


Материал помещен в архив
РЕКЛАМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
![]() |
Ситуация Организация (основной вид деятельности - оптовая торговля) заключила договор на поставку товаров с целью дальнейшей их реализации. Согласно условиям договора поставщик (производитель) в целях привлечения внимания к продукции, а также повышения спроса на нее предоставляет покупателю рекламные материалы. Стоимость рекламных материалов входит в стоимость продукции. Аналогичная норма в отношении рекламных материалов определена и в договорах купли-продажи, заключаемых оптовой организацией при дальнейшей реализации товаров, приобретенных у производителя. В целях бухгалтерского учета организация ведет количественный учет рекламных материалов на забалансовом счете. При получении рекламных материалов и их отгрузке возникает ли объект обложения налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость? |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал сылается на Налоговый кодекс РБ в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль не возникает.
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п.1 ст.93 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость (подп.1.1 п.1 ст.98 НК).
Статьей 126 НК установлено, что объектом обложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п.1 ст.35 НК, начисленные белорусскими организациями.
Валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав (за исключением основных средств нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Выручка от реализации товаров определяется, если иное не определено НК, исходя из цены сделки с учетом положений ст.301 НК (п.1 ст.127 НК).
В состав внереализационных доходов включается стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. Такие доходы отражаются на дату их поступления (подп.3.8 п.3 ст.128 НК).
Поскольку в рассматриваемой ситуации в соответствии с условиями договора поставки стоимость рекламных материалов включена в стоимость полученных товаров, то рекламные материалы получены на возмездной основе и, соответственно, подп.3.8 п.3 ст.128 НК не применяется.
Так как в дальнейшем стоимость рекламных материалов включена в стоимость товаров, при реализации которых организация исчисляет налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, то при передаче рекламных материалов дополнительно объект для исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль не возникает.
В бухгалтерском учете организации производятся записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
При получении товаров | ||
Приняты на учет товары с учетом стоимости рекламных материалов | ||
На сумму НДС, предъявленную поставщиком товаров |
60 | |
Приняты на учет в количественном выражении рекламные материалы | ||
При реализации товаров | ||
Отражена выручка от реализации товаров | ||
Исчислен НДС по реализации |
90-2 |
|
Списана стоимость реализованных товаров |
90-4 |
41 |
Списана стоимость отгруженных покупателю рекламных материалов |
002 | |
Списаны управленческие расходы и расходы на реализацию |
90-5, 90-6 |
|
Отражен финансовый результат по реализации |
90-11 (99) |
99 (90-11) |
17.06.2014
Ольга Данилова, экономист