Корреспонденция счетов от 31.10.2018
Автор: Козырев С.

Реализация товаров через торговые автоматы


СОДЕРЖАНИЕ

 

Продажа товара с помощью вендинговых аппаратов: разбираемся с терминами и определениями

Прием наличных денежных средств при торговле через автоматы

Торговые автоматы учитываем в составе основных средств

Бухгалтерский учет при торговле через автоматы

Порядок исчисления НДС в рознице

Расчетная ставка НДС

Ограничения при торговле через автоматы

Ответственность при нарушении порядка ведения кассовых операций

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ

Продажа товара с помощью вендинговых аппаратов: разбираемся с терминами и определениями

В настоящее время реализация через торговые автоматы (вендинг) развивается как альтернативный канал розничной продажи.

Преимущества использования торговых автоматов:

• низкая стоимость обслуживания;

• техническая простота установки;

• мобильность;

• отсутствие затрат на рекламу и др.

 

справочно

Справочно

Vending (англ.) - это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов).

 

Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п.22 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», далее - Закон № 128-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.21 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь.

 

Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них (п.21 ст.1 Закона № 128-З; подп.1.2.7 п.1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. разносная торговля - форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли (подп.1.20 п.1 ст.1Закона № 128-З в редакции Закона 81-З). Комментарии см. здесь.

 

Торговый автомат представляет собой специальное приспособление для реализации товаров, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств (абзац 29 п.2 Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 25).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. торговый автомат - передвижное средство разносной торговли, представляющее собой специальное оборудование для продажи товаров, позволяющее проводить расчеты за приобретаемые товары с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке (абз.14 п.3 приложения 1 к постановлению МАРТ от 07.04.2021 № 23).

Прием наличных денежных средств при торговле через автоматы

Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов (подп.2.2 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16, далее - постановление № 924/16).

 

справочно

Справочно

См. дополнительно материал «Изменения в порядке установки в кассовое оборудование средств контроля налоговых органов. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9».

 

Республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» осуществляются установка, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, а также функции центра обработки данных системы контроля торговых автоматов и системы контроля кассового оборудования в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (подп.2.3 п.2 постановления № 924/16).

При продаже товаров (работ, услуг) с использованием автоматического электронного аппарата, торгового автомата со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов данным оборудованием формируется и выдается покупателю (потребителю) платежный документ (проездной документ (билет)) (п.31 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16, далее - Положение № 924/16).

Не допускается использование автоматов в случаях, если:

1) автомат не обеспечивает учет принятых наличных денежных средств;

2) в автомат не встроен кассовый суммирующий аппарат или не установлено средство контроля налоговых органов либо после его установки оно неисправно или отключено;

3) в автомат встроен кассовый суммирующий аппарат, модель (модификация) которого не включена в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) кассовый суммирующий аппарат не соответствует технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового суммирующего аппарата, включенного в данный Государственный реестр. Указанное обстоятельство подтверждается актом (заключением) о результатах технического освидетельствования кассового суммирующего аппарата, выданным юридическим лицом, определенным Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

 

внимание

Обратите внимание!

Изъятие наличных денежных средств из автоматов осуществляется не реже одного раза в 7 дней.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие автоматы при продаже товаров (работ, услуг), обеспечивают в произвольной форме раздельный учет принятых наличных денежных средств, изымаемых из автоматов, в разрезе каждого автомата (п.34 Положения № 924/16).

Торговые автоматы учитываем в составе основных средств

Приобретенные торговые автоматы в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» относятся к основным средствам группы 458 «Оборудование торговли и общественного питания», подгруппа «Оборудование механическое, автоматы, полуавтоматы, кофе-аппараты и вендинговые аппараты и прочее торгово-технологическое оборудование» (шифр 45804).

Бухгалтерский учет при торговле через автоматы

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческие расходы, расходы на реализацию, прочие доходы и расходы по текущей деятельности отражаются на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (часть вторая п.70 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).

Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, налогах, включаемых в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам. При принятии к бухгалтерскому учету товаров суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, отражаются: Д-т 41 - К-т 42 (часть третья п.33 Инструкции № 50).

Суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, приходящихся на реализованные товары, учитываемые по розничным ценам, отражаются сторнировочной записью: Д-т 90 - К-т 42 (часть четвертая п.33 Инструкции № 50).

 

пример ситуация

Пример 1

На условиях 100-процентной предоплаты организация для реализации через торговые автоматы приобрела у поставщика товары стоимостью 3 630 руб. с учетом НДС (НДС по ставке 10 % - 330 руб.).

Согласно учетной политике товары учитываются по розничным ценам с НДС.

Выручка от реализации через торговые автоматы за отчетный период составила 2 640 руб., ставка НДС - 10 %, торговая надбавка - 20 %, расходы на реализацию - 285 руб.

 

В учете делаются следующие записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма
Произведена предоплата за товары
3 630
Оприходованы товары, поступившие от поставщика
(3 630 × 100 / 110)
60
3 300
Отражен НДС по поступившим товарам
60
330
Налог на добавленную стоимость принят к зачету
18
330
Отражена торговая надбавка, включенная в розничную цену товаров
(3 300 × 20 %)
41-2
660
Отражен НДС, включенный в розничную цену товаров
((3 300 + 660) × 10 %)
41-2
42-3
396
Отражена выручка от реализации товаров через торговые автоматы
2 640
Списаны реализованные товары
90-4
41-2
2 640
Исчислен НДС по реализации товаров
(2 640 × 10 / 110)
90-2
68-2
240
Методом «красное сторно» отражен НДС, включенный в розничную цену реализованных товаров
90-4
42-3
-240
Методом «красное сторно» отражена торговая надбавка, включенная в розничную цену товаров
((2 640 - 240) × 20 / 120)
90-4
42-1
-400
Списаны расходы на реализацию
90-6
285
Отражен финансовый результат от реализации товаров
90-9
115

Порядок исчисления НДС в рознице

Реализация товаров через торговые автоматы является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поскольку п.1 ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) установлено, что объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Плательщики, осуществляющие розничную торговлю и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, могут производить исчисление НДС, исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в стоимости этих товаров (с учетом всех налогов и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров), включая товары, освобожденные от НДС (п.9 ст.103 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.115 и п.5 ст.128 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

При этом такие плательщики, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, по товарам, включая импортные, реализуемым по свободным и регулируемым (фиксированным) розничным ценам, определяют налоговую базу как стоимость реализованных товаров (с учетом всех налогов, взимаемых при реализации товаров).

 

внимание

Обратите внимание!

Плательщики обязаны обеспечить на предприятии ведение отдельного учета НДС, включаемого в цену товара. При отсутствии отдельного учета сумм налога, включенных в цену товара, а также отдельного учета оборотов по реализации товаров, облагаемых по различным ставкам, налог при реализации товаров по розничным ценам исчисляется по ставке 20 %.

Расчетная ставка НДС

В строке 10 налоговой декларации по НДС отражается налоговая база и суммы НДС по операциям по реализации товаров, облагаемым НДС в порядке, установленном частью первой п.9 ст.103 НК, а также налоговая база и суммы НДС при безвозмездной передаче товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих налог по расчетной ставке (подп.14.6 п.14 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, далее - постановление № 42).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС и утверждена новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. 

 

Для применения расчетной ставки НДС необходимо соблюсти условия:

1) расчетная ставка НДС применяется только в отношении товаров, реализуемых по розничным ценам - свободным и регулируемым (фиксированным). При этом товары могут быть реализованы как физическим, так и юридическим лицам;

2) расчетная ставка НДС не применяется в отношении оборотов по реализации основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в отношении оборотов по реализации работ (услуг);

3) при определении расчетной ставки НДС сумма налога, включенная в цену товаров, делится на общую стоимость товаров, включая товары, освобожденные от НДС, что ведет к уменьшению размера расчетной ставки;

4) для применения расчетной ставки плательщик обязан обеспечить:

- учет товаров по ценам реализации (по продажным ценам). При этом в цену реализации включаются все налоги, сборы и отчисления, взимаемые при реализации товаров;

- отдельный учет сумм НДС, включенных в цену товаров, а также наличие отдельного учета оборотов по реализации товаров, облагаемых по различным ставкам.

Форма расчета налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров по розничным ценам приведена в приложении 34 к постановлению № 42, а порядок ее заполнения указан в подп.2.2 п.2 постановления № 42.

Форма расчета налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров по розничным ценам не является приложением к налоговой декларации (расчету) по НДС, а значит, не представляется в налоговый орган.

Однако эта форма обязательна к заполнению, и плательщик на основании нее заполняет строку 10 налоговой декларации (расчета) по НДС. Данный расчет должен храниться у плательщика и представляется налоговому органу по его требованию либо во время проведения камеральной проверки, либо во время проведения выездной проверки.

 

пример ситуация

Пример 2

Выручка от реализации товаров через торговые автоматы составила 4 825 руб. Расчетная ставка НДС - 16,200 5 %, средний процент реализованных торговых надбавок - 18,407 5 %, расходы на реализацию - 638 руб.

 

В учете делаются следующие записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма
Оприходована выручка за реализованные товары
50
90-1
4 825
Списаны реализованные товары
90-4
41-2
4 825
Методом «красное сторно» отражен НДС, включенный в цену реализованных товаров
(4 825 × 16,200 5 %)
90-4
42-3
-781,67
Методом «красное сторно» отражена сумма торговых надбавок, включенных в цену реализованных товаров
(4 825 × 18,407 5 %)
90-4
42-1
-888,16
Исчислен НДС по реализации товаров
90-2
68-2
781,67
Списаны расходы на реализацию
90-6
44-2
638
Отражен финансовый результат от реализации продукции
90-9
99
250,16

Ограничения при торговле через автоматы

Следует отметить, что не все товары разрешено реализовывать через торговые автоматы. Розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств (подп.1.4 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2006 № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. постановление № 317 утратило силу постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363. Следует руководствоваться п.115 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

 

Розничная торговля алкогольными напитками в Республике Беларусь запрещена с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств (абзац 13 подп.1.14 п.1 ст.11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).

Ответственность при нарушении порядка ведения кассовых операций

Нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (п.1 ст.12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.15 нового Кодекса. Комментарий см. здесь.

 

Нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ (п.2 ст.12.20 названного Кодекса).

 

31.10.2018

 

Сергей Козырев, аудитор, кандидат экономических наук, DipIFR