


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
РАССМОТРЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ПРИ БЕЛТПП
Общие положения
Международный арбитражный суд при БелТПП (далее - МАС при БелТПП, суд) - постоянно действующий международный арбитражный (третейский) суд, учрежденный Белорусской торгово-промышленной палатой 12 апреля 1994 г., который в своей деятельности руководствуется Законом РБ от 09.07.1999 № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» (далее - Закон о МАС).
Данный суд является постоянно действующей, негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе.
Статус юридического лица МАС при БелТПП получил 9 августа 2000 г.
Свод правил, регулирующих деятельность суда и процесс разрешения споров, содержится в его Регламенте.
В настоящее время действует Регламент Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, утвержденный постановлением Президиума БелТПП от 17.03.2011 (вступил в силу с 5 апреля 2011 г. (далее - Регламент)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 ноября 2017 г. Регламент изложен в новой редакции на основании постановления Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 10.11.2017. |
![]() |
Обратите внимание! Международный арбитражный суд при БелТПП может рассматривать гражданско-правовые споры. Споры, вытекающие из публично-правовых отношений (налоговых, административных и др.), не могут быть предметом рассмотрения в названном международном арбитражном (третейском) суде. |
Специфика МАС при БелТПП заключается в отнесении к его компетенции при наличии арбитражного соглашения гражданско-правовых споров как международного характера, так и споров, возникающих между субъектами права Республики Беларусь.
В МАС при БелТПП по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь (часть вторая ст.4 Закона о МАС).
Для разрешения споров международного характера и внутренних споров ст.50 Регламента предусмотрены разные шкалы арбитражного сбора.
Размер арбитражного сбора по спорам между субъектами, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь
(евро) | |
Цена иска | Размер арбитражного сбора |
До 5 000 |
700 |
5 001-10 000 |
700 + 5,5 % от суммы свыше 5 000 |
10 001-25 000 |
975 + 5,5 % от суммы свыше 10 000 |
25 001-50 000 |
1 800 + 5 % от суммы свыше 25 000 |
50 001-75 000 |
3 050 + 4,5 % от суммы свыше 50 000 |
75 001-100 000 |
4 175 + 4 % от суммы свыше 75 000 |
100 001-150 000 |
5 075 + 3,5 % от суммы свыше 100 000 |
150 001-200 000 |
6 825 + 3 % от суммы свыше 150 000 |
200 001-500 000 |
8 325 + 1,5 % от суммы свыше 200 000 |
500 001-1 000 000 |
12 825 + 1 % от суммы свыше 500 000 |
1 000 001-2 000 000 |
17 825 + 0,5 % от суммы свыше 1 000 000 |
Свыше 2 000 000 |
22 825 + 0,4 % от суммы свыше 2 000 000 |
Размер арбитражного сбора по спорам между субъектами Республики Беларусь
(бел.руб.) | |
Цена иска | Арбитражный сбор |
1.1. До 1 000 базовых величин (далее - БВ) | 50 БВ |
1.2. От 1 000 до 10 000 БВ | 5 % от 1 000 БВ + 3 % от суммы, превышающей 1 000 БВ |
1.3. Свыше 10 000 БВ | Сумма арбитражного сбора, предусмотренная подп.1.2 для цены иска 10 000 БВ, + 1 % цены иска от суммы, превышающей 10 000 БВ |
![]() |
Справочно Информацию о размере БВ можно найти в рубрике «Справочная информация», раздел «Ставки и размеры/Базовая величина». |
Размер арбитражного сбора по спорам как международного характера, так и по спорам между субъектами Республики Беларусь увеличивается на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для осуществления некоторых процессуальных действий при рассмотрении споров между субъектами Республики Беларусь установлены более сжатые сроки по сравнению со сроками, характерными для рассмотрения споров международного характера.
Представим различия в таблице.
Действие | Срок для споров международного характера | Срок для споров между субъектами Республики Беларусь | Статья Регламента |
Устранение недостатков искового заявления |
6 месяцев |
15 дней |
|
Достижение сторонами договоренности о кандидатурах основного и запасного единоличного арбитров |
30 дней |
15 дней |
|
Избрание ответчиком основного и запасного арбитров (при рассмотрении споров коллегиальным составом суда) |
30 дней |
15 дней |
|
Составление и направление ответчиком в МАС при БелТПП ответа на исковое заявление |
30 дней |
15 дней |
|
Рассмотрение дела |
6 месяцев |
3 месяца |
Статистика рассмотренных споров
Статистика показывает, что в МАС при БелТПП обращаются прежде всего участники внешнеэкономической деятельности, при этом одна из сторон спора - либо истец, либо ответчик - субъект Республики Беларусь.
Например, в 2011 г. суд рассмотрел 101 дело.
Подавляющее большинство рассмотренных исков (62) было предъявлено субъектами хозяйствования Республики Беларусь.
Национальная принадлежность других истцов:
• Литовская Республика - 9;
• Российская Федерация - 7;
• Украина - 5;
• Королевство Нидерланды - 3;
• США - 3;
• Швеция - 2;
• Республика Польша - 2;
• Британские Виргинские Острова, Великобритания, Турция, Венгрия, Италия, Латвийская Республика, ФРГ, Чешская Республика - по 1.
По делам, рассмотренным в указанный период, в качестве ответчиков выступили субъекты следующих государств:
• Республика Беларусь - 45;
• Российская Федерация - 28;
• Украина - 5;
• ФРГ - 5;
• Литовская Республика - 3;
• США - 2;
• Республика Польша - 2;
• Королевство Нидерланды - 2;
• Румыния, Испания, Сингапур, Узбекистан, Италия, Латвийская Республика, Армения, Франция, Израиль - по 1.
За 1-е полугодие 2012 г. МАС при БелТПП рассмотрел 71 дело.
Большинство рассмотренных исков за указанный период было предъявлено субъектами Республики Беларусь - 46 исков.
В качестве истцов выступили субъекты следующих иностранных государств:
• Украина - 12;
• Литовская Республика - 7;
• ФРГ - 2;
• Российская Федерация - 2;
• Республика Польша и Турция - 1.
По делам, рассмотренным в указанный период, в качестве ответчиков выступили 26 субъектов Республики Беларусь и 45 иностранных субъектов, а именно:
• Российская Федерация - 22;
• Республика Польша - 5;
• Украина - 2;
• Швеция - 2;
• Казахстан - 2;
• Австрия - 2;
• Латвийская Республика, Королевство Нидерланды, Эстония, Чешская Республика, Молдова, Азербайджанская Республика, Китай, Белиз, Великобритания, Дания - по 1.
Вместе с тем имеют место случаи разрешения споров, возникших между 2 иностранными субъектами права, когда МАС при БелТПП выступает в качестве нейтрального юрисдикционного органа третьей страны.
Споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств - самая распространенная категория дел, разрешаемых МАС при БелТПП. В основном обязательства носят договорной характер. К числу внедоговорных относятся, например, обязательства вследствие неосновательного обогащения. Большинство же рассматриваемых споров возникает из договоров гражданско-правового характера.
Поскольку самым распространенным видом сделок, заключаемых во внешнеэкономической области, является договор международной купли-продажи товаров, наибольшее число поступающих в суд споров затрагивают различные аспекты данного договора. Заявляются исковые требования о возврате суммы предварительной оплаты, взыскании основного долга, договорной неустойки, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Кроме того, МАС при БелТПП разрешает споры, возникшие из договоров аренды, лизинга, комиссии, консигнации, агентирования, организации грузовых перевозок, транспортной экспедиции, договоров займа, подряда, оказания услуг и иных гражданско-правовых сделок.
В практике суда зарегистрированы дела, базирующиеся на положениях гражданско-правовых договоров о взыскании убытков, понесенных в связи с уплатой выступающим в качестве продавца истцом суммы косвенных налогов при экспорте товара в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (ныне утратило силу), а также Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Статистические данные свидетельствуют о том, что внутренние споры составляют около 10 % от общего количества всех разрешенных судом споров.
![]() |
Справочно С судебной практикой МАС при БелТПП за 2010 г. можно ознакомиться здесь. |
Упрощенная процедура рассмотрения споров
Следует отметить, что в разделе IV Регламента выделена упрощенная процедура рассмотрения споров между субъектами Республики Беларусь, сумма требований по которым не превышает 10 000 БВ.
Упрощенную процедуру рассмотрения споров отличает разрешение споров единоличным арбитром на основе только письменных материалов, без проведения устных слушаний.
Вместе с тем сторона не может быть лишена права ходатайствовать об устном разбирательстве дела или о рассмотрении дела коллегиальным составом суда.
В частности, в п.1 постановления Президиума МАС при БелТПП от 23.02.2012 № 2 «О разъяснении отдельных положений Регламента Международного арбитражного суда при БелТПП» указывается, что споры между субъектами права, местонахождением или местом жительства которых является территория Республики Беларусь и сумма по заявленным требованиям не превышает 10 000 БВ, рассматриваются по упрощенной процедуре в соответствии с разделом IV Регламента, если иное не следует из заявлений любой из сторон спора, в т.ч., если заявлено об устном разбирательстве дела или о рассмотрении дела коллегиальным составом суда.
При упрощенной процедуре устное разбирательств по делу может быть проведено и по инициативе единоличного арбитра в любое время до вынесения решения (п.1 ст.67 Регламента).
Для упрошенной процедуры характерны сокращенные сроки осуществления всех процессуальных действий. Например, срок устранения недостатков искового заявления не должен превышать 10 дней с момента получения соответствующего предложения Председателя МАС при БелТПП, срок для достижения договоренности об основном и запасном арбитрах - также 10 дней. Аналогичный срок установлен для предоставления ответа на исковое заявление, для заявления встречного искового заявления.
В дополнение к исковому заявлению и ответу на исковое заявление стороны могут представить только по одному дополнительному письменному заявлению: истец - не позднее 10 дней после получения ответа на исковое заявление, а ответчик - не позднее 10 дней с момента получения дополнительного заявления истца.
Согласно ст.68 Регламента в рамках упрощенной процедуры решение должно быть вынесено в течение 3 месяцев с момента формирования состава суда.
При рассмотрении споров по упрощенной процедуре размер арбитражного сбора подлежит уменьшению на 30 % (так как дело рассматривает единоличный арбитр), а также снижается еще на 10 % (пп.3 и 4 ст.50 Регламента).
Однако в любом случае сумма арбитражного сбора не может быть ниже 50 БВ.
Заключение
Решения МАС при БелТПП окончательны, вступают в законную силу с момента вынесения и могут быть обжалованы в Высший Хозяйственный Суд РБ (в порядке исключения по процессуальным основаниям).
На территории Беларуси принудительное исполнение решений МАС при БелТПП осуществляется в порядке, установленном главой 29 Хозяйственного процессуального кодекса РБ. В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 решения МАС при БелТПП признаются и исполняются также более чем в 140 иностранных государствах.
19.09.2012 г.
Инна Перерва, кандидат юридических наук, начальник информационно-консультационного центра Международного арбитражного суда при БелТПП