


Материал помещен в архив
ВОПРОС
Ремесленник посредством рекламы в сети Интернет реализует товар собственного производства потребителям. Какую информацию о товаре он должен доводить до сведения потребителей в Интернете? Необходимо ли ремесленнику регистрировать интернет-магазин и вправе ли он реализовывать продукцию собственного производства в сети Интернет?
ОТВЕТ
Порядок реализации физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность (ремесленниками), изготовленных ими товаров определен абзацем вторым подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. действует Указ от 21.08.2024 № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности». |
Таким образом, с 12 января 2018 года (с момента вступления в силу Указа № 364) ремесленники вправе реализовывать изготовленные ими товары:
• на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
• в помещениях, используемых для изготовления этих товаров;
• путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным);
• посредством доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта;
• на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
• с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (т. е. размещать в сети Интернет рекламу (в том числе в социальных сетях), посредством которой возможна реализация изготавливаемых ими товаров).
При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы (в том числе интернет-рекламы), посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» и Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».
Закон о рекламе не содержит ограничений по месту и времени размещения (распространения) рекламы ремесленной деятельности. Это означает, что ремесленник имеет право размещать (распространять) рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях (газетах, журналах)), на средствах наружной рекламы, в сети Интернет и в иных, не запрещенных Законом о рекламе местах.
При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы, посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования Закона о рекламе и Закона о защите прав потребителей.
В силу статьи 1 Закона о защите прав потребителей ремесленники, реализующие изготавливаемые ими товары, являются продавцами.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 7, пунктами 1, 3 статьи 8 Закона о защите прав потребителей при реализации товаров посредством рекламы (в том числе интернет-рекламы) продавец обязан в этой рекламе доводить до сведения потребителей информацию о:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2024 г. п.8 ст.7 Закона о защите прав потребителей изложен в новой редакции Законом от 22.04.2024 № 365-З. |
• своих фамилии, собственном имени, отчестве;
• наименовании товара;
• цене товара;
• об условиях хранения товара, пользования товаром, если они отличаются от обычных условий хранения товаров, пользования товарами либо требуют специальных условий хранения, пользования;
• сроке доставки товара;
• цене и об условиях оплаты доставки товара.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»:
• интернет-магазин - информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (пункт 8);
• субъект торговли - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (пункт 31).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. субъект торговли - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю (подп.1.28 п.1 ст.1 Закона № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З). Комментарии см. здесь. С 11 июля 2024 г. субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин и (или) с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах (п.3 ст.16 Закона № 128-З в ред. Закона от 07.03.2024 № 358-З). |
Учитывая приведенные определения, интернет-сайт ремесленника не является интернет-магазином и, следовательно, не подлежит регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь.
Примечание. По материалам сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь https://mart.gov.by/sites/mart/home/faq/quest-answ/--/docs/1l.
28.10.2020