


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ
Продажа товара с помощью вендинговых аппаратов: разбираемся с терминами и определениями
В настоящее время реализация через торговые автоматы (вендинг) развивается как альтернативный канал розничной продажи.
Преимущества использования торговых автоматов:
• низкая стоимость обслуживания;
• техническая простота установки;
• мобильность;
• отсутствие затрат на рекламу и др.
![]() |
Справочно Vending (англ.) - это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). |
Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п.22 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», далее - Закон № 128-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.21 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь. |
Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них (п.21 ст.1 Закона № 128-З; подп.1.2.7 п.1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 24 «О классификации форм розничной торговли»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. разносная торговля - форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется с использованием передвижных средств разносной торговли (подп.1.20 п.1 ст.1Закона № 128-З в редакции Закона 81-З). Комментарии см. здесь. |
Торговый автомат представляет собой специальное приспособление для реализации товаров, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств (абзац 29 п.2 Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 25).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. торговый автомат - передвижное средство разносной торговли, представляющее собой специальное оборудование для продажи товаров, позволяющее проводить расчеты за приобретаемые товары с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке (абз.14 п.3 приложения 1 к постановлению МАРТ от 07.04.2021 № 23). |
Прием наличных денежных средств при торговле через автоматы
Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов (подп.2.2 п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16, далее - постановление № 924/16).
![]() |
Справочно См. дополнительно материал «Изменения в порядке установки в кассовое оборудование средств контроля налоговых органов. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2018 № 514/9». |
Республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» осуществляются установка, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, а также функции центра обработки данных системы контроля торговых автоматов и системы контроля кассового оборудования в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (подп.2.3 п.2 постановления № 924/16).
При продаже товаров (работ, услуг) с использованием автоматического электронного аппарата, торгового автомата со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов данным оборудованием формируется и выдается покупателю (потребителю) платежный документ (проездной документ (билет)) (п.31 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16, далее - Положение № 924/16).
Не допускается использование автоматов в случаях, если:
1) автомат не обеспечивает учет принятых наличных денежных средств;
2) в автомат не встроен кассовый суммирующий аппарат или не установлено средство контроля налоговых органов либо после его установки оно неисправно или отключено;
3) в автомат встроен кассовый суммирующий аппарат, модель (модификация) которого не включена в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) кассовый суммирующий аппарат не соответствует технической документации и эталонному образцу модели (модификации) кассового суммирующего аппарата, включенного в данный Государственный реестр. Указанное обстоятельство подтверждается актом (заключением) о результатах технического освидетельствования кассового суммирующего аппарата, выданным юридическим лицом, определенным Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! Изъятие наличных денежных средств из автоматов осуществляется не реже одного раза в 7 дней. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие автоматы при продаже товаров (работ, услуг), обеспечивают в произвольной форме раздельный учет принятых наличных денежных средств, изымаемых из автоматов, в разрезе каждого автомата (п.34 Положения № 924/16). |
Торговые автоматы учитываем в составе основных средств
Приобретенные торговые автоматы в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» относятся к основным средствам группы 458 «Оборудование торговли и общественного питания», подгруппа «Оборудование механическое, автоматы, полуавтоматы, кофе-аппараты и вендинговые аппараты и прочее торгово-технологическое оборудование»
Бухгалтерский учет при торговле через автоматы
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческие расходы, расходы на реализацию, прочие доходы и расходы по текущей деятельности отражаются на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»
Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, налогах, включаемых в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам. При принятии к бухгалтерскому учету товаров суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, отражаются: Д-т 41 - К-т 42 (часть третья п.33 Инструкции № 50).
Суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, приходящихся на реализованные товары, учитываемые по розничным ценам, отражаются сторнировочной записью: Д-т 90 - К-т 42 (часть четвертая п.33 Инструкции № 50).
![]() |
Пример 1 На условиях 100-процентной предоплаты организация для реализации через торговые автоматы приобрела у поставщика товары стоимостью 3 630 руб. с учетом НДС (НДС по ставке 10 % - 330 руб.). Согласно учетной политике товары учитываются по розничным ценам с НДС. Выручка от реализации через торговые автоматы за отчетный период составила 2 640 руб., ставка НДС - 10 %, торговая надбавка - 20 %, расходы на реализацию - 285 руб. |
В учете делаются следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
Произведена предоплата за товары |
3 630 | ||
Оприходованы товары, поступившие от поставщика (3 630 × 100 / 110) |
60 |
3 300 | |
Отражен НДС по поступившим товарам |
60 |
330 | |
Налог на добавленную стоимость принят к зачету |
18 |
330 | |
Отражена торговая надбавка, включенная в розничную цену товаров (3 300 × 20 %) |
41-2 |
660 | |
Отражен НДС, включенный в розничную цену товаров ((3 300 + 660) × 10 %) |
41-2 |
42-3 |
396 |
Отражена выручка от реализации товаров через торговые автоматы |
2 640 | ||
Списаны реализованные товары |
90-4 |
41-2 |
2 640 |
Исчислен НДС по реализации товаров (2 640 × 10 / 110) |
90-2 |
68-2 |
240 |
Методом «красное сторно» отражен НДС, включенный в розничную цену реализованных товаров |
90-4 |
42-3 |
-240 |
Методом «красное сторно» отражена торговая надбавка, включенная в розничную цену товаров ((2 640 - 240) × 20 / 120) |
90-4 |
42-1 |
-400 |
Списаны расходы на реализацию |
90-6 |
285 | |
Отражен финансовый результат от реализации товаров |
90-9 |
115 |
Порядок исчисления НДС в рознице
Реализация товаров через торговые автоматы является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поскольку п.1 ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) установлено, что объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
Плательщики, осуществляющие розничную торговлю и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, могут производить исчисление НДС, исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в стоимости этих товаров (с учетом всех налогов и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров), включая товары, освобожденные от НДС (п.9 ст.103 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.115 и п.5 ст.128 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
При этом такие плательщики, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, по товарам, включая импортные, реализуемым по свободным и регулируемым (фиксированным) розничным ценам, определяют налоговую базу как стоимость реализованных товаров (с учетом всех налогов, взимаемых при реализации товаров).
![]() |
Обратите внимание! Плательщики обязаны обеспечить на предприятии ведение отдельного учета НДС, включаемого в цену товара. При отсутствии отдельного учета сумм налога, включенных в цену товара, а также отдельного учета оборотов по реализации товаров, облагаемых по различным ставкам, налог при реализации товаров по розничным ценам исчисляется по ставке 20 %. |
Расчетная ставка НДС
В строке 10 налоговой декларации по НДС отражается налоговая база и суммы НДС по операциям по реализации товаров, облагаемым НДС в порядке, установленном частью первой п.9 ст.103 НК, а также налоговая база и суммы НДС при безвозмездной передаче товаров, приобретенных у плательщиков, исчисляющих налог по расчетной ставке (подп.14.6 п.14 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, далее - постановление № 42).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС и утверждена новая Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. |
Для применения расчетной ставки НДС необходимо соблюсти условия:
1) расчетная ставка НДС применяется только в отношении товаров, реализуемых по розничным ценам - свободным и регулируемым (фиксированным). При этом товары могут быть реализованы как физическим, так и юридическим лицам;
2) расчетная ставка НДС не применяется в отношении оборотов по реализации основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в отношении оборотов по реализации работ (услуг);
3) при определении расчетной ставки НДС сумма налога, включенная в цену товаров, делится на общую стоимость товаров, включая товары, освобожденные от НДС, что ведет к уменьшению размера расчетной ставки;
4) для применения расчетной ставки плательщик обязан обеспечить:
- учет товаров по ценам реализации (по продажным ценам). При этом в цену реализации включаются все налоги, сборы и отчисления, взимаемые при реализации товаров;
- отдельный учет сумм НДС, включенных в цену товаров, а также наличие отдельного учета оборотов по реализации товаров, облагаемых по различным ставкам.
Форма расчета налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров по розничным ценам приведена в приложении 34 к постановлению № 42, а порядок ее заполнения указан в подп.2.2 п.2 постановления № 42.
Форма расчета налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров по розничным ценам не является приложением к налоговой декларации (расчету) по НДС, а значит, не представляется в налоговый орган.
Однако эта форма обязательна к заполнению, и плательщик на основании нее заполняет строку 10 налоговой декларации (расчета) по НДС. Данный расчет должен храниться у плательщика и представляется налоговому органу по его требованию либо во время проведения камеральной проверки, либо во время проведения выездной проверки.
![]() |
Пример 2 Выручка от реализации товаров через торговые автоматы составила 4 825 руб. Расчетная ставка НДС - 16,200 5 %, средний процент реализованных торговых надбавок - 18,407 5 %, расходы на реализацию - 638 руб. |
В учете делаются следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
Оприходована выручка за реализованные товары |
50 |
90-1 |
4 825 |
Списаны реализованные товары |
90-4 |
41-2 |
4 825 |
Методом «красное сторно» отражен НДС, включенный в цену реализованных товаров (4 825 × 16,200 5 %) |
90-4 |
42-3 |
-781,67 |
Методом «красное сторно» отражена сумма торговых надбавок, включенных в цену реализованных товаров (4 825 × 18,407 5 %) |
90-4 |
42-1 |
-888,16 |
Исчислен НДС по реализации товаров |
90-2 |
68-2 |
781,67 |
Списаны расходы на реализацию |
90-6 |
44-2 |
638 |
Отражен финансовый результат от реализации продукции |
90-9 |
99 |
250,16 |
Ограничения при торговле через автоматы
Следует отметить, что не все товары разрешено реализовывать через торговые автоматы. Розничная торговля пивом и слабоалкогольными напитками с объемной долей этилового спирта не более 7 % не осуществляется с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств (подп.1.4 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2006 № 317 «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли пивом и слабоалкогольными напитками и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления розничной торговли»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. постановление № 317 утратило силу постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363. Следует руководствоваться п.115 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703. |
Розничная торговля алкогольными напитками в Республике Беларусь запрещена с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств (абзац 13 подп.1.14 п.1 ст.11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»).
Ответственность при нарушении порядка ведения кассовых операций
Нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ (п.1 ст.12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.15 нового Кодекса. Комментарий см. здесь. |
Нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ (п.2 ст.12.20 названного Кодекса).
31.10.2018
Сергей Козырев, аудитор, кандидат экономических наук, DipIFR