


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
РЕКВИЗИТ «ПОДПИСЬ»
Порядок оформления реквизита регламентирован:
• государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 21.12.2004 № 69.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. постановлением Госстандарта РБ от 26.10.2016 № 83 утвержден и введен в действие новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; |
• Методическими указаниями по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденными приказом Председателя Белкомархива от 16.09.2005 № 41;
• Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция по делопроизводству).
Подпись - обязательный реквизит любого документа, как служебного, так и личного.
Реквизит «Подпись» располагают после текста или отметки о наличии приложения.
В состав реквизита «Подпись» входят:
• наименование должности лица, подписавшего документ (печатается от нулевого положения табулятора);
• личная подпись;
• расшифровка подписи (инициалы и фамилия, печатается от 6-го положения табулятора). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности (п.57 Инструкции по делопроизводству).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 сентября 2017 г. в п.57 Инструкции по делопроизводству внесены изменения на основании постановления Минюста РБ от 18.08.2017 № 167. |
![]() |
Пример
|
Наименование должности в реквизите «Подпись» должно печататься от нулевого положения табулятора, т.е. от границы левого поля. Расшифровка подписи оформляется от 6-го положения табулятора, что соответствует 48 печатным знакам (при оформлении документа на пишущей машинке), или 120 мм (при оформлении документа на компьютере).
Если документ оформлен на бланке, в название должности не входит название учреждения, указывается только видовое наименование организации.
![]() |
Пример
|
При оформлении документа не на бланке в наименование должности включают наименование организации.
При этом если наименование должности в реквизите «Подпись» не помещается на одной строке, то его следует переносить на вторую, третью и последующие строки. Личная подпись и ее расшифровка располагаются на уровне последней строки наименования должности лица, подписавшего документ.
![]() |
Пример
|
![]() |
Обратите внимание! Видовое наименование организации не следует путать с сокращенным. |
![]() |
Пример
|
При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой с одинарным интервалом в последовательности, соответствующей занимаемой должности.
![]() |
Пример
|
В составе реквизита «Подпись» могут указываться степени и звания (ученые, воинские и др.).
![]() |
Пример
|
При подписании документа несколькими равными по должности лицами их подписи располагают в столбцах на одном уровне. Первая подпись располагается от нулевого положения табулятора, а расшифровка подписи печатается от 2-го положения. Вторая подпись, соответственно, располагается от 5-го положения, а расшифровка подписи печатается от 6-го положения табулятора.
![]() |
Пример
|
При подписании документа комиссией указывают не должности лиц, а их обязанности в составе комиссии.
![]() |
Пример
|
Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его фактической должности и фамилии (например, в случае нахождения директора в отпуске, в командировке и др.).
![]() |
Обратите внимание! Нормативные правовые акты не допускают замену аббревиатур «И.о.» («исполняющий обязанности»), или «Зам.» («заместитель») знаком «/». Расшифровка подписи должна соответствовать фамилии должностного лица, подписавшего документ. |
![]() |
Пример
или
|
При оформлении распорядительных документов подписывается только первый экземпляр, а остальные размножаются и заверяются в установленном порядке. В исходящих и внутренних документах подписывают, как правило, только первый экземпляр (письмо, докладная записка и др.).
13.05.2014
Галина Пешкова, преподаватель высшей категории, председатель методической комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»