Пособие от 11.01.2013
Автор: Самосейко В.

Штатные и внештатные работники: кто они?


 

Материал помещен в архив

 

ШТАТНЫЕ И ВНЕШТАТНЫЕ РАБОТНИКИ: КТО ОНИ?

Понятие «штатный работник»

Словосочетание «штатные работники» используется во многих правовых актах Республики Беларусь:

для конкретизации лицензионных требований к отдельным видам деятельности:

- в абзаце 3 подп.113.1 п.113, пп.261, 348 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450;

в статистических целях:

- в приложениях 4, 8 к постановлению Минфина РБ от 11.01.2010 № 2 «Об отдельных вопросах ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности страховыми организациями и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 января 2014 г. вышеназванные приложения исключены на основании постановления Минфина РБ от 10.12.2013 № 79;

 

при установлении отдельных правил оплаты труда:

- в подп.2.7 п.2 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации) (приложение 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6, в котором определено, что руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5 % планового фонда заработной платы штатных работников).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. постановление № 6 утратило силу постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 04.12.2019 № 63.

С 1 января 2020 г. действует Указ Президента РБ от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»;

 

- в постановлении Мининформа РБ от 12.03.2003 № 9 «Об утверждении перечня видов приносящей доходы деятельности, осуществляемой штатными работниками учреждения «Национальная книжная палата Беларуси» в основное рабочее время на платной основе»;

при установлении критериев определения размера платы, связанных с арендой недвижимого имущества:

- в пп.4, 5 Рекомендаций по расчетам расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на коммунальные и другие услуги (протокол от 27.01.2010 № 1);

при установлении требований для формирования различных комиссий и иных организационных структур:

- в пп.5, 9 Положения о добровольных пожарных командах (приложение 3 к приказу Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 15.09.1999 № 61).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. приказ № 61 на основании приказа Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 13.06.2014 № 120 утратил силу. Следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь (ППБ Беларуси 01-2014), утвержденными постановлением МЧС РБ от 14.03.2014  № 3;

 

для уточнения правового статуса лиц, работающих по найму:

- в п.11 Положения о порядке открытия корреспондентских пунктов юридическими лицами, на которые возложены функции редакции средства массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.12.2008 № 2015, согласно которому работники корреспондентского пункта являются штатными работниками юридического лица;

для уточнения объема полномочий отдельных должностных лиц и органов:

- в п.72 Положения об организациях застройщиков и п.51 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденных Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 43.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 мая 2013 г. Положение об организации застройщиков, утвержденное Указом № 43, на основании Указа Президента РБ от 13.05.2013 № 219 утратило силу. В настоящее время деятельность организаций застройщиков регулируется главой 31 Жилищного кодекса РБ;

 

- в пп.28, 42, 47, 50 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента РБ от 28.01.2008 № 50, и т.п.

В то же время, несмотря на то, что законодательство не содержит определения «штатный работник», вопросов по поводу того, кого понимать под такими работниками, не возникает.

Под штатными работниками обычно понимают лиц, работающих по трудовым договорам и включенных в штат (должности и профессии, которые включены в штатное расписание).

Однако если исходить из логики законодателя, если есть штатные работники, то соответственно должны быть и внештатные работники. Иначе зачем так активно употреблять словосочетание «штатные работники» и ставить в зависимость от него соблюдение ряда требований и условий (например, лицензионных). Также можно вспомнить, например, п.5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее - Инструкция № 30), согласно которому на внештатных работников также ведутся трудовые книжки. В этом же пункте сразу оговаривается, что на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, трудовые книжки не ведутся.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 сентября 2014 г. взамен Инструкции № 30 принята Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 16.06.2014 № 40.

 

Кстати, ранее интересное определение штатных работников было приведено в уже утратившем силу письме Минобразования РБ от 23.07.1998 № 11-6/195 «О формировании средств на оплату труда работников учреждений образования и порядке определения экономии средств, предусмотренных на оплату труда», согласно которому к штатным работникам относились работники, работающие на должностях (по профессиям), предусмотренных не только штатным расписанием, но и тарификационным списком педагогических работников.

Полагаем, употребление словосочетания «штатные работники», как минимум, нелогично, а словосочетание «внештатные работники» не оправдано с точки зрения трудового законодательства, поскольку все работники согласно современному трудовому законодательству должны быть штатными, а их классификация возможна по другим критериям (например, работающий на постоянной основе или совместитель и т.п.). Ведь согласно ст.1 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) трудовой договор - это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. Также в силу п.3 части второй ст.19 ТК обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции работника (работе по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом РБ от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Трудовая функция представляет собой совокупность обязанностей, прописанных в трудовом договоре либо в должностной инструкции, на которую должен ссылаться трудовой договор.

Согласно ст.25 ТК прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, изданным после заключения с работником трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) нанимателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Таким образом, работник, работающий по трудовому договору, должен состоять в штате организации. То есть заключение трудового договора с внештатными работниками невозможно, поскольку в силу п.3 части второй ст.19 ТК обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции работника (работе по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией), даже несмотря на нормы п.5 Инструкции № 30, согласно которым на внештатных работников трудовые книжки ведутся наряду с общими требованиями при условии, что они подлежат государственному социальному страхованию.

Понятие «внештатный работник»

Словосочетание «внештатный работник» (как и его синонимы - «нештатный», «внесписочный» работник) возникло еще в советский период. В то же время в действующем законодательстве отсутствует его «легальное» определение. Кроме того, данное словосочетание достаточно многозначно: ни в юридической литературе, ни на практике нет единого подхода к определению категории лиц, которые охватывают указанное словосочетание.

 

Таблица 1
 
Варианты использования словосочетания «внештатный работник» в законодательстве и на практике
 
Критерии сравнения Внештатный работник
Оплата труда Работающий на общественных началах
Получающий оплату за внештатную работу
Юриди-ческая форма оформ-ления Гражданское сотрудничество с право-охранительными органами Допол-ните-льная работа Особый вариант трудовых отношений с работниками за границей Работа по граж-данско-правовым договорам Категория «временных» работников, в т.ч. совме-стителей
Сфера приме-нения (пример) Право-охранительные органы Здраво-охра-нение Ранее предста-вительства Республики Беларусь за границей Может быть повсе-местно Только как «реликт» прошлого, ошибки на практике

Внештатная работа на общественных началах

С правоохранительными органами

Правовая основа:

Закон РБ от 26.06.2003 № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка» (далее - Закон № 214-З);

• Типовое положение о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.10.2003 № 1354 (далее - Типовое положение № 1354).

Согласно ст.8 Закона № 214-З внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами пограничной службы Республики Беларусь осуществляется в форме привлечения граждан, не состоящих в штате названных органов, подразделений, к участию в их работе на добровольной основе под непосредственным руководством уполномоченных должностных лиц этих органов, подразделений.

Общие требования к внештатным сотрудникам: граждане Республики Беларусь не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся по месту службы, работы, учебы, имеющие, как правило, среднее или высшее образование, активно участвующие в общественной жизни, способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ними задачи.

Внештатные сотрудники подбираются из числа служащих, рабочих, студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, добровольных дружинников, а также из числа пенсионеров, как правило, бывших работников правоохранительных органов, органов или подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, военнослужащих (п.9 Типового положения № 1354).

Условия привлечения к внештатному сотрудничеству: добровольные начала (т.е. без оплаты), как правило, в свободное от работы время.

Порядок возложения обязанностей внештатного сотрудника регламентирован в Типовом положении № 1354.

 

Таблица 2
 
Специальное законодательство и внештатные сотрудники
 
Наименование внештатной работы Правовое регулирование
Внештатный пожарный инспектор Положение о группах внештатных пожарных инспекторов*
Внештатный член пожарной команды** Положение о добровольных пожарных командах*

 

* Утверждено постановлением Кабинета Министров РБ от 13.10.1995 № 571.

** Внештатным членам пожарной команды в некоторых случаях положена оплата труда. Так, согласно п.25 Положения о добровольных пожарных командах участие внештатных членов пожарной команды в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также дежурство по линии пожарной безопасности в нерабочее время оплачивается в размере 2 часовых ставок (окладов) работника на данном предприятии за каждый час работы или дежурства.

 

Таблица 3
 
Иные формы внештатной работы на добровольных началах
 
Наименование внештатной работы Правовое регулирование
Сотрудники нештатного корреспондентского пункта органа внутренних дел Республики Беларусь Положение о внештатном корреспондентском пункте органа внутренних дел Республики Беларусь, утвержденное приказом МВД РБ от 23.08.2004 № 187
Внештатный инспектор по надзору за эффективным использованием ресурсов* Положение о внештатном инспекторе по надзору за эффективным использованием ресурсов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2007 № 972

 

* Включение условное в связи с тем, что в законодательстве не указано об оплате труда данных внештатных инспекторов, однако и не сказано, что они выполняют эту работу на общественных началах.

Внештатная работа в форме дополнительной работы

Таблица 4
 
Примеры внештатных работ и правовое регулирование
 
Наименование внештатной работы Правовое регулирование
Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РБ Положение о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Республики Беларусь и о составе главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденное приказом Минздрава РБ от 20.12.2008 № 1146.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 сентября 2017 г. следует руководствоваться Положением о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.09.2017 № 1046
Главный внештатный гериатр Министерства здравоохранения РБ Положение о главном внештатном гериатре Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденное приказом Минздрава РБ от 11.03.2008 № 184
Главный внештатный специалист медико-профилактического профиля Министерства здравоохранения РБ Положение о главном внештатном специалисте медико-профилактического профиля Министерства здравоохранения Республики Беларусь и состава главных внештатных специалистов медико-профилактического профиля Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденное приказом Минздрава РБ от 25.02.2011 № 189

 

Оплата труда главных внештатных специалистов осуществляется в соответствии с п.10 приложения 2 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» и устанавливается в размере до 70 % от тарифной ставки 1-го разряда.

 

Справочно

Внештатная работа как особый вариант трудовых отношений с работниками за границей

Ранее белорусское законодательство допускало оформление трудовых отношений с внештатными работниками в отдельных случаях при приеме их на работу за границей.

Такая возможность была предусмотрена утратившими силу постановлениями Минтруда РБ:

• от 06.12.1993 № 90 «Об условиях труда работников Республики Беларусь за границей»;

• от 22.02.1995 № 18 «Аб умовах працы работнiкаў Рэспублiкi Беларусь за мяжой»;

• от 09.07.1997 № 59 «Об утверждении Положения об условиях труда работников Республики Беларусь за границей»;

• от 13.05.1999 № 58 «Об утверждении Положения об условиях труда работников Республики Беларусь за границей».

Указанные постановления определяли внештатных работников в учреждениях Республики Беларусь за границей как лиц, работающих без зачисления их в штаты учреждения. В качестве внештатных работников за границей принимались члены семей работников за границей. При этом предусматривалось, что внештатные работники принимались на работу по письменным трудовым договорам, заключенным на определенный срок, с последующим оформлением приказом по учреждению Республики Беларусь за границей, на них распространялись правила внутреннего трудового распорядка, действующие в учреждении Республики Беларусь за границей, они подлежали государственному социальному страхованию. Кроме того, по возвращении такого работника в Республику Беларусь министерство, в системе которого он работал за границей, производило запись в его трудовой книжке о работе на основании соответствующей справки учреждения Республики Беларусь за границей.

Полагаем, что именно этим, в частности, можно объяснить установленную в п.5 Инструкции № 30 возможность ведения трудовых книжек на внештатных работников.

Внештатная работа на основе гражданско-правовых договоров

На основании подп.1.5 п.1 ст.140 Налогового кодекса РБ налоговое законодательство Республики Беларусь к внештатным работникам относит лиц, работающих по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.4 ст.181 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З.

 

Как один из вариантов такой внештатной работы можно рассмотреть работу внештатного трудового арбитра. Так, согласно п.15 Положения о Республиканском трудовом арбитраже, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.1999 № 348, выплата вознаграждения трудовому арбитру Арбитража, выполняющему обязанности на внештатной основе, осуществляется за счет сторон спора. То есть в данной ситуации имеет место выполнение работ для третьих лиц на возмездной основе без заключения трудового договора.

Отношения организации и гражданина регулируются гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, подряда и др. на выполнение определенных видов работ, оказание услуг. В соответствии с условиями гражданско-правового договора организация получает результат от работы (услуги), а гражданин - вознаграждение.

Достаточно часто встречаются случаи, когда при заключении гражданско-правового договора стороны не учитывают такую особенность, как длительность отношений. Нередко взаимоотношения по гражданско-правовому договору носят длительный характер и по нему производятся систематические, ежемесячные денежные выплаты. В длительности договора для сторон таится опасность, так как деятельность гражданина, оказывающего услуги по такому договору, может подпадать под определение предпринимательской деятельности. Результатом оказания услуг по гражданско-правовому договору является получение физическим лицом вознаграждения в течение длительного периода, т.е. прибыли, и, следовательно, он является субъектом предпринимательской деятельности, не зарегистрированным в порядке, установленном законодательством (ст.1, 22 Гражданского кодекса РБ). В результате гражданин может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), а если будет установлено, что данное лицо систематически осуществляло деятельность, направленную на получение дохода в крупном размере (в 1 000 и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), то - к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст.233 Уголовного кодекса РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З. 

С 19 июля 2019 г. ст.233 Уголовного кодекса РБ изложена в новой редакции Законом РБ от 09.01.2019 № 171-З.

 

При неправильно сформулированном гражданско-правовом договоре неблагоприятные последствия могут возникнуть и у организации (по результатам проверки налоговых органов, Департамента государственной инспекции труда и т.п.).

В целях признания законным заключения гражданско-правового договора граждане, заключившие гражданско-правовой договор, не должны подчиняться локальным нормативным правовым актам организации, в т.ч. и правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации. При этом выполняемая работа, оказание услуг не должны совпадать с выполнением аналогичной работы штатного работника организации, вознаграждение должно выплачиваться по окончании выполненных работ, оказания услуг. Иначе такой гражданско-правовой договор может быть признан судом трудовым.

Внештатная работа как результат ошибки нанимателя

Согласно законодательству организация (за исключением бюджетных) самостоятельно устанавливает свою структуру и, соответственно, штатное расписание исходя из экономической целесообразности.

С внедрением в организации современного автоматизированного оборудования (новых методов работы и т.д.), а также в иных случаях возникают ситуации, когда отпадает надобность в каком-либо структурном подразделении. При сокращении ликвидируемого структурного подразделения организация обязана предоставить работникам гарантии и льготы, предусмотренные трудовым законодательством.

Если с большинством работников процесс сокращения регламентирован нормами ТК, то с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), при сокращении могут возникнуть проблемы. Например, в ст.268 ТК предусмотрены гарантии, которые запрещают расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет по инициативе нанимателя (за исключением оснований, предусмотренных пп.4, 5, 7, 8 и 9 ст.42 и пп.1-3 ст.47 ТК). Перед организацией встает дилемма, как поступить с этой категорией работников. В результате сокращения подразделение исключается из штатного расписания, но остаются работники, которым гарантировано сохранение их должности законодательством (ст.183 ТК). Вместе с тем должность не может оставаться (находиться) в штатном расписании, если отсутствует объем работы и структурного подразделения не существует. В результате наниматель вынужден «вывести за штат» такую категорию работников, что является нарушением трудового законодательства. Фактически, если исходить из штатного расписания, за работником не сохранено место работы (должность).

Таким образом, получается, что в организации числится работник в подразделении, которого нет, и ему через организацию выплачивается, например, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Также встречаются случаи, когда по решению руководителя ликвидируют подразделение и при принятии мер по трудоустройству работников, помимо перевода на вакантные должности, переводят на должности, на которых уже числятся работники, но предполагается, что данные должности в скором времени освободятся (окончание срочного трудового договора, уход на пенсию и по другим причинам). Перевод оформляется на основании предложения нанимателя и заявления работника, который зачастую и не предполагает, что пишет заявление о переводе на должность, которую занимает другой работник. Таким образом, на одной должности в организации числятся 2 работника. Причем один из них - сверх штатного расписания.

Естественно, что организация такие ситуации не афиширует (не показывает в отчетности перед государственными органами «лишних» работников) и, не осознавая серьезности вопроса, может время от времени по необходимости повторять переводы работников на занятые должности для решения своих текущих задач.

Подводя итоги по приведенным выше примерам, необходимо отметить, что нанимателем не всегда оценивается сложность ситуации при «выводе» работников «за штат».

Внештатные работники (работники несписочного состава) как объект статистического учета

В документах статистического учета внештатные работники, как правило, именуются работниками несписочного состава (но это не меняет сути).

Так, например, в постановлении Белстата от 04.08.2011 № 219 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению» выделены работники списочного состава, несписочного состава и внешние совместители.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 января 2014 г. следует руководствоваться новой формой государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду», утвержденными постановлением Белстата от 19.08.2013 № 163. Форма вводится в действие начиная с отчета за январь 2014 г.

 

В подп.62.23 п.62 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92, указана заработная плата (вознаграждение) лиц несписочного состава.

Таким образом, в статистике по труду под внештатными работниками (работниками несписочного состава) понимаются:

а) лица, выполняющие работу (оказывающие услуги) на основании договоров гражданско-правового характера;

б) лица, выполняющие переводы, чтение лекций, консультации, выступления по радио и телевидению, публикации в периодической печати, не являющиеся объектами авторского права, и другие работы и состоящие в штате;

в) лица, привлеченные на сельскохозяйственные работы (учащиеся, пенсионеры, работники, привлеченные из других организаций).

Выводы

Любое лицо, принимаемое на работу по трудовому договору, является штатным работником, т.е. его должность или профессия должны быть включены в штатное расписание.

Само же штатное расписание должно составляться с момента создания организации и может изменяться по мере финансовых возможностей и штатно-организационных потребностей нанимателя. Отсюда следует, что у каждой нормально функционирующей коммерческой организации не должно быть проблем с изменением в любое время штатного расписания и введением в него должности требуемого специалиста или профессии рабочего. Поэтому необходимость выполнения дополнительных работ без возможности их оформления посредством заключения трудового договора может возникнуть только у бюджетных учреждений и иных некоммерческих организаций, финансируемых собственником имущества или иными разрешенными способами. В этой ситуации следует заключать договоры гражданско-правового характера с надлежащим их оформлением (без подмены их фактически трудовыми отношениями).

Хотелось бы также, чтобы законодатель использовал единообразную и отвечающую природе трудовых отношений юридическую терминологию. В частности, не применялись такие словосочетания, как «штатный работник» и «внештатный работник», так как их использование по существу подменяет понятие «работник» и тем самым вносит путаницу в правоприменительную практику.

 

11.01.2013

 

Владимир Самосейко, юрист