


Материал помещен в архив
РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1. Сущность и задачи биржевой торговли. Деятельность товарных бирж в Республике Беларусь
2. Правовое регулирование общих вопросов ценообразования на товарных биржах. Законодательные ограничения механизма свободного ценообразования на биржевых торгах
3. Порядок формирования цены товара при его выставлении на биржевые торги
4. Механизм ценообразования в ходе биржевых торгов
5. Механизм установления и применения ценового коридора
6. Валюта биржевых сделок
7. Неизменность цен, сформированных в ходе биржевых торгов
8. Котировка цен
В течение последних нескольких лет в Республике Беларусь достаточно активно развивался институт товарных бирж, превратившийся в неотъемлемую составляющую экономической системы Республики Беларусь. Биржевая торговля на товарном рынке неуклонно расширяет сферу своего распространения, вовлекая в свой круг все большее количество товаров и участников.
Являясь специфической формой осуществления торговли, биржевая торговля обладает рядом присущих только ей особенностей, в т.ч. и в сфере ценообразования. До недавнего времени механизмы ценообразования на биржевом и внебиржевом сегментах товарного рынка существенно отличались между собой. Однако проведенная либерализация в сфере ценообразования позволила в значительной степени уравнять данные механизмы, сгладив существенные различия между ними.
Базовые принципы такой либерализации определены в Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в соответствии с которой в сфере ценообразования были поставлены следующие задачи:
осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);
исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;
отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.
Рассмотрим механизм ценообразования на товарных биржах в Республике Беларусь, особенности его нормативно-правового регулирования, а также практические вопросы применения данного механизма на примере открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа».
Сущность и задачи биржевой торговли. Деятельность товарных бирж в Республике Беларусь
Товарные биржи в Республике Беларусь являются юридическими лицами, осуществляющими организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам.
На практике товарная биржа представляет собой одну из разновидностей организованного товарного рынка, основными задачами которой являются:
сбор информации о спросе и предложении;
концентрация спроса и предложения;
упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров;
содействие совершению сделок купли-продажи товаров;
повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения.
К основным функциям товарной биржи относятся:
создание условий для проведения биржевых торгов;
проведение биржевых торгов;
регистрация биржевых сделок;
организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи;
выявление спроса и предложения товаров;
котировка цен;
изучение факторов, влияющих на ценообразование и динамику биржевых цен.
Товарная биржа служит торговой площадкой для совершения сделок, выполняя в основном организаторские и регулирующие функции. При этом деятельность биржи значительно упрощает для субъектов хозяйствования сбыт продукции, поиск контрагентов и согласование условий сделок. Сама же товарная биржа не может непосредственно являться стороной биржевой сделки.
Практика мировой торговли свидетельствует о том, что цены, устанавливаемые на биржевых торгах ведущих товарных бирж, как правило, оказывают значительное влияние на ценообразование и на внебиржевом оптовом рынке, поскольку выступают в качестве ориентира при заключении внебиржевых сделок с соответствующими товарами. В Республике Беларусь такая практика также получила некоторое распространение.
В настоящее время единственной фактически действующей товарной биржей в Республике Беларусь является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Прежде чем перейти непосредственно к вопросам биржевого ценообразования, необходимо обратить внимание на специфику товаров, сделки с которыми могут заключаться на биржевых торгах. Согласно ст.1 Закона РБ от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» (далее - Закон № 10-З) к биржевому товару относятся любые вещи, определяемые родовыми признаками (примечание 1), не изъятые из оборота, а также имущественные права, которые допущены товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством.
Таким образом, к биржевому товару не могут относиться товары, обладающие какими-либо «индивидуальными» признаками (так называемые индивидуально определенные вещи).
Кроме того, существенное значение при отнесении тех или иных товаров к категории биржевых имеет и ценовой фактор, так как исходя из ст.18 Закона № 10-З к биржевой торговле не допускаются товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы) (примечание 2).
Правовое регулирование общих вопросов ценообразования на товарных биржах. Законодательные ограничения механизма свободного ценообразования на биржевых торгах
В конце 2010 г., а также в течение 2011 г. в условиях либерализации условий экономической деятельности система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, подверглась существенному реформированию, в результате чего в Республике Беларусь механизм ценообразования был значительно упрощен. Это явилось результатом принятия следующих нормативных правовых актов:
Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), которым признан утратившим силу Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»;
постановления Минэкономики РБ от 13.12.2010 № 183 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь», которым признано утратившим силу постановление Минэкономики РБ от 13.11.1998 № 96 «О согласовании цен в валюте»;
постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь», которым признано утратившим силу постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов», а также некоторые иные нормативные правовые акты.
После предпринятых государством мер по либерализации условий ценообразования произошло «выравнивание» соответствующих механизмов на биржевом и внебиржевом товарных рынках. Это привело к тому, что в настоящее время базовые принципы биржевого ценообразования кардинально не отличаются от аналогичных им принципов внебиржевого рынка, а сами отличия обусловлены преимущественно спецификой механизма биржевой торговли.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы ценообразования на биржевых торгах товарных бирж, является Закон № 10-З. Статьей 27 Закона № 10-З установлено, что реализация товара на товарной бирже производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между участниками биржевой сделки (т.е. фактически свободно (примечание 3)), если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому исключения из установленного порядка биржевого ценообразования и, как следствие, ограничения механизма свободного формирования цены на биржевых торгах могут быть определены только законами Республики Беларусь, а также декретами и указами Президента РБ.
Применение механизма свободного ценообразования на биржевых торгах объективно может быть связано с рисками искусственного завышения или занижения цен на биржевые товары (манипулирования ценами). В связи с этим Законом № 10-З предусмотрено принятие товарными биржами мер по недопущению подобных действий при осуществлении биржевой торговли.
Под манипулированием ценами на товарном рынке понимаются действия участников биржевой торговли, направленные на изменение биржевой цены (примечание 4) товара в целях извлечения прибыли от сделок с этим биржевым товаром или получения иной выгоды путем:
одновременного выставления заявок на покупку и продажу биржевого товара по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным биржевым сделкам;
сговора участников биржевой торговли о купле-продаже биржевых товаров на товарной бирже по ценам, существенно отличающимся от рыночных;
распространения недостоверных сведений о состоянии товарного рынка и его участниках;
использования иных способов манипулирования ценами, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи, в число которых, например, могут входить совершение биржевых сделок без изменения собственника биржевого товара, формирование благоприятной для себя рыночной конъюнктуры, оказание информационного давления на рынок, в т.ч. распространение ложной информации о состоянии и перспективах развития различных сегментов рынка товаров и его участниках, демонстрация фиктивной ценовой тенденции или ложного впечатления ликвидности.
Товарные биржи обязаны предусмотреть в утверждаемых ими правилах биржевой торговли меры, принимаемые в целях недопущения манипулирования ценами.
Во исполнение Закона № 10-З Совет Министров РБ постановлением от 06.08.2009 № 1039 утвердил Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах. В целях недопущения резкого повышения или понижения цен в течение торгового дня, искусственного их завышения или занижения (манипулирования ценами) п.20 названных Типовых правил предоставляет товарной бирже право на принятие следующих мер:
установление уровня максимальной и минимальной цены на биржевой товар (ценового коридора) с учетом спроса и предложения на биржевые товары, биржевых котировок и конъюнктуры рынка;
отклонение заявки участника биржевой торговли на продажу или покупку биржевого товара;
отказ в регистрации биржевой сделки;
отмена, приостановление или досрочное закрытие торговой сессии;
отмена результатов торговой сессии;
принятие иных мер, предусмотренных законодательством и правилами товарной биржи.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие заключения:
1) по общему правилу ценообразование на биржевых торгах товарных бирж носит свободный характер;
2) законодательством прямо предусмотрена возможность установления товарной биржей уровней цен товаров на биржевых торгах, а также применительно к биржевому товарному рынку предусмотрены такие понятия, как «манипулирование ценами» и «ценовой коридор»;
3) порядок принятия мер, направленных на недопущение манипулирования ценами, а также порядок установления и применения ценового коридора определяются товарной биржей самостоятельно в соответствии с законодательством путем принятия соответствующих локальных нормативных правовых актов;
4) товарным биржам предоставлено право самостоятельного применения иных не предусмотренных законодательством регулирующих и контрольных механизмов, устанавливаемых локальным нормативным правовым актом биржи - правилами биржевой торговли товарной биржи.
В настоящее время законодательные ограничения в сфере ценообразования на биржевых торгах сведены к минимуму. Так, Указом № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в соответствии с законодательством. В частности, исходя из данного перечня государственное регулирование ценообразования на товары, которые могут быть отнесены к биржевым, осуществляется следующими государственными органами и организациями:
1) Министерством архитектуры и строительства РБ - строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);
2) Министерством промышленности РБ - лом и отходы черных и цветных металлов;
3) Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ - сельскохозяйственная продукция, закупаемая для государственных нужд (по согласованию с Министерством экономики РБ);
4) Министерством экономики РБ:
товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (в случае невключения товаров в иные разделы названного перечня);
социально значимые товары по перечням, определяемым Советом Министров РБ (данные перечни утверждены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 495));
алкогольная продукция крепостью свыше 28 %;
табачные изделия по согласованию с Министерством торговли РБ (регулирование цен осуществляется до 1 января 2012 г.);
экспортируемые товары по перечням, определяемым Советом Министров РБ или Министерством экономики РБ;
5) Белорусским государственным концерном по нефти и химии - нефтепродукты (за исключением нефтепродуктов, реализуемых закрытому акционерному обществу «Белорусская нефтяная компания» по перечню, определяемому Советом Министров РБ);
6) областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом - товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках (в случае невключения этих товаров в иные разделы названного перечня);
социально значимые товары (за исключением товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики РБ по перечням, утвержденным постановлением № 495).
Таким образом, вышеперечисленным государственным органам (организациям) предоставлено право устанавливать своими решениями цены (как фиксированные, так и предельные) на некоторые товары, относящиеся к биржевым.
Постановлением Совета Министров РБ от 10.07.1998 № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» определен примерный перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования независимо от форм собственности, на основании которого Минэкономики устанавливает предельные минимальные экспортные цены на эти товары в более глубокой классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (примечание 5).
Также указанным постановлением закреплено, что субъекты хозяйствования независимо от форм собственности при заключении договоров на экспорт товаров, на которые утверждены предельные минимальные цены, обязаны устанавливать на эти товары цены не ниже предельных минимальных цен. В то же время действие устанавливаемых Министерством экономики РБ предельных минимальных цен не распространяется:
на отдельные виды экспортируемых лесоматериалов, классифицируемых по кодам групп 4403 20 190, 4403 20 390, 4403 99 590, 4403 99 950 2, 4403 99 950 9 и 4407 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, сделки по которым заключаются на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;
товары (в т.ч. биржевые), экспорт которых осуществляется в соответствии со ст.6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, подписанного 29 января 2001 г. в г.Москве (указанная статья Соглашения устанавливает, что Республика Беларусь и Российская Федерация не применяют меры нетарифного регулирования в отношении товаров, происходящих с территории государства одной из сторон либо выпущенных в свободное обращение на такой территории и предназначенных для вывоза (ввоза) на территорию государства другой стороны, за исключением товаров, перечень которых стороны договорились определить в отдельном протоколе).
Необходимо также отметить, что Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» был признан утратившим силу Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», в соответствии с которым продажа на территории Республики Беларусь товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей могла осуществляться только по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара. В настоящее время реализация таких товаров (в т.ч. на биржевых торгах) может осуществляться без указанного 5-процентного ограничения их цены.
Порядок формирование цены товара при его выставлении на биржевые торги
Биржевые торги проводятся ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» ежедневно в рабочие дни по различным товарным секциям биржи (примечание 6) в форме электронных торгов. При подготовке торговой сессии в информационную торговую систему биржи загружаются подаваемые в электронном виде заявки продавцов, а при необходимости - также и заявки покупателей.
По общему правилу формирование цены товара при его выставлении на биржевые торги осуществляется продавцом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В то же время в отношении некоторых видов товаров законодательством предусмотрен отдельный порядок формирования стартовых цен. В частности, это касается некоторых видов лесопродукции, выставляемой на биржевые торги.
Так, согласно п.26 Правил реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь в 2011-2012 годах, утвержденных Указом Президента РБ от 05.01.2011 № 6 (далее - Правила № 6, Указ № 6), стартовая цена на древесину на корню для реализации на биржевых торгах устанавливается в соответствии с таксами, утвержденными Советом Министров РБ на дату выставления лотов на биржевые торги (примечание 7).
Стартовая цена на деловую древесину в заготовленном виде для реализации на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» формируется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством вправе совершать сделки по реализации деловой древесины в заготовленном виде, на основании биржевых котировок на деловую древесину в заготовленном виде, сложившихся по результатам предшествующих квартальных биржевых торгов названного акционерного общества. В случае же отсутствия биржевых котировок по результатам квартальных биржевых торгов по отдельным сортиментам стартовая цена формируется продавцом в соответствии с законодательством о ценообразовании (п.27 Правил № 6).
Кроме того, во исполнение п.35 Правил реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденных Указом Президента РБ от 07.05.2007 № 214, утверждена Инструкция № 29/212. Однако в связи с приостановлением действия указанных Правил до 1 января 2013 г. (Указ № 6) названная Инструкция в настоящее время не применяется.
Также особые правила ценообразования установлены актами Министерства промышленности РБ в отношении лома и отходов черных и цветных металлов, в т.ч. при их реализации на экспорт.
В случаях когда это не противоречит законодательству, отдельные требования к формированию стартовой цены биржевого товара могут устанавливаться локальными нормативными правовыми актами товарной биржи. Согласно регламентам биржевых торгов по секциям сельхозпродукции и лесопродукции в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденным постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 30.12.2005 № 8, стартовая цена и цена совершения биржевой сделки при продаже товара на экспорт не могут быть ниже установленной Министерством экономики РБ предельной минимальной цены и контролируются участником биржевой торговли, выставившим товар на биржевые торги. Кроме того, к биржевым торгам не допускается товар в случае его выставления на биржевые торги с заниженной либо завышенной стартовой ценой по сравнению с биржевой котировкой на дату подачи заявки.
Механизм ценообразования в ходе биржевых торгов
Механизм биржевых торгов в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» предоставляет широкие возможности как продавцам, так и покупателям для влияния на процесс ценообразования при совершении биржевых сделок.
В соответствии с п.111 Правил биржевой торговли по своему содержанию биржевые торги подразделяются на следующие виды:
с сохранением цены заявки;
на повышение цены;
на понижение цены;
другие виды биржевых торгов, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
При этом в ходе одной торговой сессии маклер может сочетать различные виды биржевых торгов.
Как правило, алгоритм работы электронной торговой системы биржи рассчитан на проведение торгов на повышение и (или) на понижение цены товара исходя из направленности сделок, заключаемых на биржевых торгах (экспорт, импорт, сделки на внутреннем рынке).
Механизм биржевых торгов на внутреннем рынке предоставляет покупателям возможность приобретения продукции на наиболее выгодных для себя условиях. В практике не редки случаи, когда покупатель, желающий приобрести крупную партию, например, металлопродукции и выбирающий среди нескольких идентичных предложений продавцов, путем направления продавцам встречных заявок добивается значительного снижения цены (до 30-50 % к стартовой цене продавца). Механизм торгов на понижение цены также эффективен и на торгах при закупке товаров по импорту.
В свою очередь механизм проведения экспортных торгов, ориентированный на создание возможностей для получения дополнительной прибыли отечественными продавцами, предусматривает автоматическое повышение цены товара на установленный шаг цены в случае конкуренции между покупателями каждый раз, когда в ходе торгов один из покупателей, желающих приобрести определенную партию товара, подает заявку на ее покупку. Покупателем такой партии товара в итоге становится тот, кто последний предложил за нее наиболее высокую цену, не «оспоренную» до окончания времени торговой сессии другими претендентами.
В то же время при отсутствии повышенного спроса на товар или в случае завышения продавцом стартовой цены товара по сравнению с реальным уровнем рыночных цен покупатель вправе направить экспортеру встречную заявку с предложением о совершении сделки по более низкой цене или на иных условиях.
В ходе биржевых торгов в определенном периоде торговой сессии продавцы могут самостоятельно корректировать цены своих лотов с учетом складывающейся конъюнктуры.
Процесс совершения биржевых сделок в ходе биржевых торгов является достаточно прозрачным и гласным, и поэтому предоставляет возможность уполномоченным структурным подразделениям биржи в ходе торговой сессии:
производить мониторинг цен путем сравнения по ценовым и иным параметрам условий сделок с аналогичными партиями товаров и оценки корректности и экономической выгоды для покупателей от совершения сделки с товаром по определенной цене при наличии в торговой системе аналогичных предложений данного товара по более низким ценам;
предотвращать (при необходимости) совершение так называемых договорных сделок на заведомо невыгодных для покупателей условиях.
Информация об условиях реализации всех партий товара, принимающих участие в текущей торговой сессии, доступна участникам биржевых торгов в режиме реального времени и после окончания торгов вместе с информацией о совершенных биржевых сделках хранится товарной биржей в течение определенного ею периода.
Механизм установления и применения ценового коридора
Ранее уже упоминалось о предоставлении законодательством товарным биржам права устанавливать максимальные и (или) минимальные уровни цен биржевых товаров (ценовой коридор) в качестве меры по предотвращению манипулирования ценами. Рассмотрим механизм установления и применения ценового коридора на примере ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 23.04.2010 № 84 утверждено Положение о ценовом коридоре в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», в соответствии с которым:
введены термины «границы ценового коридора», «стартовая цена», даны их определения;
установлены виды ценового коридора (предторговый, торговый и единый ценовой коридор, ценовые коридоры с фиксированной верхней, нижней границей или фиксированными верхней и нижней границами одновременно);
определены источники получения информации, используемой в качестве исходных данных для расчета ценового коридора;
предусмотрена методика расчета параметров ценового коридора (для различных видов ценового коридора);
урегулированы вопросы применения ценового коридора.
Информация о ценовом коридоре размещается на сайте биржи в сети Интернет не позднее 1 рабочего дня до начала срока подачи заявок к соответствующей торговой сессии. С этого момента ценовой коридор считается введенным в действие.
При приеме заявок на продажу товара до начала биржевых торгов, а также при корректировке продавцами стартовых цен биржевого товара в предторговом периоде торговой сессии (при его наличии) биржей осуществляется контроль соблюдения участниками биржевой торговли - продавцами соответствия уровня стартовых цен границам предторгового или единого ценового коридора.
В случае нарушения продавцом границ предторгового или единого ценового коридора биржей отклоняется соответствующая заявка на продажу биржевого товара или блокируется возможность изменения продавцом цены биржевого товара.
Если с момента подачи продавцом заявки на продажу товара до начала соответствующей торговой сессии значения границ ценового коридора в отношении данного товара были изменены, продавец обязан перед началом биржевых торгов или в ходе предторгового периода (при его наличии) скорректировать стартовую цену биржевого товара в заявке в соответствии с действующими границами ценового коридора или в установленном порядке снять свою заявку.
В ходе биржевых торгов (кроме предторгового периода - при его наличии) при изменении цены биржевого товара биржей осуществляется контроль соответствия этой цены границам торгового или единого ценового коридора. В случае нарушения продавцом границ торгового или единого ценового коридора при изменении цены товара возможность подобного изменения цены блокируется биржей.
Локальными нормативными правовыми актами товарных бирж также могут регулироваться другие вопросы, связанные с ценообразованием на биржевых торгах.
Так, п.107 Правил биржевой торговли определено понятие чрезвычайной ситуации - это ситуация, которая препятствует проведению биржевых торгов и исполнению обязательств по биржевым сделкам вследствие резкого изменения цен на биржевые товары в ходе биржевых торгов. При возникновении подобных ситуаций товарная биржа вправе отменить результаты биржевых торгов, которые проводились в день возникновения чрезвычайной ситуации, по всем или некоторым секциям полностью или частично в целях недопущения нарушений данных Правил и возникновения спорных ситуаций.
Первоначально цена и иные существенные условия каждой биржевой сделки фиксируются в листе учета биржевой сделки, после чего в порядке и сроки, определенные регламентом биржевых торгов по соответствующей секции, стороны сделки обязаны оформить и представить для регистрации на биржу биржевой договор. При этом в соответствии с нормами ст.403 ГК и Правилами биржевой торговли биржевой договор считается заключенным и вступает в силу только с момента его регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
В соответствии с п.1 ст.298 ГК денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. Исходя из этого по общему правилу валютой биржевой сделки при совершении сделок между резидентами Республики Беларусь является белорусский рубль. Это правило применяется и при заполнении заявок на продажу (покупку) биржевого товара для участия в биржевых торгах на внутреннем рынке Республики Беларусь.
В то же время на основании того же п.1 ст.298 ГК в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
Применительно к биржевым сделкам это означает, что при совершении биржевых сделок на внутреннем рынке (между резидентами Республики Беларусь) в заявке продавца, в торговой системе и, соответственно, в биржевом договоре допускается возможность указания цены товара, выраженной в иностранной валюте, с последующим расчетом между сторонами сделки в белорусских рублях. Между тем вопрос о реализации такой возможности в торговой системе товарной биржи остается открытым, так как зависит от программных алгоритмов биржевой торговой системы, а также от политики самой товарной биржи.
Неизменность цен, сформированных в ходе биржевых торгов
Одним из отличительных признаков цены товара, сформированной в ходе биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», является ее неизменность в течение всего срока действия биржевого договора, т.е. до момента исполнения сторонами договора своих обязательств или прекращения действия договора по иным основаниям. Все изменения и дополнения, вносимые сторонами в биржевые договоры, подлежат регистрации товарной биржей и не могут затрагивать наименование, цену и количество (кроме уменьшения) биржевого товара. Исключения из этого правила могут устанавливаться только решениями биржи. Например, согласно Порядку корректировки цен на лесопродукцию, поставляемую по долгосрочным биржевым сделкам, заключенным на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденному протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 18.12.2009 № 189, на биржевых торгах производится реализация на экспорт лесопродукции по долгосрочным биржевым сделкам с условием изменения цены в соответствии с квартальными биржевыми котировками.
Как уже было сказано выше, к числу основных функций товарной биржи относится котировка цен - выявление товарной биржей цен на биржевые товары согласно методике, утвержденной в порядке, определенном уставом товарной биржи с учетом требований законодательства. Цена биржевого товара, определенная путем котировки цен, является биржевой котировкой.
Котировка цен осуществляется товарной биржей с учетом спроса и предложения на биржевые товары за определенный период или на определенную дату путем анализа биржевых сделок, цен, предложенных участниками биржевой торговли, ценообразующих факторов, а также в зависимости от условий исполнения биржевых сделок. Котировка может осуществляться как отдельно по каждому виду биржевого товара, так и по группам биржевых товаров.
Биржевые котировки ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» отражают средневзвешенные цены на товары, реализованные на торговой площадке данной биржи.
Биржевые котировки носят в первую очередь справочный характер. Однако в установленных законодательством случаях их применение субъектами хозяйствования при формировании цен на товары может носить и обязательный характер, как это произошло, например, с описанным выше механизмом формирования стартовых цен на древесину в заготовленном виде.
По запросу заинтересованных лиц товарная биржа вправе представлять информацию о биржевых котировках в установленном ею порядке (в т.ч. и на возмездной основе). Открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа» оказывает заинтересованным субъектам хозяйствования информационные услуги по представлению в электронном виде ежемесячного Обзора биржевого товарного рынка, позволяющего в оперативном режиме получать:
средневзвешенные цены за каждый месяц по итогам биржевых торгов;
ежедневные ценовые итоги торгов черными металлами и изделиями из них, цветными металлами и изделиями из них, ломом цветных металлов, а также итоги торгов древесиной на корню.
Очевидно, что с учетом значительных объемов биржевых сделок биржевые котировки объективно отражают рыночный уровень цен на биржевые товары и заслуживают максимально широкого применения и качестве ориентира при совершении сделок на внебиржевом рынке.
В настоящее время в условиях преодоления негативных социально-экономических явлений в экономике Республики Беларусь вопрос о повышении эффективности деятельности субъектов хозяйствования сохраняет свою актуальность. Практика же показывает, что независимо от текущей экономической ситуации биржевая торговля, в т.ч. благодаря оптимальным условиям ценообразования, по-прежнему остается современным, удобным и надежным механизмом сбыта и приобретения товаров субъектами хозяйствования.
Примечание 1. В соответствии со ст.138 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) вещами, определяемыми родовыми признаками, признаются вещи, обладающие признаками, присущими всем вещам того же рода, и определяющиеся числом, весом, мерой. Вещи, определяемые родовыми признаками, являются заменимыми.
Примечание 2. Статьей 3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З) к фиксированным ценам отнесены регулируемые цены, устанавливаемые субъектами ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
Примечание 3. Согласно ст.3 Закона № 255-З под свободной ценой понимается цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Примечание 4. Законодательство Республики Беларусь не содержит определения термина «биржевая цена». Данный термин также используется без расшифровки в Инструкции о порядке формирования стартовых цен на древесину на корню для реализации на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденной постановлением Минлесхоза РБ и Минэкономики РБ от 05.11.2008 № 29/212 (далее - Инструкция № 29/212). Исходя из указанной практики использования данного термина его значение следует по аналогии понимать как цену товара, формирующуюся в ходе биржевых торгов.
Примечание 5. В более глубокой классификации этот перечень установлен постановлением Минэкономики РБ от 05.03.2008 № 52 «Об утверждении перечня предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь».
Примечание 6. В соответствии с Правилами биржевой торговли в открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденными постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 22.11.2005 № 3 (далее - Правила биржевой торговли), под секцией понимается специализированное функциональное направление деятельности биржи, в рамках которого осуществляется биржевая торговля определенной группой биржевых товаров. В настоящее время ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» проводит биржевые торги по секциям металлопродукции, лесопродукции, сельскохозяйственной продукции, промышленных и потребительских товаров.
Примечание 7. Положение о порядке формирования такс на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 30.05.2007 № 708.
11.11.2011 г.
Иван Задорожный, юрист
От редакции: В Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 24.11.2011 № 547 (с 1 декабря 2011 г.), от 08.11.2011 № 512 (с 1 января 2012 г.), от 25.04.2012 № 202 (с 3 ноября 2012 г.) и от 31.01.2013 № 48 внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 07.12.2011 № 1655 (с 14 декабря 2011 г.) и от 25.10.2013 № 934 (с 1 ноября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.
С 1 января 2013 г. Правила реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденные Указом Президента РБ от 07.05.2007 № 214, на основании Указа Президента РБ от 08.11.2012 № 504 изложены в новой редакции
С 6 мая 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 10.07.1998 № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 27.04.2013 № 315 утратило силу.
С 29 мая 2013 г. постановление Минэкономики РБ от 05.03.2008 № 52 «Об утверждении перечня предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь» на основании постановления Минэкономики РБ от 07.05.2013 № 30 утратило силу.