Пособие от 21.05.2015
Автор: Гирина О.

Штатное расписание


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основные положения и правовое регулирование составления штатного расписания

Штатное расписание с применением Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

Штатное расписание без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

Утверждение штатного расписания

 

Материал помещен в архив

 

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

Основные положения и правовое регулирование составления штатного расписания

Штатное расписание - один из локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовой распорядок для работников (п.2 части первой ст.194 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее - ТК). Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных в том числе сведения о трудовой функции - работе по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией (п.3 части второй ст.19 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

В организациях любых организационно-правовых форм должно быть утверждено штатное расписание. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений организации (в соответствии с уставом организации, учредительным договором), должностей служащих и профессий рабочих с указанием количества штатных единиц по каждому их наименованию, квалификационных разрядов, категорий, классов, размеров должностных окладов, тарифных ставок, надбавок, доплат. Порядок разработки и введения в действие штатного расписания конкретной организации, его форму и содержание определяет наниматель.

Типовая форма штатного расписания и порядок составления установлены, например:

приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.1994 № 273 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения»;

приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 07.12.1995 № 50 «О введении форм штатных расписаний учреждений социальной защиты»;

постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 14.04.2008 № 14 «Об утверждении Инструкции об особенностях регулирования труда работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта» (для организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2020 г. действует постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30.12.2019 № 48 «Об особенностях регулирования труда работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта».

 

Срок хранения штатного расписания (п.32 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140):

• в государственных органах, иных организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов, негосударственных организациях, у индивидуальных предпринимателей - постоянно;

• в государственных организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, - 10 лет.

Штатное расписание должно быть экономически обоснованным, учитывать особенности организации производства и труда, соответствовать целям и задачам организации. Поэтому до составления штатного расписания необходимо провести подготовительную работу и установить оптимальную структуру управления, определить численность работников и размеры оплаты их труда в соответствии с законодательством и финансовыми возможностями организации.

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке, на основании части второй ст.61 ТК.

Таким образом, в соответствии с ТК квалификационные справочники являются обязательными для применения в сфере трудовых отношений, и несоблюдение порядка определения наименования должностей (профессий), установления квалификационных разрядов, категорий, классов может привести к нарушению законодательства о труде.

При применении ЕТКС и Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее - ЕКСД) необходимо руководствоваться Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее - Общие положения ЕТКС), и Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее - Общие положения ЕКСД).

Наименования профессий рабочих и наименования должностей служащих, тарифно-квалификационные и квалификационные характеристики которых содержатся в выпусках ЕТКС и ЕКСД, включены в общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (далее - ОКПД).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. вместо ОКПД действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33.

 

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих включает в себя выпуски с установленными им кодами, наименованиями согласно ОКПД и содержащимися в них тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками работ и профессий рабочих, сгруппированными в разделы по видам производств и работ независимо от вида экономической деятельности (п.4 Общих положений ЕТКС).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих обязателен для применения в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в том числе для тарификации труда.

Тарификация труда включает в себя тарификацию работ и тарификацию рабочих на основе ЕТКС (п.2 Общих положений ЕТКС).

 

Справочно

Тарификация работ - определение разряда работ по их сложности на основе описания работ, приведенных в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих.

Тарификация рабочих - присвоение рабочим квалификационных разрядов, категорий, классов на основании требований тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик профессий рабочих.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 декабря 2016 г. согласно части пятой п.2 Общих положений ЕТКС (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2016 № 69) тарификация рабочих - присвоение рабочим разрядов, на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, подтверждающих наличие права на выполнение данных работ.

 

Присвоение рабочим квалификационных разрядов производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, предусмотренных ЕТКС, с учетом заключения квалификационной комиссии, с учетом сложности самостоятельно выполняемых работ, имеющихся в организации, результатов прохождения итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих.

Единый квалификационный справочник должностей служащих включает в себя выпуски с установленными им кодами, наименованиями согласно ОКПД и содержащимися в них квалификационными характеристиками должностей служащих, сгруппированными по видам экономической деятельности (п.3 Общих положений ЕКСД).

Структура каждого выпуска ЕКСД едина и построена в соответствии с установленной ОКПД классификацией служащих по категориям: руководители, специалисты и другие служащие, которым присвоены коды категорий должностей, - 1, 2 и 3 соответственно.

Отнесение должностей служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ, составляющих содержание их труда (организационно-распорядительные, аналитико-конструктивные, исполнительские).

Для установления наименования должностей служащих, включаемых в штатное расписание организации, необходимо установить должностные обязанности, которые работники будут исполнять в данной организации, и сопоставить их с должностными обязанностями, предусмотренными в квалификационной характеристике соответствующей должности, включенной в ЕКСД.

Присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым им должностям производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.

На должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством (п.12 Общих положений ЕКСД). При этом учитываются:

• уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация;

• наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации);

• специальные знания и деловые качества;

• опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 декабря 2016 г. п.12 Общих положений ЕКСД на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2016 № 69 изложен в новой редакции. Слова «При этом учитываются:» заменены словами «При этом может учитываться:».

Штатное расписание с применением Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

Необходимый этап работы при составлении штатного расписания - определение размеров тарифных ставок (окладов) работникам, которое производится на основании утвержденных в данной организации положений (условий) оплаты труда работников организации.

 

Обратите внимание!

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст.63 ТК).

 

Дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. Заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается.

Формы, системы и размеры оплаты труда государственных служащих и приравненных к ним лиц устанавливаются законодательством. Формы и системы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В целях расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 (далее - ЕТС), при определении условий оплаты труда работников (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. действует тарифная сетка, установленная в п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138.

С 1 января 2020 г. п.1 Указа № 181 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386.

 

Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения носят межотраслевой характер и могут быть использованы коммерческими организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности (п.2 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67; далее - Рекомендации).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. постановление № 67 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.01.2020 № 11 утратило силу.

 

На основании локального нормативного правового акта, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливаться тарифные ставки (оклады) работника (п.8 Рекомендаций) нанимателем:

• на основе ЕТС;

• на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее - ТС);

• без применения ЕТС (ТС).

При формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС наниматель может определять тарифные ставки (оклады) работников путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда (согласно приложению 1 к Рекомендациям) или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности) и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее - коэффициент повышения) (согласно приложению 2 к Рекомендациям) (подп.9.3 п.9 Рекомендаций).

При этом устанавливается конкретный перечень профессий (должностей) или категорий работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также при необходимости порядок и условия их применения.

 

Справочно

Пример штатного расписания (с применением Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь) см. здесь.

Штатное расписание без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

При формировании системы оплаты труда на основе ТС наниматель может устанавливать:

• распределение работников по тарифным разрядам ТС либо ЕТС;

• размеры повышения тарифных ставок (окладов) либо сдельных расценок работников;

• порядок исчисления тарифных ставок (окладов);

• порядок тарификации отдельных должностей руководителей и специалистов (п.10 Рекомендаций).

Определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) может устанавливаться нанимателем:

• в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

• в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;

• путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов);

с использованием:

• системы оплаты труда работников на основе оценки сложности труда (грейдирования);

• иных систем оплаты труда работников, разработанных специалистами организации или предложенных организациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические исследования и разработки в данной сфере;

• передового международного опыта.

Наниматель может предусматривать в трудовых договорах (контрактах) работников персональные условия оплаты труда (п.11 Рекомендаций).

 

Справочно

Пример штатного расписания (без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации) см. здесь.

Утверждение штатного расписания

Штатное расписание, как правило, составляется на календарный год, утверждается в порядке, предусмотренном уставом организации, учредительным договором.

Документ может утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа или должностным лицом. Оба способа имеют одинаковую юридическую силу (часть вторая п.52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, утвердившего документ, включая видовое наименование организации, его подписи, расшифровки подписи и даты утверждения.

Распорядительный акт издается, как правило, в случае, когда введение утверждаемого документа требует дополнительных предписаний и разъяснений, иных действий, связанных с его применением, а также при утверждении нормативных правовых актов Республики Беларусь.

При утверждении распорядительным документом или протоколом гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДЕНО», названия вида документа в именительном падеже, его даты и индекса.

При необходимости (в силу организационных, экономических или производственных причин) в штатное расписание вносятся изменения и дополнения в таком же порядке и по той же форме, как и при разработке штатного расписания с учетом новых итогов по численности и фонду заработной платы. Например, при изменении тарифной ставки 1-го разряда целесообразнее утвердить новое штатное расписание, так как изменения в данном случае будут вноситься во все строки и графы штатного расписания.

 

21.05.2015

 

Оксана Гирина, юрист