


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


РЕКВИЗИТ «ПОДПИСЬ»
Порядок оформления реквизита регламентирован:
• СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83;
• Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция по делопроизводству).
Подпись - обязательный реквизит любого документа, как служебного, так и личного.
Реквизит «Подпись» располагают после текста или отметки о наличии приложения.
В состав реквизита «Подпись» входят:
• наименование должности лица, подписавшего документ (печатается от нулевого положения табулятора);
• личная подпись;
• расшифровка подписи (инициалы и фамилия, печатается от 6-го положения табулятора). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности (п.57 Инструкции по делопроизводству).
![]() |
Пример
|
Наименование должности в реквизите «Подпись» должно печататься от нулевого положения табулятора, то есть от границы левого поля. Расшифровка подписи оформляется от 6-го положения табулятора, что соответствует 48 печатным знакам (при оформлении документа на пишущей машинке), или 120 мм (при оформлении документа на компьютере).
Если документ оформлен на бланке, в название должности не входит название учреждения, указывается только видовое наименование организации.
![]() |
Пример
|
При оформлении документа не на бланке в наименование должности включают наименование организации.
При этом если наименование должности в реквизите «Подпись» не помещается на одной строке, то его следует переносить на вторую, третью и последующие строки. Личная подпись и ее расшифровка располагаются на уровне последней строки наименования должности лица, подписавшего документ.
![]() |
Пример
|
![]() |
Обратите внимание! Видовое наименование организации не следует путать с сокращенным. |
![]() |
Пример
|
При подписании документа несколькими должностными лицами наименования должностей лиц, подписавших документ, собственноручные подписи и их расшифровки (инициалы, фамилии) размещаются друг за другом в последовательности, соответствующей занимаемым должностям.
![]() |
Пример
|
В составе реквизита «Подпись» могут указываться степени и звания (ученые, воинские и др.).
![]() |
Пример
|
При подписании документа несколькими лицами, не подчиненными по должности, наименования должностей лиц, подписавших документ, собственноручные подписи и их расшифровки (инициалы, фамилии) располагаются в столбцах на одном уровне. Первая подпись размещается от границы левого поля, а расшифровка подписи печатается с отступом 40 мм от границы левого поля от 2-го положения табулятора. Вторая подпись соответственно располагается от 5-го положения с отступом в 100 мм от границы левого поля, а расшифровка подписи печатается от 6-го положения табулятора (120 мм от границы левого поля). А при оформлении документа на листах формата А 4 в альбомной ориентации, нужно печатать с отступом 160 мм от границы левого поля (часть седьмая п.84 Инструкции по делопроизводству).
![]() |
Пример
|
При подписании документа комиссией указывают не должности лиц, а их обязанности в составе комиссии. Фамилии членов комиссии указываются в алфавитном порядке.
![]() |
Пример
|
Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его фактической должности и фамилии (например, в случае нахождения директора в отпуске, в командировке и др.).
![]() |
Обратите внимание! Допускается использование сокращений «Зам.» |
![]() |
Пример
или
|
При оформлении распорядительных документов подписывается только первый экземпляр, а остальные размножаются и заверяются в установленном порядке. В исходящих и внутренних документах подписывают, как правило, только первый экземпляр (письмо, докладная записка и др.).
Для электронных документов значение реквизита «Подпись» формируется с помощью сертифицированных средств ЭЦП и помещается в особенной части. В общей части указываются фактическая должность лица, подписавшего документ, его инициалы и фамилия. При этом они должны соответствовать должности, собственному имени, отчеству (если таковое имеется) и фамилии владельца ЭЦП, расположенной в особенной части.
24.10.2017
Галина Пешкова, преподаватель высшей категории, председатель методической комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»