Часть первая п.1 ст.199, часть первая п.1, подп.2.1 п.2 ст.200 НК с учетом п.23 ст.208 НК (комментарий 2) Справочно Дополнительно см.:- «Организация в июле 2019 г. приобрела и установила в офисе электрочайник и кофемашину, которые используются всеми работниками при приготовлении чая и кофе во время перерывов. Являются ли расходы организации на чай, кофе и сахар доходом работников, подлежащим обложению подоходным налогом?»; - «Организация покупает в офис для работников и посетителей чай, кофе, сахар, одноразовую посуду (стаканы, ложки) и бутилированную воду. Приобретенные товары находятся в офисе организации в общедоступном месте. Является ли для работников и посетителей организации стоимость приобретенных вышеперечисленных товаров объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц?» |
Абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII, абзац 2 части первой ст.7 Закона № 3563-XII (комментарий 3) | Часть первая п.2 Положения № 1297, абзац 2 п.272 Положения № 530 (комментарий 3) |
Д-т 90-10 - К-т 10 |
Нет |
Не учитываются |
Нет |
Нет |
Нет |
Абзац 19 п.13 Инструкции № 102 | Подпункт 1.1 п.1 ст.115, п.1 ст.31 НК (комментарий 1) | Подпункт 1.4 п.1 ст.173 НК. Справочно Дополнительно см.:- «Имеет ли право организация учесть в составе затрат, учитываемых при налогообложении, расходы на питание, которое предоставляется в ходе конференции, семинара, коллегии, совещания и других мероприятий для работников своих обособленных подразделений, посвященных вопросам повышения качества работы?» |
Подпункт 2.2 п.2 ст.196 НК | Абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII | Часть первая п.2 Положения № 1297 |
Д-т 26, 44 - К-т 10 |
Нет |
Учитываются в составе внереализационных расходов |
Нет |
Нет |
Нет |
Абзацы 2, 3 п.10 Инструкции № 102 | Подпункт 1.1 п.1 ст.115, п.1 ст.31 НК (комментарий 1). Часть девятая письма № 2-2-10/11937 |
Подпункт 3.3 п.3 ст.175 НК. Часть четвертая письма № 05-1-25/12405, часть третья письма № 2-2-10/11937 |
Подпункт 2.2 п.2 ст.196 НК | Абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII | Часть первая п.2 Положения № 1297 |
Д-т 26, 44 - К-т 10 |
Нет |
Учитываются в составе прочих нормируемых затрат (комментарий 4) |
Нет |
Нет |
Нет |
Абзацы 2, 3 п.10 Инструкции № 102, часть пятая письма № 15-1-17/311 |
Подпункт 1.1 п.1 ст.115, п.1 ст.31 НК (комментарий 1) | Подпункт 2.5 п.2 ст.171, абзац 2 части второй подп.1.4 п.1 ст.173 НК, письмо № 2-2-10/01238, письмо № 2-2-10/10134 (комментарий 5) |
Подпункт 2.2 п.2 ст.196 НК. Справочно Дополнительно см. «Организация покупает в офис для работников и посетителей чай, кофе, сахар, одноразовую посуду (стаканы, ложки) и бутилированную воду. Приобретенные товары находятся в офисе организации в общедоступном месте. Является ли для работников и посетителей организации стоимость приобретенных вышеперечисленных товаров объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц?» |
Абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII, абзац 2 части первой ст.7 Закона № 3563-XII. Справочно Дополнительно см. «Организация занимается туристическими услугами. Для улучшения обслуживания клиентов в офисе компании установлены диспенсер для воды и кофе-машина. Также ежемесячно приобретаются кофе, чай, питьевая вода, конфеты, печенье. Все продукты находятся в местах обслуживания клиентов и потребляются ими. Следует ли начислять обязательные страховые взносы на стоимость вышеуказанных продуктов?» |
Часть первая п.2 Положения № 1297, абзац 2 п.272 Положения № 530 |
Д-т 26, 44 - К-т 10 |
Нет |
Учитываются в составе прочих нормируемых затрат (комментарий 4) |
Нет |
Нет |
Нет |
Абзацы 2, 3 п.10 Инструкции № 102, часть пятая письма № 15-1-17/311 |
Подпункт 1.1 п.1 ст.115, п.1 ст.31 НК (комментарий 1) | Подпункт 2.5 п.2 ст.171, абзац 2 части второй подп.1.4 п.1 ст.173 НК, абзац 3 части пятой письма № 2-2-10/01238, письмо № 2-2-10/10134 (комментарий 5) |
Подпункт 2.2 п.2 ст.196 НК | Абзац 2 ст.2 Закона № 138-XIII, абзац 2 части первой ст.7 Закона № 3563-XII | Часть первая п.2 Положения № 1297, абзац 2 п.272 Положения № 530 |
Комментарий 1. Расходы на продукты питания, потребляемые неопределенным кругом лиц, рассматриваются как собственное потребление объектов непроизводственного характера, поэтому стоимость списываемых продуктов не облагается НДС. Вычет НДС производится в установленном порядке (подп.1.1 п.1, подп.5.1 п.5, пп.4, 6 ст.132 НК). Сумма «входного» НДС по усмотрению организации может быть отнесена на стоимость приобретаемых продуктов (п.11 ст.132 НК).
Комментарий 2. В 2019 году освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков в размерах, не превышающих (п.23 ст.208 НК):
• 1 984 руб. - при их выплате работникам, для которых организация является основным местом работы, и бывшим работникам (пенсионерам);
• 131 руб. - при выплате организациями работникам, для которых организация не является основным местом работы (например, при выдаче билетов работникам - внешним совместителям).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января по 31 декабря 2020 г. освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, указанные в п.23 ст.208 НК, получаемые от: • организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, - в размере, не превышающем 2 115 руб. от каждого источника в течение налогового периода; • иных организаций и индивидуальных предпринимателей, - в размере, не превышающем 140 руб. от каждого источника в течение налогового периода (приложение 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503). |
![]() |
Справочно Место основной работы - организация или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которых ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах) (абзац 5 части второй ст.195 НК). |
Комментарий 3. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115.
Начисленные на стоимость выплат социального характера обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах при налогообложении прибыли учитываются в составе внереализационных расходов (подп.3.34 п.3 ст.175 НК). В бухгалтерском учете начисление страховых взносов отражается на счете 90-10 (часть вторая п.54, часть шестая п.59 Инструкции № 50).
Выплаты в неденежной форме в виде приобретенных товаров определяются исходя из цены их приобретения (часть вторая п.20 Положения № 538). Поэтому стоимость выплаты в неденежной форме в виде чая, кофе для начисления взносов в Белгосстрах определяется с НДС. Для начисления страховых взносов в ФСЗН подобной нормы не установлено. Однако для их исчисления целесообразно применить такой же подход. Организация самостоятельно решает, как персонифицировать полученный каждым работников доход. В частности это можно сделать и путем пропорционального распределения стоимости использованных чая, кофе (с НДС) на количество работников, для которых они предназначены в соответствии с приказом руководителя.
Комментарий 4. Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от сдачи имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, с учетом налога на добавленную стоимость (п.3 ст.171 НК).
Комментарий 5. В настоящее время законодательство не содержит определения и полного перечня представительских расходов, учитываемых при налогообложении.
В то же время к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов (части вторая и третья письма № 2-2-10/01238).
Организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, может быть локальный правовой акт, принимаемый в рамках учетной политики организации (часть третья письма № 05-1-26/878).
По мнению Министерства финансов Республики Беларусь, к представительским могут быть отнесены расходы на обслуживание (вода, чай, кофе) физических лиц, являющихся как фактическими, так и потенциальными клиентами организации, в ходе проведения переговоров с ними и оказания им услуг (часть пятая письма № 15-1-17/311).
При рассмотрении вопроса об отнесении представительских расходов в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры (часть седьмая письма № 2-2-10/01238).
Примечание. В материале использованы положения следующих НПА:
• Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК);
• Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (далее - Положение № 1297);
• Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530);
• Положения о порядке составления и представления отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2017 № 538 (далее - Положение № 538);
• Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»
• Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»
• Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102);
• Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50);
• письма Министерства финансов Республики Беларусь от 25.08.2017 № 15-1-17/311 (далее - письмо № 15-1-17/311);
• письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах»
• письма Министерства финансов Республики Беларусь от 21.01.2011 № 05-1-26/878 «Расходы на представительские цели организации определяют сами»
• письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.02.2011 № 2-2-10/10134 «О представительских расходах»
• письма Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2010 № 05-1-25/12405 (далее - письмо № 05-1-25/12405);
• письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 01.10.2010 № 2-2-10/11937 «О налогообложении»
16.09.2019
Ксения Семенова, экономист