Вопрос-ответ от 13.11.2020
Автор: Самосейко В.

Сотрудник совместно с другими работниками совершил дисциплинарный проступок (массовый) и сразу же ушел в трудовой отпуск. Будет ли обладать юридической силой его объяснение, составленное в период трудового отпуска? Правомерно ли нанимателю использовать данное объяснение в процедуре привлечения этого работника и других провинившихся в нарушении дисциплины к дисциплинарной ответственности?


 

ВОПРОС

Сотрудник совместно с другими работниками совершил дисциплинарный проступок (массовый) и сразу же ушел в трудовой отпуск, а затем - в учебный. Но во время отпуска он иногда заходил на работу. Приказ о применении дисциплинарного взыскания этому работнику будет объявлен после выхода его из отпуска, остальным - сразу по завершении процедуры служебного расследования.

1. Будет ли обладать юридической силой объяснение работника, составленное в период одного из его отпусков?

2. Правомерно ли нанимателю использовать данное объяснение в процедуре привлечения этого работника и других провинившихся в нарушении дисциплины к дисциплинарной ответственности?

 

ОТВЕТ

1. Да, будет.

Ограничений в части получения и дальнейшего использования объяснения работника по факту дисциплинарного проступка в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее - ТК) не установлено. Таким образом, объяснение, полученное нанимателем от работника в период его нахождения в отпуске, будет обладать той же юридической силой, что и объяснение, полученное в обычный рабочий день работника.

2. Да, правомерно.

Наниматель вправе использовать данное объяснение в процедуре привлечения работника и других провинившихся в массовом нарушении дисциплины к дисциплинарной ответственности. Работник не сможет оспорить наказание только лишь по причине получения нанимателем его объяснения в период нахождения работника в отпуске.

 

внимание

Обратите внимание!

Работнику - нарушителю дисциплины, находящемуся в отпуске, приказ о дисциплинарном взыскании может быть объявлен по фактическому выходу на работу после периода его отпусков, несмотря на то, что объяснение по поводу проступка он дал в период нахождения в отпуске.

 

Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен ст.199 ТК. Согласно части первой ст.199 ТК до применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.

При этом ТК не запрещает нанимателю затребовать от работника представления объяснений и в период его долгого отсутствия на работе, например, направив ему данное требование по почте ценным письмом с описью вложения. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Однако составить акт все же лучше с начала выхода работника на работу после отпуска.

Несколько иной вариант возможен в том случае, если работник представил объяснение ранее указанного срока, в том числе откликнувшись на устную просьбу нанимателя, например, в один из внеплановых визитов на работу в период нахождения в учебном отпуске. В таком случае наниматель вправе использовать данное объяснение при проведении служебного расследования массового нарушения работниками дисциплины, в том числе для объявления наказания другим работникам (трудоспособным и не находящимся в отпусках), в том числе в виде увольнения при наличии на то оснований.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением с указанием мотивов и объявляется работнику под подпись в пятидневный срок, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске (часть шестая ст.199 ТК).

Трудовой кодекс запрещает лишь увольнять работника по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в отпуске (часть вторая ст.43 ТК).

Ограничений в части получения и дальнейшего использования объяснения работника по факту дисциплинарного проступка в ТК не установлено. Работник не сможет оспорить наказание только лишь по причине получения нанимателем его объяснения в период нахождения работника в отпуске.

 

13.11.2020

 

Владимир Самосейко, юрист