Комментарий от 16.08.2021
Автор: Жданов В.

Скорректирован порядок осуществления административных процедур. Комментарий к Указу от 25.06.2021 № 240


СОДЕРЖАНИЕ

 

Новый единый перечень административных процедур

Орган-регулятор и регламент административной процедуры

Плата за административные процедуры

Реестр административных процедур

 

Материал помещен в архив

 

Для всех отраслей

Скорректирован порядок осуществления административных процедур.
Комментарий к Указу от 25.06.2021 № 240

Владимир Жданов

Владимир Жданов
юрист

16.08.2021

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, - самый динамичный НПА в законодательстве Республики Беларусь. С момента утверждения в него внесено значительное количество изменений. Назрела необходимость его оптимизации и корректировки. Указ № 240 определяет порядок и принципы осуществления административных процедур и предусматривает утверждение нового единого перечня.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

С 15 августа 2024 г. действует Указ от 12.08.2024 № 313 «О регулировании административных процедур».

Новый единый перечень административных процедур

В целях оптимизации действующих административных процедур единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении субъектов хозяйствования (далее - Единый перечень), должен быть утвержден Указом Президента (ч.2 подп.3.4 п.3, подп.9.2 п.9 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Указ № 240 содержит дополнительные принципы, на которых должны будут основываться правовое регулирование и правоприменительная практика осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (п.1 Указа № 240).

Утверждены требования к регламентам административных процедур (приложение к Указу № 240), а также указано, что Единый перечень утверждается Совмином (п.2 Указа № 240).

Единый перечень должен быть утвержден Совмином в трехмесячный срок после официального опубликования Указа № 240 (п.12 Указа № 240).

В Едином перечне будут определены параметры, которым должна соответствовать каждая административная процедура: уполномоченный орган, орган-регулятор, срок осуществления административной процедуры, вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры (ч.2 п.2 Указа № 240).

Установлен запрет на осуществление административных процедур, не включенных в Единый перечень (ч.3 п.2 Указа № 240).

При разработке Единого перечня должна быть проведена существенная переработка действующего перечня с использованием следующих подходов:

• исключение высоковариативных параметров - Единый перечень определяет наименование административной процедуры, органа-регулятора;

• формулировки, применяемые в наименованиях административных процедур и групп административных процедур, должны быть максимально унифицированы и сокращены для понимания широкого круга лиц;

• в Единый перечень не должны включаться процедуры, которые по своей сути не являются таковыми, так как не связаны с исполнением государственных властных полномочий, предполагают в большинстве своем действия технического, нежели правового характера (например, пп.3.31, 3.311, 3.312 действующего перечня), а также иные административные процедуры по предложениям их регуляторов.

В Едином перечне в отношении каждой административной процедуры определяется в том числе уполномоченный орган - госорган, иная организация, в том числе не подчиненные Совмину, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры (ч.2 п.2 Указа № 240).

Орган-регулятор и регламент административной процедуры

Указом № 240 введено и используется понятие органа-регулятора - госоргана, иной организации, в том числе не подчиненных Совмину, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений. Функции органа-регулятора определены в п.3 Указа № 240.

Процедурные вопросы осуществления административной процедуры будут определяться органами-регуляторами и регулироваться в регламентах административных процедур. Регламент административной процедуры утверждается Совмином, если орган-регулятор такой административной процедуры не является нормотворческим органом (п.4 Указа № 240).

Плата за административные процедуры

Административные процедуры осуществляются на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины) и (или) платы за услуги (работы) (ч.1 п.5 Указа № 240).

Указ № 240 устанавливает дополнительные требования к формированию размера платы, взимаемой за услуги, предоставляемые при осуществлении административных процедур. Так, рентабельность для таких услуг не может превышать 10 % (абз.3 ч.2 п.5 Указа № 240).

Безвозмездно будут предоставляться сведения, необходимые для целей осуществления административной процедуры, из государственных информационных систем (ресурсов), а также сопутствующих услуг по доведению этих сведений до заинтересованных (п.6 Указа № 240). Это позволит избежать возникновения дополнительных затрат при переходе к безбумажному взаимодействию заинтересованных и обмену сведениями при осуществлении административных процедур в электронной форме в автоматическом или автоматизированном режимах.

Реестр административных процедур

В Указ № 240 включены положения о создании и ведении реестра административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (п.7 Указа № 240).

В названный реестр подлежат включению следующие сведения:

• краткое описание административной процедуры;

• сведения об административной процедуре и порядке ее осуществления, определенные регламентом, законодательными актами, постановлениями Совмина, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;

• наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа, график приема представителей субъектов хозяйствования, иная имеющаяся контактная информация;

• требования к документам, предоставляемым для осуществления административной процедуры;

• наименование, место нахождения, режим работы органа-регулятора и (или) иного государственного органа или организации, являющихся вышестоящими по отношению к уполномоченному органу;

• реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов, на которые необходимо перечислять плату, взимаемую при осуществлении административной процедуры, и способы ее внесения;

• иные справочно-информационные сведения, не противоречащие требованиям законодательства (п.8 Указа № 240).