Пособие от 22.02.2017
Автор: Сидляревская Т.

Сметы составлены с применением НРР 2012. Допустимо ли при выполнении работ в 2017 году запроцентоваться по НРР 2017?


 

Материал помещен в архив

 

СМЕТЫ СОСТАВЛЕНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ НРР 2012. ДОПУСТИМО ЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ В 2017 ГОДУ ЗАПРОЦЕНТОВАТЬСЯ ПО НРР 2017?

Ситуация

Сметы посчитаны на 2016 год, договор заключается в 2017 году. Объект бюджетный.

Можно ли у проектировщиков не пересчитывать сметы, а запроцентоваться по НРР 2017?

Заказчик объявил переговоры и попросил цены рассчитать в НРР 2012.

Будет ли это нарушением?

Запроцентоваться по НРР 2017 без изменения сметной документации нельзя

Акты выполненных работ составляются согласно утвержденной в установленном порядке сметной документации, поэтому запроцентоваться по НРР 2017 без изменения сметной документации нельзя.

С 1 января 2017 г. вступили в силу приказы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.2016 № 238 (далее - приказ № 238) и от 30.12.2016 № 319 (далее - приказ № 319).

 

Приказом № 238 утверждены:
 
 
1. Нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем, приведенным в сборниках согласно приложению к приказу, на следующие виды работ:
- строительные конструкции и работы;
- монтаж оборудования;
- ремонт объектов;
- реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям;
- пусконаладочные работы
2. Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017)
       
Приказом № 319 утверждены:
 
 
1. Нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017)
2. Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017)
Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017)
Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II)

 

Указанные сборники и методические указания введены в действие с 1 января 2017 г. (п.2 приказа № 238 и п.2 приказа № 319). Для удобства будем их называть «Нормы НРР 2017», а сборники и методические рекомендации, утвержденные до ввода в действие норм НРР 2017, - «Нормы НРР 2012».

 

Справочно

В соответствии с приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 318 с 1 января 2017 г. в силу вступили дополнения и изменения, внесенные в следующие сборники нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденные приказом № 238:

сборник 12 «Кровли» (НРР 8.03.112-2017);

сборник 22 «Водопровод - наружные сети» (НРР 8.03.122-2017);

сборник 27 «Автомобильные дороги» (НРР 8.03.127-2017);

сборник 34 «Сооружения связи, радиовещания и телевидения» (НРР 8.03.134-2017);

сборник 35 «Горнопроходческие работы» (НРР 8.03.135-2017);

сборник 3 «Подъемно-транспортное оборудование» (НРР 8.03.203-2017);

сборник 10 «Оборудование связи» (НРР 8.03.210-2017).

Также с 1 января 2017 г. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 32 внесены изменения в Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 59.

 

По объектам, на строительство которых заключены договоры строительного подряда до 1 января 2017 г., сметную стоимость строительства уточняют с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, до ввода в действие нормативов расхода ресурсов согласно п.2 приказа № 238 и п.2 приказа № 319, то есть с применением норм НРР 2012.

По объектам, на которые разработана сметная документация, но не заключены договоры строительного подряда до 1 января 2017 г., уточнение сметной стоимости строительства следует производить по заданию заказчика, то есть на его усмотрение.

Следовательно, если сметы посчитаны на 2016 год, а в 2017 году заказчик объявил переговоры и попросил цены рассчитать в НРР 2012 в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, это не будет нарушением.

При этом обратите внимание, что в своем письме от 31.01.2017 № 04-3-03/1442 Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в рамках комплексного плана мероприятий, направленных на снижение стоимости, сокращение сроков и повышения эффективности строительства объектов, финансируемых с использованием бюджетных средств, рекомендует производить уточнение сметной стоимости строительства с применением НРР 2017 по объектам, на которые разработана и утверждена в установленном порядке сметная документация, но не проведены торги в строительстве (по объектам, при строительстве которых проведение торгов является обязательным) и не заключены договоры строительного подряда до 1 января 2017 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

18 июля 2017 г. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в дополнение к письму № 04-3-03/1442 опубликовало письмо от 18.07.2017 № 04-3-03/9322 «О разъяснении законодательства».

 

Обратите внимание!

Уточнение сметной стоимости строительства производится за счет непредвиденных расходов и затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства и (или) за счет средств заказчика.

Применение НРР 2017 при долевом строительстве

При ведении долевого строительства следует обратить внимание на разъяснения, приведенные в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.01.2017 № 04-3-01/986.

При изменении и (или) введении в действие новых технических нормативных правовых актов в случае создания объектов долевого строительства утвержденная в установленном порядке проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома, в том числе сметная, изменению не подлежит. В иных случаях внесение изменений и (или) дополнений в соответствии с измененными и (или) введенными в действие техническими нормативными правовыми актами в утвержденную в установленном порядке проектную документацию не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика (часть первая п.8 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», далее - Закон № 300-З).

В случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность ее разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией, проводятся повторная государственная экспертиза и повторное утверждение архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации). Повторная государственная экспертиза проводится в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (п.4 ст.32 Закона № 300-З).

Следует отметить, что Закон № 300-З имеет большую юридическую силу по отношению к приказу республиканского органа государственного управления.

Таким образом, по общему правилу законодательство не обязывает вносить изменения в проектную документацию для приведения ее в соответствие с новыми техническими нормативными правовыми актами, в том числе по объектам, строительство которых финансируется за счет средств бюджета, а в случае создания объектов долевого строительства при строительстве многоквартирных жилых домов запрещает вносить изменения в проектную документацию.

 

22.02.2017

 

Татьяна Сидляревская, инженер производственно-технического отдела