


Материал помещен в архив
РАСПИТИЕ СПИРТНОГО ПОСЛЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ
Управление транспортным средством в нетрезвом виде является одним из наиболее тяжких административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Причина этого - возможные тяжкие последствия подобных действий. Не случайно, что именно поэтому в части первой ст.18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена такая строгая санкция, как уплата штрафа в размере от 15 до 35 базовых величин (далее - БВ) с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года.
Помимо административной санкции к водителю, совершившему дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) в таком состоянии, применяется и гражданско-правовая ответственность. Речь идет о праве страховой организации, выплатившей ущерб потерпевшему, предъявить требование в порядке суброгации к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, в случае управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также в случае отказа от медицинского освидетельствования после ДТП. Указанное право вытекает из п.178 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение о страховой деятельности), и ст.855 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 октября 2016 г. следует руководствоваться Положением о страховой деятельности с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 18.07.2016 № 272. |
Детальный анализ ст.18.16 КоАП указывает на возможность снижения административной ответственности в случае, если непосредственно в момент ДТП виновник находился в трезвом состоянии, но употребил спиртное после ДТП до прохождения медицинского освидетельствования. В частности, часть третья указанной статьи предполагает административную ответственность за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения ДТП, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Санкция за подобное действие менее строгая, чем за правонарушение, предусмотренное частью первой ст.18.16 КоАП, и влечет наложение штрафа в размере от 15 до 35 БВ с лишением права управления транспортными средствами сроком от 1 года до 2 лет.
Таким образом, если в первом случае безальтернативно применяется лишение прав на 3 года, то во втором случае возможно лишение права управления на срок от 1 года до 2 лет.
На первый взгляд, в п.178 Положения о страховой деятельности гражданско-правовая ответственность за действия, аналогичные указанным в части третьей ст.18.16 КоАП, не предусмотрена.
Однако в соответствии с указанным п.178 страховщик (Белорусское бюро по транспортному страхованию) имеет право требования в пределах выплаченных сумм к юридическому или физическому лицу, ответственному за причинение вреда, также и в случае невыполнения лицом, причинившим вред, требований частей первой и второй п.163 Положения о страховой деятельности, за исключением случая, указанного в части третьей п.163 указанного Положения.
В части второй п.163 Положения о страховой деятельности указано, что участники ДТП сообщают о нем в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел (далее - ГАИ), если иное не предусмотрено законодательными актами, и действуют в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила).
Что же сказано в Правилах на этот счет?
Обязанности водителя, являющегося участником ДТП, перечислены в п.31 Правил. А в соответствии с подп.32.2 п.32, в частности, участнику дорожного движения, являющемуся участником ДТП, запрещается употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Таким образом, вышеприведенный подпункт Правил прямо запрещает участнику ДТП употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования.
Несоблюдение данного запрета влечет не только применение к виновнику ДТП административной санкции, но и фактически «аннулирует» его страховку.
Пример
В хозяйственный суд обратилось закрытое акционерное страховое общество «П» с иском к частному торговому унитарному предприятию «В» о взыскании выплаченных сумм страхового возмещения в порядке суброгации.
Как следует из материалов дела, водитель частного предприятия «В» К., управляя автомобилем МАЗ и двигаясь задним ходом, в микрорайоне Ф. совершил столкновение со стоящим автомобилем «Пежо». После вызова сотрудников ГАИ водитель К. закрылся в кабине автомобиля МАЗ и употребил до их прибытия 200 г водки. Указанное обстоятельство подтверждалось материалами административных производств в отношении К. В соответствии с ними К. был привлечен к административной ответственности по части третьей ст.18.16 КоАП, а также по части второй ст.18.17 КоАП за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее повреждение другого транспортного средства.
Вынесенные по административному делу постановления обжалованы не были и вступили в законную силу.
Истцом по настоящему делу были заявлены требования о взыскании с ответчика выплаченной суммы страхового возмещения в порядке суброгации на основании пп.163, 178 Положения о страховой деятельности, а также ст.14, 855, 937, 948 ГК.
В соответствии с требованиями ст.937 ГК юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.
Согласно ст.948 ГК юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в т.ч. использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, в т.ч. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (ст.14 ГК).
Несмотря на несогласие с заявленными требованиями в первоначально поданном отзыве, в ходе судебного разбирательства ответчик согласился с иском и заключил с истцом мировое соглашение по делу.
14.10.2011 г.
Сергей Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) и от 12.07.2013 № 60-З (с 24 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения. |