Вопрос-ответ от 31.03.2009
Автор: Латышев И.

С согласия потребителя, полученного по телефону, проведен ремонт сданного в сервисный центр инструмента. После выполнения заказа потребитель отказался его оплатить и попросил вернуть инструмент в том виде, в каком он его сдал. Может ли в данном случае сервисный центр взыскать средства за проведенный ремонт?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: С согласия потребителя, полученного по телефону, проведен ремонт сданного в сервисный центр инструмента.

После выполнения заказа потребитель отказался его оплатить и попросил вернуть инструмент в том виде, в каком он его сдал.

Может ли в данном случае сервисный центр взыскать средства за проведенный ремонт?

 

ОТВЕТ: Статьей 162 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) установлено, что сделки между юридическими лицами и физическими лицами должны совершаться в письменной форме. Исключения устанавливаются законодательством.

Правовые последствия несоблюдения письменной формы сделки предусмотрены ст.163 ГК. Основное последствие заключается в том, что при возникновении спора в подтверждении сделки потребитель может ссылаться на показания свидетелей, а юридическое лицо нет.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации ответ на вопрос зависит от того, имеются ли документы, подтверждающие факт обращения потребителя в сервисный центр и заказа им определенных услуг.

Если такие документы имеются, то с потребителя возможно взыскать стоимость оказанных услуг. Иначе доказать факт заказа потребителем оказанных ему услуг и взыскать с него их стоимость практически не представляется возможным.

Таким образом, при заключении сделок с потребителями по телефону есть вероятность столкнуться с фактом отказа от оплаты заказанных услуг. Поэтому необходимо грамотно оформлять документы при приеме инструмента в ремонт.

Например, если сотрудники сервисного центра, не желая каждый раз вызывать потребителя для подписания необходимых документов, общаются с ним по телефону, то в бланке заказа (договора), оформляемого при сдаче инструмента в ремонт, можно указать, что потребитель дает свое согласие на проведение сервисным центром ремонтных работ стоимостью не более определенной суммы.

Наличие такой формулировки и подписи под ней потребителя позволит взыскать с потребителя стоимость проведенного ремонта в пределах оговоренной в заказе (договоре) суммы даже в случае отказа потребителя от добровольной оплаты.

 

31.03.2009 г.

 

Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»