Корреспонденция счетов от 26.10.2018
Автор: Андреева А.

Собственники офисов объединены в товарищество: уплата налога за захоронение отходов производства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Право собственности на отходы

Разрабатывать нормативы образования отходов обязаны их производители

Выполнять требования по обращению с отходами должен их собственник

Разрешение на захоронение отходов производства

Плательщики налога за захоронение отходов производства

Налоговый и бухгалтерский учет экологического налога

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СОБСТВЕННИКИ ОФИСОВ ОБЪЕДИНЕНЫ В ТОВАРИЩЕСТВО: УПЛАТА НАЛОГА ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

пример ситуация

Ситуация

В административном здании офисные помещения принадлежат различным организациям, которые объединены в товарищество собственников.

В жилом доме имеются два офиса, принадлежащие различным организациям, которые входят в состав товарищества собственников жилого дома.

Кто должен разрабатывать инструкцию по учету отходов производства: каждый собственник или товарищество?

Кто признается плательщиком налога за захоронение отходов?

Право собственности на отходы

Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З):

отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21);

захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее - имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования (п.4);

производитель отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов (п.23);

собственник отходов - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства (п.30).

Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона № 271-З):

• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов (подп.1.1);

• юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (подп.1.2).

Таким образом, при образовании в офисах у организаций отходов производства собственниками этих отходов с момента их образования будут признаваться организации - собственники офисов.

Вместе с тем эти организации могут заключить с товариществом собственников договор на сбор и вывоз отходов производства и предусмотреть переход права собственности на отходы производства товариществу собственников.

Отказ от права собственности на отходы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством при условии соблюдения требований Закона № 271-З и иных актов законодательства об обращении с отходами (п.2 ст.3 Закона № 271-З).

Разрабатывать нормативы образования отходов обязаны их производители

Производители отходов производства обязаны (п.3 ст.17 Закона № 271-З):

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона № 271-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З;

 

• обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение (подп.3.1).

 

справочно

Справочно

С 26 февраля 2018 г. индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее - Декрет № 7, перечень), вправе не разрабатывать (не утверждать) нормативы образования отходов производства (абзац 5 подп.5.14 п.5 Декрета № 7);

 

• обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь (подп.3.2).

Поскольку организации - собственники офисов производят отходы, то нормативы для отходов производства обязаны разработать, согласовать и утвердить именно они.

 

справочно

Справочно

Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - постановление № 1104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. действует Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (далее - постановление № 818).

Выполнять требования по обращению с отходами должен их собственник

Если договором будет предусмотрено, что собственником отходов производства, образующихся в здании, собственниками которого являются несколько юридических лиц, с момента образования этих отходов производства признается товарищество собственников, то и все требования, касающиеся обращения с отходами, должны выполняться товариществом собственников.

В связи с этим товарищество собственников в соответствии с п.1 ст.17 Закона № 271-З обязано:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (подп.1.1);

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп.1.2);

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение (подп.1.3).

 

справочно

Справочно

Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства утверждено постановлением № 1104.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. действует Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденное постановлением № 818.

 

Индивидуальные предприниматели и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень, вправе не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства (абзац 5 подп.5.14 п.5 Декрета № 7);

 

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов (подп.1.4);

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации (подп.1.5);

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами (подп.1.6);

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан (подп.1.8);

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов (подп.1.9);

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия (подп.1.10);

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (подп.1.11).

Разрешение на захоронение отходов производства

Захоронение отходов допускается только в санкционированных местах захоронения отходов (п.1 ст.25 Закона № 271-З).

Санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на захоронение отходов производства, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Разрешения на захоронение отходов производства получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица, осуществляющие обращение с отходами (части первая, четвертая п.2 ст.25 Закона № 271-З).

На основании согласованных собственниками офисов в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь нормативов образования отходов производства товарищество собственников, если ему передано право собственности на отходы, получает разрешение на захоронение отходов производства.

Разрешения на захоронение отходов производства получают в соответствии с требованиями:

Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. действует Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденное постановлением № 818;

 

постановления Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 44 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением № 818, принятым взамен постановления № 44;

 

п.6.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Плательщики налога за захоронение отходов производства

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п.2 ст.204 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. нормы по экологическому налогу содержатся в главе 21 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарии см. здесь.

 

Объектом обложения экологическим налогом, в частности, признается хранение, захоронение отходов производства (подп.1.3 п.1 ст.205 НК).

Если в договоре, заключенном собственниками офисов с товариществом собственников, прописано, что собственник отходов - товарищество собственников, то и плательщиком налога за захоронение отходов производства будет товарищество собственников.

Значит, именно товарищество должно заключать с владельцем объекта захоронения договор на обезвреживание (захоронение) отходов. Сумму налога за захоронение отходов товарищество перевыставляет собственникам офисов.

Объектом обложения экологическим налогом, в частности, не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год (абзац 8 п.2 ст.205 НК).

Поскольку в офисах, как правило, образуются неопасные отходы, подобные отходам жизнедеятельности, то при общем захоронении отходов 50 и менее тонн в год товарищество собственников не будет плательщиком экологического налога.

Если же договором между собственниками офисов - производителями отходов и товариществом собственников переход права собственности на отходы не предусмотрен, все требования по обращению с отходами обязаны выполнять собственники офисов.

В этом случае они, кроме разработки нормативов, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами, получать разрешения на захоронение отходов производства. Они же будут плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства с учетом льготы, установленной абзацем 8 п.2 ст.205 НК.

Аналогичный подход будет в случае, если офисы находятся в жилом доме, а собственники офисов входят в товарищество собственников дома.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Налоговый и бухгалтерский учет экологического налога

Суммы экологического налога за захоронение отходов производства включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст.209 НК).

В бухгалтерском учете для учета затрат предназначены счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» (пп.23, 26, 27, 28, 30, 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

Налоги и сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг, отражаются на субсчете 68-1 (абзац 2 части второй, часть третья п.53 названной Инструкции).

В бухгалтерском учете суммы экологического налога за захоронение отходов отражаются записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
У товарищества собственников
Отражена сумма экологического налога, подлежащая уплате в бюджет
Отражена уплата экологического налога
68-1
Отражено возмещение экологического налога собственниками офисов
51
76
У собственников офисов
Отражена в составе затрат сумма экологического налога за захоронение отходов, если они уплачивают налог самостоятельно
20, 23, 25, 26, 44
68-1
Отражена в составе затрат сумма экологического налога за захоронение отходов, если он возмещается товариществу собственников
20, 23, 25, 26, 44
76
Отражена уплата (возмещение) экологического налога
68-1, 76
51

 

26.10.2018

 

Анна Андреева, экономист