


Материал помещен в архив
РАЗЪЯСНЕНИЯ К ОСНОВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС С 2016 ГОДА: ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Льготы по земельному налогу, освобождение от земельного налога
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы исчисления и уплаты земельного налога регулируются главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
1. С 1 января 2016 г. подп.1.4 п.1 ст.194 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) освобождение от земельного налога установлено в отношении земельных участков, занятых трамвайными путями общего пользования, а также земельных участков, предоставленных организациям на период строительства (реконструкции) трамвайных путей общего пользования. Ранее освобождение касалось только таких земельных участков под автомобильными дорогами и железнодорожными путями общего пользования.
2. Существенно изменена льгота, предусмотренная подп.1.7 п.1 ст.194 НК. Исключена обобщенная льгота в отношении земельных участков организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, и установлены конкретные льготы при осуществлении деятельности в отдельных сферах, а также по земельным участкам, занятым отдельными объектами недвижимости:
2.1. сохранено освобождение от земельного налога земельных участков организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;
2.2. сохранено освобождение от земельного налога земельных участков санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленных им в пользование для осуществления уставной деятельности;
2.3. в области физкультуры и спорта освобождение установлено только для организаций, получающих субсидии из бюджета, по земельным участкам, занятым капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений.
![]() |
Справочно Инструкция о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, утверждена постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 22.07.2014 № 55.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2018 г. вместо Инструкции № 55 действует Инструкция о порядке ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, основаниях и порядке включения в него (исключения из него) физкультурно-спортивных сооружений, утвержденная постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 11.06.2018 № 40; |
2.4. для организаций, осуществляющих деятельность в области туризма, освобождения от земельного налога не предусмотрено. До 2016 года освобождались земельные участки организаций туризма (в составе организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность), получающих субсидии из бюджета;
2.5. конкретизирована льгота для организаций Федерации профсоюзов Беларуси. Освобождаются земельные участки таких организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта;
2.6. до 2016 года согласно подп.1.4 п.1 ст.194 НК освобождались земельные участки организаций культуры (в составе организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность), получающих субсидии из бюджета. Земельные участки организаций культуры освобождались также в соответствии с подп.1.32 п.1 ст.194 НК.
С 2016 года положение о льготе сформулировано следующим образом: освобождаются от земельного налога земельные участки организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности (1.7 п.1 ст.194 НК). В связи с этим подп.1.32 п.1 ст.194 НК исключен.
3. В новой редакции подп.1.16 п.1 ст.194 НК не предусмотрено освобождения от земельного налога земельных участков, предоставленных в пользование Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также учреждениям образования Национального банка Республики Беларусь. Вместе с тем Академия управления при Президенте Республики Беларусь относится к бюджетным организациям, которые не признаются плательщиками земельного налога согласно п.5 ст.192 НК. Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин, за исключением таможенных), установленных НК, на основании п.1 ст.330 НК.
4. Формулировка подп.1.21 п.1 ст.194 НК приведена в соответствие с терминами Закона Республики Беларусь от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» и конкретизирована освобождением от земельного налога земельных участков, занятых водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями.
5. До 1 января 2020 г. продлено освобождение от налога земельных участков научных организаций и научно-технологических парков (подп.1.31 п.1 ст.194 НК).
Период освобождения земельных участков центров трансфера технологий истек 1 января 2016 г.
6. Пункт 1 ст.194 дополнен подп.1.38, согласно которому освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и г. Минска, - на период их строительства.
7. Освобождение от земельного налога, предусмотренное ст.194 НК, не распространяется на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (далее - перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества), в том числе на части таких земельных участков (подп.2.3 п.2 ст.194).
Налоговая база земельного налога
8. Статья 195 НК дополнена п.51, которым предусмотрен порядок определения налоговой базы земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и др.), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Налоговая база на такие участки определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Данная норма применяется в отношении любых земельных участков, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, вне зависимости от даты их предоставления. Информацию о том, какие конкретно земельные участки, предоставленные из земель лесного фонда, предназначены для строительства и обслуживания линейных объектов, можно получить в местных исполнительных комитетах (письмо Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.02.2016 № 7-5/860/вн/2-2-12/296 «О земельном налоге»).
9. Законодательно закреплен порядок определения площади частей земельного участка, имеющих различное функциональное использование, по которым предусмотрены разные ставки земельного налога.
Расчет площади таких частей земельного участка производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест с соответствующим функциональным использованием, по которому установлена отдельная ставка налога (п.8 ст.195 НК).
Изменение ставок земельного налога
10. В 2016 году в среднем на 15 % проиндексированы:
- ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (приложение 2 к НК);
- средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3 к НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения установлены согласно приложению 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29). На 2018 год средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь установлены согласно приложению 3 к Указу № 29. |
11. Ставка земельного налога на земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами, повышена с 6 480 до 7 460 бел. руб. за гектар (п.2 ст.196 НК).
12. Ставка земельного налога на земельные участки установлена:
- для общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, а также для производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000 и 109 000 000 бел. руб. за гектар - в размере 1 380 000 бел. руб. за гектар против 1 200 000 бел. руб. в 2015 году (подп.1.1 п.1 ст.197 и ст.198 НК);
- для жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 000 000 бел. руб. за гектар - в размере 92 000 бел. руб. за гектар вместо 80 000 бел. руб. (подп.1.2 п.1 ст.197 и ст.198 НК);
- для жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 160 000 000 бел. руб. за гектар - в размере 184 000 бел. руб. за гектар вместо 160 000 бел. руб. (подп.1.3 п.1 ст.197 и ст.198 НК).
13. Ставка земельного налога на земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения при кадастровой стоимости земельных участков менее 120 000 000 бел. руб. за гектар увеличена с 1 200 000 до 1 380 000 бел. руб. за гектар (п.1 ст.201 НК).
14. Внесены изменения в приложение 4 к НК, которыми уточнено, что рынки (за исключением автомобильных), торговые центры, в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти рынки и торговые центры, по функциональному использованию земельных участков относятся к общественно-деловой зоне (п.156 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения»).
15. За земельные участки рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры, установлена отдельная ставка земельного налога в размере 0,7 % от кадастровой стоимости. В 2015 году земельные участки, занятые такими объектами, облагались по ставке 0,55 % как иные объекты (приложение 5 к НК).
16. В целях правильного исчисления земельного налога за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок налога, увеличенных на коэффициент 2, в п.5 ст.196 НК внесены дополнения, закрепляющие порядок определения площади таких земельных участков.
Установлено, что площадь земельного участка (его части), занятого объектом сверхнормативного незавершенного строительства, строительство которого осуществляется собственными силами, определяется путем деления стоимости объекта сверхнормативного незавершенного строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами, на общую стоимость объекта сверхнормативного незавершенного строительства и умножения на общую площадь земельного участка.
Площадь части земельного участка, занятой объектом сверхнормативного незавершенного строительства, определяется по площади под застройкой в соответствии с подтверждающими документами.
17. Из части второй ст.2011 НК исключена норма, предусматривавшая нераспространение решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога (не более чем в 2,5 раза) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде финансовой помощи из республиканского бюджета.
18. Впервые областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями (далее - объекты недвижимости), включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (часть четвертая ст.2011 НК).
19. В ст.2011 НК включены нормы, определяющие порядок исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых объектами недвижимости, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
Исчисление и уплата земельного налога по увеличенным ставкам в отношении указанных объектов производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение. При принятии в течение налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами решений о включении в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества земельных участков (частей земельного участка), занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, земельный налог по таким земельным участкам (их частям) исчисляется исходя из увеличенной ставки земельного налога, рассчитанной на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года, и уплачивается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение.
Применение увеличенной ставки прекращается с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполнительного комитета об исключении земельных участков (частей земельного участка), занятых неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (части пятая и шестая ст.2011 НК).
Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу в указанных случаях представляется не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение (часть двенадцатая п.14 ст.202 НК).
Уплата налога производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты после представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу в указанный выше срок (абзац 6 подп.15.1 п.15 ст.202 НК).
20. Порядок определения части земельного участка, занятой неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями), в случаях, если не все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, включены в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, или в расположенном на земельном участке одном объекте недвижимости только часть включена в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, установлен частью седьмой ст.2011 НК).
21. Предусмотрено, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога по объектам недвижимости, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, не распространяются на:
- организации и индивидуальных предпринимателей, которым изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;
- организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению;
- газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;
- организации, получающие субсидии из бюджета;
- организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Советом Министров Республики Беларусь определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации (часть восьмая ст.2011 НК).
Включение сумм земельного налога в затраты
22. В перечень сумм земельного налога, которые не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, добавлены суммы налога:
- возмещаемые ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь;
- исчисленные за земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (подп.4.4 и 4.5 п.4 ст.203 НК).
![]() |
Справочно Обязанность возмещения ссудополучателем земельного налога при получении в безвозмездное пользование государственного недвижимого имущества установлена подп.2.13 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. подп.2.13 п.2 Указа № 150 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 05.08.2019 № 295 изложен в новой редакции. Комментарий см. здесь.
Дополнительно по учету земельного налога см.: • «Земельный налог: бухгалтерский и налоговый учет в 2016 году»; • «Земельный налог: налоговый и бухгалтерский учет». |
23. Уточнено, что бюджетные организации в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов недвижимости суммы земельного налога за земельные участки, занятые этими объектами, включают в состав внереализационных расходов, а не в состав затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью (п.2 ст.203 НК).
24. В целях правильного отражения сумм земельного налога по возводимым объектам ст.203 НК дополнена п.5, котором установлено, что площадь части земельного участка, занятой возводимым объектом, в том числе объектом сверхнормативного незавершенного строительства, определяется по площади под застройкой в соответствии с подтверждающими документами.
12.05.2016
Татьяна Шабан, экономист