


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Следует ли оформлять транспортную накладную при поставках с территории (на территорию) Республики Беларусь на территорию (с территории) Российской Федерации белорусскому заказчику при заключении договора перевозки транспорта с российским перевозчиком с 25 июля 2011 г.?
ОТВЕТ: Такой обязанности нет.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила) (примечание 1), в приложении 4 к которым приведена новая форма транспортной накладной.
Правила действуют на территории Российской Федерации, т.е. требование об оформлении транспортной накладной обязательно для поставок по территории Российской Федерации. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами (п.2 Правил).
Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза (п.6 Правил). Таким образом, с 25 июля 2011 г. расходы на доставку при перевозках грузов автотранспортом должны быть документально подтверждены транспортной накладной, составленной по новым правилам. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т.ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (ст.252 Налогового кодекса РФ (примечание 2)). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Составляет транспортную накладную грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п.6 Правил). Таким образом, если грузоотправитель - белорусский заказчик транспорта, то оформлять транспортную накладную необязательно. Подтверждать обоснованность расходов белорусскому заказчику транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации не нужно. Маловероятно, что обоснованность дохода перевозчика, а также включение данных доходов в налогооблагаемую базу будут оспариваться административными органами при наличии прочих документов, подтверждающих оказание услуг по перевозке белорусскому заказчику (CMR-накладная, счета-фактуры, реестры-счета с указанием номеров путевых листов, даты оказания услуги и ее стоимости, отрывные талоны путевых листов, платежные поручения и банковские выписки, приемо-сдаточные акты подтверждают оказание услуг по перевозке и факт их оплаты).
В случае когда грузоотправитель - российский субъект хозяйствования, обязательность оформления транспортной накладной для подтверждения транспортных расходов белорусского заказчика также отсутствует.
До сведения субъектов хозяйствования письмом Федеральной таможенной службы РФ от 13.10.2011 № 04-34/49597 (примечание 3) доведено новое мнение Министерства транспорта РФ по вопросу оформления накладных при поставках товаров, в т.ч. в таможенном союзе, автомобильным транспортом, изложенное в письме от 30.09.2011 № СА-19/11175.
Так, при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов, в т.ч. между государствами - членами таможенного союза, подтверждением заключения договора перевозки грузов является международная накладная, которая должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в г.Женеве 19 мая 1956 г. В настоящее время наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR.
В нем также указано, что транспортная накладная, являющаяся подтверждением заключения договора перевозки грузов, и товарно-транспортная накладная ТТН (форма 1-Т), форма которой установлена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (примечание 4), используются при осуществлении перевозок грузов по территории Российской Федерации.
Напомним, что в письме Минтранса РФ от 24.05.2011 № ОБ-16/5460 (примечание 5) относительно письма Федеральной налоговой службы РФ от 14.04.2010 № 3-1-05/284 для представления образцов форм транспортных документов, используемых при поставках в таможенном союзе, было указано на использование формы 1-Т «Товарно-транспортная накладная» при поставках автомобильным транспортом.
Таким образом, Министерство транспорта РФ изменило перечень документов, необходимых для оформления поставок товаров в таможенном союзе, дополнив международной транспортной накладной CMR и исключив из него ТТН (форма 1-Т). Новое официальное разъяснение может повлечь за собой практические последствия.
Отметим, что на практике проницательные налогоплательщики применяли СМR-накладную при оформлении поставок в Беларусь и ранее, так как данная накладная входит в перечень обязательных товаросопровождающих документов при международных перевозках (абзац 17 части второй п.340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970), а безопасность груза в пути следования важна не менее чем документальное обоснование транспортных расходов.
Примечание 1. С текстом документа можно ознакомиться по электронному адресу: http://правительство.рф/gov/results/14945/.
Примечание 2. С текстом статьи можно ознакомиться по электронному адресу: http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=252&ok=+%CF%E5%F0%E5%E9%F2%E8+.
Примечание 3. С текстом документа можно ознакомиться по электронному адресу: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?id=1583243.
Примечание 4. С текстом документа можно ознакомиться по электронному адресу: http://www.referent.ru/1/31694.
Примечание 5. С текстом документа можно ознакомиться по электронному адресу: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12076750/.
28.09.2012 г.
Виктория Лебедева, ведущий юрист общества с ограниченной ответственностью «Эм энд Эй»