


Материал помещен в архив
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Номенклатура дел составляется, как правило, по структурному (в соответствии с утвержденной и отраженной в штатном расписании структурой организации) или по структурно-функциональному принципу (в соответствии со штатным расписанием, управленческими функциями и направлениями деятельности организации). В бесструктурных организациях номенклатура дел составляется по функциональному принципу (в соответствии с управленческими функциями и направлениями деятельности организации).
Структурными элементами номенклатуры дел являются разделы, которые могут делиться на подразделы.
Независимо от принципа построения номенклатуры дел и утвержденной структуры организации в первый раздел включаются дела службы документационного обеспечения управления (ДОУ). Это связано с тем, что в службе ДОУ откладываются организационно-распорядительные документы руководства организации (уставы, положения, инструкции, приказы, распоряжения и др.), касающиеся деятельности организации в целом.
Наименования временно действующих органов и общественных организаций в порядке значимости указываются в конце номенклатуры дел в качестве самостоятельных разделов.
Разделами номенклатуры дел, построенной по структурному принципу, являются названия структурных подразделений, расположенные в соответствии со штатным расписанием.
Пример
1. Канцелярия
2. Производственно-технический отдел
3. Отдел техники безопасности
4. Финансовый отдел
5. Бухгалтерия
6. Отдел кадров
…
10. Архив
…
12. Профсоюзный комитет
При построении номенклатуры дел по структурно-функциональному принципу ее разделами будут и названия структурных подразделений, и названия направлений деятельности (функции) организации.
Пример
1. Руководство (функции службы ДОУ возлагаются на секретаря руководителя)
2. Организация производственной деятельности
3. Финансирование
4. Бухгалтерия
5. Отдел кадров
6. Техника безопасности
…
10. Архив
…
12. Профсоюзный комитет
Разделами номенклатуры дел, построенной по функциональному принципу, являются только направления деятельности.
Пример
1. Руководство
2. Организация производственной деятельности
3. Финансирование
4. Бухгалтерский учет и отчетность
5. Техника безопасности
…
10. Архив
…
12. Профсоюзный комитет
В организациях со сложной организационной структурой подразделами номенклатуры дел, построенной по структурному принципу, могут быть наименования более мелких подразделений (отделов, групп и т.д.), направлений деятельности.
Пример
…
5. Управление договорно-правовой и кадровой работы
5.1. Юридический отдел
5.2. Отдел кадров
5.3. Договорно-правовая работа
В номенклатуру дел после наименований основных структурных подразделений в порядке значимости включаются наименования общественных организаций (например, профсоюзного комитета), временно действующих органов (комиссий, советов). Заведующий архивом должен предусмотреть, чтобы в номенклатуру дел были включены и дела, которые заводятся в архиве организации.
Как правило, каждый раздел номенклатуры дел начинается с новой страницы.
30.05.2008 г.
Андрей Рыбаков, кандидат исторических наук, директор Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела