Вопрос-ответ от 24.05.2016
Автор: Шабан Т.

С 1 января 2016 г. произошли изменения в части определения даты начала строительства и течения его нормативных сроков. Применяется ли новый порядок для определения объекта сверхнормативного незавершенного строительства в целях расчета налога на недвижимость: по объектам, строительство которых начато до 1 января 2016 г. (получено разрешение на строительство и оформлен акт начала строительства); по объектам, строительство которых начато после 1 января 2016 г. (получено разрешение на строительство)?


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВОПРОС (ООО «СФП»): С 1 января 2016 г. произошли изменения в части определения даты начала строительства и течения его нормативных сроков.

Так, в частности, датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ (часть первая п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения» (утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279)). Дата приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, приостанавливает течение нормативного срока строительства, определенного проектной документацией и условиями договора строительного подряда. Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства (п.4.31 ТКП 45-1.03-122-2015).

Применяется ли новый порядок для определения объекта сверхнормативного незавершенного строительства в целях расчета налога на недвижимость:

1) по объектам, строительство которых начато до 1 января 2016 г. (получено разрешение на строительство и оформлен акт начала строительства);

2) по объектам, строительство которых начато после 1 января 2016 г. (получено разрешение на строительство)?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 августа 2018 г. датой начала строительства является дата, указанная в договоре строительного подряда, согласно Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450), или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами (абзац 1 п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015 в редакции приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.07.2018 № 152).

 

ОТВЕТ: Здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций признаются объектами налогообложения налогом на недвижимость (абзац 8 части первой п.1 ст.185 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

Объектами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением реконструкции, осуществляемой без остановки производства (далее - объекты сверхнормативного незавершенного строительства) (абзац 3 части второй п.1 ст.185 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Объекты налогообложения налогом на недвижимость перечислены в ст.227.

 

Порядок определения нормативной продолжительности строительства до 1 января 2016 г. устанавливался на основании положений ТКП 45-1.03-122-2008 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения» (утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2008 № 481), с 1 января 2016 г. - на основании ТКП 45-1.03-122-2015.

Установленная продолжительность строительства указывается в разделе проекта «Организация строительства».

В ТКП 45-1.03-122-2008 было установлено, что датой начала производства строительных работ является дата начала выполнения установленных проектом организации строительства внутриплощадочных подготовительных работ, которая оформлялась заказчиком и подрядчиком актом установления даты начала строительства объекта по утвержденной форме.

С 1 января 2016 г. датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4.3 ТКП 45-1.03-122-2015).

Датой приемки объекта в эксплуатацию является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, порядок составления которого предусмотрен Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.

Порядок получения разрешений на производство строительно-монтажных работ в настоящее время регулируется Инструкцией о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 (далее - Инструкция № 11).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений. Комментарий см. здесь.

 

Приостановление строительства - временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда (п.1 ст.62 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Решение о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), не влекущее за собой обязательного расторжения договора строительного подряда, принимается в случаях, определенных п.2 Инструкции о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 октября 2016 г. приказ № 158 на основании постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.08.2016 № 24 утратил силу.

Порядок консервации объектов строительства (за исключением консервации не завершенных строительством жилых домов, дач, строительство которых осуществлялось гражданами) регулируется Законом № 300-З, Правилами № 1450, ТКП 45-1.03-165-2009 «Консервация строящихся объектов», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2009 № 447.

 

Заказчик, застройщик в месячный срок письменно информируют органы государственного строительного надзора о приостановлении или консервации объекта строительства (п.13 Инструкции № 11).

Дата приостановления строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, приостанавливает течение нормативного срока строительства, определенного проектной документацией и условиями договора строительного подряда.

Дата возобновления строительства возобновляет течение нормативного срока строительства (п.4.31 ТКП 45-1.03-122-2015).

Следовательно, по объектам, строительство которых уже было начато и продолжалось по состоянию на 1 января 2016 г., начало нормативной продолжительности строительства следует определять на основании ТКП 45-1.03-122-2008, согласно которому датой начала строительства являлась дата составления акта установления даты начала строительства объекта.

Если по состоянию на 1 января 2016 г. указанный в проектной документации нормативный срок строительства не истек, то на указанную дату объект сверхнормативного незавершенного строительства отсутствовал. После 1 января 2016 г., в связи с тем что ТКП 45-1.03-122-2008 утратил силу, нормативную продолжительность строительства, полагаем, следует отслеживать по действующему ТКП 45-1.03-122-2015.

Следовательно, нормы, предусмотренные ТКП 45-1.03-122-2015 в части приостановления и возобновления течения нормативного срока строительства в связи с приостановлением строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами, распространяются как на объекты, строительство которых начато после 1 января 2016 г., так и на объекты, строительство которых начато до указанной даты и по ним не истекли нормативные сроки строительства на эту дату. Вместе с тем данный вопрос следует уточнять в Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Иного порядка определения нормативных сроков строительства в целях исчисления налога на недвижимость, кроме как установленного техническими нормативными правовыми актами в области строительства, не существует. Таким образом, при исчислении налога на недвижимость следует руководствоваться общеустановленным порядком.

При этом, если по состоянию на 1 января 2016 г. нормативный срок строительства истек и возник объект сверхнормативного незавершенного строительства, по нему следует исчислять и уплачивать налог на недвижимость.

 

24.05.2016

 

Татьяна Шабан, эксперт в области исчисления налогов

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Исчисление и уплата налога на недвижимость»