Пособие от 16.06.2017
Автор: Герасимович Т.

Составление ЭСЧФ туроператором в 2017 году: 10 ситуаций


СОДЕРЖАНИЕ

 

Ситуация 1. Реализация зарубежного тура по договору комиссии с турагентом - резидентом Республики Беларусь

Ситуация 2. Реализация туров с местом отдыха в Республике Беларусь физическим лицам (резидентам и нерезидентам)

Ситуация 3. Реализация туров с местом отдыха на территории Республики Беларусь физическим лицам через турагента - резидента Республики Беларусь

Ситуация 4. Реализация туров туроператором с местом отдыха в Республике Беларусь юридическим лицам (резидентам и нерезидентам)

Ситуация 5. Реализация собственного тура с дополнительной выгодой

Ситуация 6. Реализация зарубежного тура по договору комиссии с турагентом - нерезидентом Республики Беларусь

Ситуация 7. Реализация туроператором тура, включающего услуги сторонних организаций, приобретенные по различным договорам

Ситуация 8. Порядок составления исходного и дополнительного ЭСЧФ при реализации тура туроператором по договору комиссии с туроператором-нерезидентом с дополнительной выгодой

Ситуация 9. Реализация туроператором зарубежного тура, приобретенного у нерезидента по договору комиссии через турагента (субкомиссионера)

Ситуация 10. Реализация туроператором туров, сформированных нерезидентом, применяющим льготу по НДС

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СОСТАВЛЕНИЕ ЭСЧФ ТУРОПЕРАТОРОМ В 2017 ГОДУ: 10 СИТУАЦИЙ

С 1 июля 2016 г. электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 февраля 2019 г. в форму ЭСЧФ внесены изменения постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3. Комментарий см. здесь.

 

Рассмотрим порядок создания (в том числе заполнения), выставления (направления) ЭСЧФ организациями при осуществлении туроператорской деятельности.

 

справочно

Справочно

Туроператорская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (абзац 17 ст.1 Закона Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме»).

Ситуация 1. Реализация зарубежного тура по договору комиссии с турагентом - резидентом Республики Беларусь

Туроператор (комитент) - резидент Республики Беларусь (далее - туроператор (комитент)) реализует туры, сформированные им самим, с местом отдыха за пределами Республики Беларусь через турагента (комиссионера) - резидента Республики Беларусь (далее - турагент (комиссионер)) на основании договора комиссии и выплачивает турагенту (комиссионеру) комиссионное вознаграждение.

Должен ли туроператор (комитент) создавать ЭСЧФ по реализованным турам?

 

Туроператор (комитент) ЭСЧФ по реализованным турам не создает.

Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков НДС, указанных в абзацах 2-4 ст.90 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) (за исключением иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями ст.92 НК, либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии с положениями ст.1061 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (п.1 ст.1061 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Вопросы выставления ЭСЧФ регулируются ст.131 новой редакции НК.

 

Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить ЭСЧФ покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить его на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал).

Электронный счет-фактура выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст.100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не установлено п.5 ст.1061 НК.

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п.1 ст.93 НК).

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь в том случае, если услуги в сфере туризма, отдыха фактически оказываются на территории Республики Беларусь (подп.1.3 п.1 ст.33 НК). Местом реализации услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если услуги в сфере туризма, отдыха оказаны на территории этого государства - члена ЕАЭС (подп.3 п.29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее - Протокол).

В данной ситуации туристические услуги, входящие в тур, на территории Республики Беларусь не оказываются. В таком случае местом их реализации территория Республики Беларусь не признается, а значит оборот по реализации туристических услуг, входящих в тур, НДС не облагается и в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражается. В связи с этим туроператор (комитент) не выставляет ЭСЧФ турагенту (комиссионеру) и не направляет ЭСЧФ на Портал, так как отсутствует объект налогообложения НДС.

Ситуация 2. Реализация туров с местом отдыха в Республике Беларусь физическим лицам (резидентам и нерезидентам)

Туроператор реализует туры с местом отдыха на территории Республики Беларусь физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам Республики Беларусь, используя льготу по НДС согласно подп.1.31 п.1 ст.94 НК.

Необходимо ли туроператору создавать ЭСЧФ?

 

Туроператор не создает ЭСЧФ.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом Республики Беларусь. Перечень туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 371 (далее - Перечень).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.32.2 п.1 ст.118 НК, в котором перечислены туристические услуги по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Комментарий см. здесь.

С 7 ноября 2019 г. Перечень утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении».

 

Электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС в соответствии с п.1 ст.94 НК (за исключением операций, указанных в подп.1.37 и 1.39 п.1 ст.94 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абзац 3 п.7 ст.1061 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать электронные счета-фактуры в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29).

 

Таким образом, туроператору не надо создавать ЭСЧФ.

Ситуация 3. Реализация туров с местом отдыха на территории Республики Беларусь физическим лицам через турагента - резидента Республики Беларусь

Туроператор (комитент) реализует туры с местом отдыха на территории Республики Беларусь по договорам комиссии через турагентов (комиссионеров) - резидентов Республики Беларусь, используя льготу по НДС согласно подп.1.31 п.1 ст.94 НК. Покупателями туров являются физические лица (по информации из отчета комиссионера).

Необходимо ли туроператору (комитенту) создавать ЭСЧФ?

 

Туроператор (комитент) по реализованным турам не создает ЭСЧФ.

Электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС в соответствии с п.1 ст.94 НК (п.7 ст.1061 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать электронные счета-фактуры в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа № 29.

 

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии (поручения) и иных аналогичных гражданско-правовых договоров выставление ЭСЧФ покупателю осуществляется комиссионером (поверенным) и иным аналогичным лицом на основании данных ЭСЧФ, выставленных комиссионеру (поверенному) и иному аналогичному лицу комитентом (доверителем) и иным аналогичным лицом, являющимися плательщиками НДС в Республике Беларусь (п.12 ст.1061 НК).

Плательщик, если иное не установлено ст.1061 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал ЭСЧФ (п.5 ст.1061 НК).

Таким образом, поскольку туроператор (комитент) через турагента (комиссионера) реализует освобождаемые от НДС туры физическим лицам, то туроператор (комитент) не выставляет в данном случае ЭСЧФ турагенту (комиссионеру).

Ситуация 4. Реализация туров туроператором с местом отдыха в Республике Беларусь юридическим лицам (резидентам и нерезидентам)

Туроператор реализует туры с местом отдыха на территории Республики Беларусь юридическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам Республики Беларусь, используя льготу по НДС согласно подп.1.31 п.1 ст.94 НК.

Необходимо ли туроператору создавать ЭСЧФ при реализации туров?

 

Электронный счет-фактура создается и направляется на Портал.

Электронный счет-фактура создается туроператором и направляется на Портал без необходимости выставления его покупателям при реализации туристических услуг юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) и оборот по реализации которых подлежит освобождению на основании подп.1.31 п.1 ст.94 НК (абзац 4 части первой п.8 ст.1061 НК).

Ситуация 5. Реализация собственного тура с дополнительной выгодой

Туроператор (комитент) реализует собственные туры через турагента (комиссионера) на основании договора комиссии с местом отдыха за пределами Республики Беларусь физическим и юридическим лицам. По условиям договора комиссии при реализации туров на более выгодных условиях дополнительная выгода делится поровну между турагентом (комиссионером) и туроператором (комитентом). В мае 2017 г. турагент (комиссионер) реализовал два тура с дополнительной выгодой и представил отчет туроператору (комитенту) с указанием комиссионного вознаграждения и суммы дополнительной выгоды по каждому туру. Даты получения дополнительной выгоды различны.

В соответствии с учетной политикой туроператора (комитента) моментом фактической реализации дополнительной выгоды признается дата ее получения.

Должен ли туроператор (комитент) выставлять ЭСЧФ на суммы дополнительной выгоды?

 

Туроператор (комитент) ЭСЧФ не выставляет.

Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал ЭСЧФ.

Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. Налоговая база НДС увеличивается у комиссионера в части дополнительной выгоды, причитающейся комиссионеру, у комитента - в части дополнительной выгоды, причитающейся комитенту (подп.18.3 п.18 ст.98 НК).

Дополнительный ЭСЧФ выставляется (направляется), в частности, при увеличении налоговой базы НДС на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с положениями п.18 ст.98 НК (абзац 4 части второй п.11 ст.1061 НК).

При составлении дополнительного ЭСЧФ в связи с увеличением налоговой базы НДС на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с положениями п.18 ст.98 НК (за исключением случаев увеличения (уменьшения) налоговой базы НДС в соответствии с положениями части второй п.6 и части второй п.7 ст.97 НК) плательщиком данный дополнительный ЭСЧФ направляется только на Портал без его выставления покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таком случае ссылка на номер ранее выставленного ЭСЧФ может не производиться (часть пятая п.11 ст.1061 НК).

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п.1 ст.93 НК).

Как уже рассматривалось в ситуации 1, по туристическим услугам, местом реализации которых территория Республики Беларусь не признается, туроператор (комитент) не выставляет ЭСЧФ турагенту (комиссионеру) и не направляет ЭСЧФ на Портал, так как отсутствует объект налогообложения НДС.

Соответственно, туроператором (комитентом) с суммы дополнительной выгоды, причитающейся туроператору (комитенту), также не исчисляется НДС и не направляется ЭСЧФ на Портал.

Ситуация 6. Реализация зарубежного тура по договору комиссии с турагентом - нерезидентом Республики Беларусь

Туроператор (комитент) реализует туры с местом отдыха за пределами Республики Беларусь через турагента (комиссионера) - нерезидента Республики Беларусь на основании договоров комиссии. В апреле 2017 г. турагент (комиссионер) - нерезидент Республики Беларусь реализовал восемь туров и представил отчет туроператору (комитенту).

Необходимо ли туроператору (комитенту) направлять на Портал ЭСЧФ на сумму посреднической услуги, приобретенной у турагента (комиссионера) - нерезидента Республики Беларусь?

 

Туроператор (комитент) не направляет ЭСЧФ на Портал.

Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал ЭСЧФ.

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п.1 ст.93 НК).

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п.1 ст.92 НК).

При реализации туров турагент (комиссионер) - нерезидент Республики Беларусь оказывает туроператору (комитенту) посреднические услуги, получая за это комиссионное вознаграждение.

Местом реализации посреднических услуг не является территория Республики Беларусь, так как турагент (комиссионер) - нерезидент Республики Беларусь не осуществляет деятельность в Республике Беларусь (подп.1.5 п.1 ст.33 НК, подп.5 п.29 Протокола). В связи с этим у белорусского туроператора (комитента) отсутствуют обязательства по исчислению и уплате НДС в соответствии со ст.92 НК.

Таким образом, туроператор (комитент) не направляет ЭСЧФ на Портал.

Ситуация 7. Реализация туроператором тура, включающего услуги сторонних организаций, приобретенные по различным договорам

Туроператор (резидент Республики Беларусь) формирует зарубежные туры путем заключения различных договоров с исполнителями: часть услуг оказывается на основании договоров оказания услуг (где туроператор выступает заказчиком), а часть - на основании посреднических договоров (договор комиссии и иные), где туроператор выступает комиссионером (поверенным и пр.). Посреднические договоры заключаются туроператором (комиссионером) с комитентами - нерезидентами Республики Беларусь, по условиям которых туроператор (комиссионер) получает вознаграждение. Сформированные туры туроператор реализует как физическим, так и юридическим лицам.

Необходимо ли туроператору создавать ЭСЧФ и сколько?

 

Туроператор направляет ЭСЧФ на Портал на сумму комиссионного вознаграждения, получаемого от комитента - нерезидента Республики Беларусь по услугам, приобретаемым по посредническим договорам.

Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить ЭСЧФ покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить его на Портал.

Электронный счет-фактура выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст.100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не установлено п.5 ст.1061 НК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

О сроках создания и направления плательщиками в 2018 году ЭСЧФ на Портал см. подп.2.4 п.2 Указа № 29.

 

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п.1 ст.93 НК).

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь в том случае, если услуги в сфере туризма, отдыха фактически оказываются на территории Республики Беларусь (подп.1.3 п.1 ст.33 НК). Местом реализации услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если услуги в сфере туризма, отдыха оказаны на территории этого государства - члена ЕАЭС (подп.3 п.29 Протокола).

В данной ситуации туристические услуги, входящие в тур, на территории Республики Беларусь не оказываются. В таком случае местом их реализации территория Республики Беларусь не признается, а значит оборот по реализации туристических услуг, входящих в тур (за исключением услуг, оказанных по посредническим договорам), НДС не облагается и в налоговой декларации (расчете) по НДС не отражается. В связи с этим туроператор (комитент) не выставляет ЭСЧФ и не направляет ЭСЧФ на Портал, так как отсутствует объект налогообложения НДС.

При приобретении туроператором определенных услуг, входящих в тур путем заключения посреднических договоров (договор комиссии, поручения и пр.) с нерезидентом, туроператор оказывает ему посреднические услуги и получает за выполнение поручения вознаграждение. Местом оказания посреднических услуг является территория Республики Беларусь и оборот по реализации посреднических услуг, входящих в состав зарубежного тура, является объектом исчисления НДС (подп.1.5 п.1 ст.33 НК, подп.5 п.29 Протокола).

Электронный счет-фактура создается плательщиком и направляется на Портал, если покупателем является иностранная организация (абзац 3 части первой п.8 ст.1061 НК).

Таким образом, на сумму комиссионного вознаграждения турагент (комиссионер) направляет на Портал исходный ЭСЧФ.

Ситуация 8. Порядок составления исходного и дополнительного ЭСЧФ при реализации тура туроператором по договору комиссии с туроператором-нерезидентом с дополнительной выгодой

Туроператор (комиссионер) по договору комиссии с туроператором (комитентом) - нерезидентом Республики Беларусь реализует туры с местом отдыха за пределами Республики Беларусь физическим и юридическим лицам. В мае 2017 г. туроператор (комиссионер) реализовал пять туров с дополнительной выгодой и представил отчет, который был утвержден туроператором (комитентом) - нерезидентом Республики Беларусь 31 мая 2017 г., с указанием комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды по каждому туру и общей суммой за месяц. По условиям договора комиссии сумма дополнительной выгоды является собственностью туроператора (комиссионера). В соответствии с учетной политикой туроператора (комиссионера) моментом фактической реализации дополнительной выгоды признается дата ее начисления (отражения) в бухгалтерском учете.

Какие показатели должны быть заполнены в исходном и в дополнительном ЭСЧФ?

 

Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал ЭСЧФ.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.3 ст.92 НК).

Электронный счет-фактура создается плательщиком и направляется на Портал, если покупателем является иностранная организация (абзац 3 части первой п.8 ст.1061 НК).

Таким образом, на сумму комиссионного вознаграждения туроператор (комиссионер) направляет на Портал исходный ЭСЧФ.

Дополнительный ЭСЧФ, созданный на суммы дополнительной выгоды по реализованным турам, также направляется на Портал.

При составлении дополнительного ЭСЧФ в связи с увеличением налоговой базы НДС на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с положениями п.18 ст.98 НК (за исключением случаев увеличения (уменьшения) налоговой базы НДС в соответствии с положениями части второй п.6 и части второй п.7 ст.97 НК) плательщиком данный дополнительный ЭСЧФ направляется только на Портал без его выставления покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таком случае ссылка на номер ранее выставленного ЭСЧФ может не производиться (часть пятая п.11 ст.1061 НК).

Порядок создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры в виде электронного документа установлен соответствующей Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 (далее - Инструкция № 15).

В исходном ЭСЧФ заполняются следующие показатели:

• в строке 1 - номер ЭСЧФ;

• в строке 2 - дата направления ЭСЧФ на Портал, проставляемая Порталом, которая не должна быть позднее 10.06.2017;

• в строке 3 - «31.05.2017»;

• в строке 4 - «Исходный»;

• в строке 6 - «Продавец»;

• строки 6.1, 6.2 и 6.4 заполняются в соответствии с Инструкцией № 15;

• в строках 7-10 - реквизиты туроператора (комиссионера);

• в строке 15 - «Покупатель»;

• строки 15.1 и 15.2 не заполняются;

• в строках 16-19 - реквизиты туроператора (комитента);

• в строке 30 - номер и дата договора комиссии, номер и дата отчета;

• в графе 2 раздела 6 - «комиссионное вознаграждение»;

• в графе 3.2 раздела 6 - код (79110 - турагентская деятельность, если стороны договора являются взаимозависимыми лицами);

• графа 4 раздела 6 не заполняется;

• графа 5 раздела 6 не заполняется;

• в графе 7 раздела 6 - общая сумма (итоговая сумма по отчету) комиссионных вознаграждений без НДС;

• в графе 9 раздела 6 - 20 %;

• в графе 10 раздела 6 - сумма НДС;

• в графе 11 раздела 6 - общая сумма комиссионных вознаграждений с НДС.

Остальные строки и графы не заполняются.

В дополнительном ЭСЧФ заполняются следующие показатели:

• в строке 1 - номер ЭСЧФ;

• в строке 2 - дата направления ЭСЧФ на Портал, проставляемая Порталом, которая не должна быть позднее 10.06.2017;

• в строке 3 - «31.05.2017»;

• в строке 4 - «Дополнительный»;

• в строке 5 номер исходного ЭСЧФ может не заполняться;

• в строке 6 - «Продавец»;

• строки 6.1, 6.2 и 6.4 не заполняются, поскольку реквизиты покупателя (строка 18) не проставляются;

• в строках 7-10 - реквизиты туроператора (комиссионера);

• в строке 15 - «Покупатель»;

• в строке 30 - номер и дата договора комиссии и номер и дата отчета;

• в строке 31 можно справочно указать реквизиты комитента-нерезидента, по договору с которым возникла дополнительная выгода;

• в графе 2 раздела 6 - «дополнительная выгода»;

• графа 3.2 раздела 6 не заполняется, поскольку реквизиты покупателя в строке 18 не проставляются;

• графа 4 раздела 6 не заполняется;

• графа 5 раздела 6 не заполняется;

• в графе 7 раздела 6 - общая сумма дополнительных выгод без НДС по отчету;

• в графе 9 раздела 6 - 20 %;

• в графе 10 раздела 6 - сумма НДС;

• в графе 11 раздела 6 - общая сумма дополнительных выгод с НДС.

Остальные строки и графы не заполняются.

Ситуация 9. Реализация туроператором зарубежного тура, приобретенного у нерезидента по договору комиссии через турагента (субкомиссионера)

Туроператор (комиссионер) реализует туры с местом отдыха за пределами Республики Беларусь по договору комиссии с туроператором - нерезидентом (комитентом), на основании которого туроператор (комиссионер) получает вознаграждение за выполненное поручение. Туроператор (комиссионер) в свою очередь реализует туры через турагента (субкомиссионера) - резидента Республики Беларусь на основании договора субкомиссии.

Кто кому должен выставлять ЭСЧФ?

 

По суммам субкомиссионного вознаграждения ЭСЧФ выставляет организация (субкомиссионер) - резидент Республики Беларусь туроператору (комиссионеру) и туроператор (комиссионер) выставляет ЭСЧФ на Портал на сумму своего комиссионного вознаграждения по договору комиссии с туроператором (нерезидентом).

Поскольку деятельность туроператора (комиссионера) и субкомиссионера осуществляется на территории Республики Беларусь, местом реализации посреднических услуг, оказанных туроператором (комиссионером) и субкомиссионером, признается территория Республики Беларусь (см. ситуацию 1).

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.3 ст.92 НК).

Электронный счет-фактура создается плательщиком и направляется на Портал, если покупателем является иностранная организация (абзац 3 части первой п.8 ст.1061 НК).

Таким образом, по суммам субкомиссионного вознаграждения исходный ЭСЧФ выставляет организация (субкомиссионер) туроператору (комиссионеру), а туроператор (комиссионер) выставляет ЭСЧФ на Портал (так как покупателем является иностранная компания).

Ситуация 10. Реализация туроператором туров, сформированных нерезидентом, применяющим льготу по НДС

Туроператор (комиссионер) реализует физическим лицам туры с местом отдыха на территории Республики Беларусь на основании договора комиссии, заключенного с туроператором (комитентом) - нерезидентом Республики Беларусь. За реализованные туры туроператор (комиссионер) получает комиссионное вознаграждение. Дополнительной выгоды по данной операции не возникает.

По каким операциям выставляется ЭСЧФ туроператором (комиссионером) в этом случае?

 

По комиссионному вознаграждению ЭСЧФ направляется на Портал. На сумму тура ЭСЧФ не составляется.

Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал ЭСЧФ.

При реализации туров туроператор (комиссионер) оказывает туроператору (комитенту) посреднические услуги, получая за это комиссионное вознаграждение, а так как покупателем посреднических услуг выступает туроператор (комитент) - нерезидент Республики Беларусь, то ЭСЧФ необходимо направить на Портал (абзац 3 части первой п.8 ст.1061 НК).

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.3 ст.92 НК).

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь в том случае, если услуги в сфере туризма фактически оказываются на территории Республики Беларусь (подп.1.3 п.1 ст.33 НК, подп.5 п.29 Протокола).

Так как в данной ситуации туристические услуги оказываются на территории Республики Беларусь, то у туроператора (комиссионера) возникают основания для применения нормы п.3 ст.92 НК.

Однако льгота по НДС, предусмотренная подп.1.31 п.1 ст.94 НК, распространяется также на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп.4.1 п.4 ст.94 НК).

Поскольку обороты по реализации туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, входящих в Перечень, освобождаются от НДС, то у туроператора (комиссионера) отсутствует обязанность исчислить и уплатить НДС по реализации тура, реализуемого нерезидентом на территории Республики Беларусь через комиссионера, предусмотренная ст.92 НК, и данная сумма оборота не отражается туроператором (комиссионером) в строке 13 декларации (расчете) по НДС. Электронный счет-фактура не создается туроператором (комиссионером) при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС в соответствии с п.1 ст.94 НК (абзац 3 п.7 ст.1061 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать электронные счета-фактуры в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа № 29.

 

16.06.2017

 

Татьяна Герасимович, аудитор, DipIFR