Корреспонденция счетов от 29.02.2016
Автор: Раковец В.

Списание оборудования, внесенного в уставный фонд организации


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ, ВНЕСЕННОГО В УСТАВНЫЙ ФОНД ОРГАНИЗАЦИИ

Ситуация

Одним из учредителей общества с ограниченной ответственностью в уставный фонд был внесен вклад в виде основного средства (оборудования). Оборудование физически изношено и списывается, его ремонт признан экономически нецелесообразным.

Требуется ли учредителю пополнять уставный фонд? Если учредитель не согласен на пополнение, нужно ли уменьшать уставный фонд организации?

Каким образом данные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета?

 

Изменять величину уставного фонда не нужно.

Уставный фонд хозяйственного общества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (п.1 ст.63 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом (пп.1, 2 ст.210 ГК).

Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный фонд определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов (п.1 ст.89 ГК).

Таким образом, при списании основного средства (оборудования), внесенного в качестве вклада в уставный фонд общества с ограниченной ответственностью, уставный фонд общества не изменяется; пополнять его не нужно.

Документальное оформление выбытия основных средств

Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т. п.) оформляется актом о списании имущества (п.28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26)).

Форма данного акта законодательством не утверждена, следовательно, организация разрабатывает ее самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Учетная политика организации включает в себя в том числе разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов (п.4 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Требования к составлению первичных учетных документов приведены в ст.10 названного Закона.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.10 Закона № 57-З в ред. Закона от 11.10.2022 № 210-З. Комментарии см. здесь.

 

Согласно п.30 Инструкции № 26 хозяйственные операции отражаются следующим образом.

 

Содержание операции Дебет Кредит
При выбытии основных средств отражены накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения
Отражена остаточная стоимость выбывающих основных средств
01
Отражены расходы, связанные с выбытием основных средств
91
60, 69, 70, 76
и др.
Отражена стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств
91
Отражена сумма числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств

 

Справочно

Оценка технического состояния, эксплуатационных характеристик и условий функционирования объектов относится к функциям комиссии организации по проведению амортизационной политики (п.4 приложения 1 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6).

 

29.02.2016

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»