Пособие от 25.03.2014
Автор: Болточко П.

Страна происхождения товаров: отдельные аспекты применения режима свободной торговли


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ: ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЖИМА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Понятие режима свободной торговли

Одна из преференций в отношении уплаты таможенных платежей - применение государствами режима свободной торговли. Исходя из положений подп.1.9 п.1 ст.1 Закона РБ от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» режим свободной торговли предусматривает неприменение таможенных пошлин и других мер ограничения внешней торговли товарами в отношении всей или значительной части торговли товарами, происходящими с таможенных территорий зоны свободной торговли, за исключением возможности применения при необходимости таких мер на основе норм международных договоров. Так, международными договорами Республики Беларусь предусмотрено применение режима свободной торговли в торгово-экономических отношениях с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Грузией, Республикой Сербия.

Одно из условий применения режима свободной торговли - соответствие товара критериям происхождения, установленным на основании Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила).

Термин «страна происхождения товаров»

Определение термина «страна происхождения товаров» дано в абзаце 2 части первой раздела 1 Правил и соответствующим образом имплементировано в положения п.1 ст.58 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС). В частности, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

В Республике Беларусь основополагающие документы при определении страны происхождения:

Правила;

постановление Совета Министров РБ от 10.10.2007 № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров» (далее - постановление № 1306).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2014 г. постановление № 1306 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 утратило силу.

 

Обратите внимание!

В отличие, например, от процедуры определения таможенной стоимости товара (шесть методов определения таможенной стоимости товаров) либо определения кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) (шесть основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС), процедура определения страны происхождения товаров более комплексная.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

Процедура определения страны происхождения товаров

Во-первых, при определении страны происхождения товара необходимо убедиться, полностью ли произведен ввозимый товар в государстве-экспортере или нет. В данном случае законодатель нормативно закрепил закрытый перечень товаров, которые считаются полностью произведенными в государстве-экспортере (п.2.2 Правил):

а) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;

б) продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в п.«е»;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в пп.«а»-«к» выше.

Во-вторых, в случае неотнесения товара к полностью произведенному необходимо перейти к проверке соответствия критерию достаточной обработки (переработки), которые закреплены в части второй п.2.4 Правил. Критерий достаточной обработки (переработки) может выражаться выполнением следующих условий:

а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД ТС на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки (переработки) (основное условие);

б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

 

Справочно

Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, приведен в приложении 1 к Правилам. Данные условия приоритетны по отношению к изменению товарной позиции по ТН ВЭД ТС.

 

Пример 1

При определении страны происхождения товара «Тонкая ткань (вуаль)» (подсубпозиция 7019 32 000 ТН ВЭД ТС) было установлено, что при его изготовлении использовались товары «материал А» (40 % в цене конечной продукции, подсубпозиция 7019 32 000 ТН ВЭД ТС, производство Польша), «материал Б» (40 % в цене конечной продукции, подсубпозиция 7019 32 000 ТН ВЭД ТС, производство Республика Беларусь), «материал С» (20 % в цене конечной продукции, подсубпозиция 7019 32 000 ТН ВЭД ТС, производство Республика Беларусь). Страной происхождения товара была правомерно определена Республика Беларусь, несмотря на тот факт, что при производстве товара «Тонкая ткань (вуаль)» не произошло изменения кода 7019 32 000 ТН ВЭД ТС. Правомерность определения страны происхождения товара подтверждается наличием в приложении 1 к Правилам для подсубпозиции 7019 32 000 ТН ВЭД ТС следующего условия для определения страны происхождения: «Изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции». При этом под материалами следует понимать материалы иностранного происхождения. Стоимость данных материалов определяется по их таможенной стоимости при ввозе в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара. Ценой конечной продукции считается цена на условиях франко-завод.

 

В-третьих, следует помнить о том, что п.3.1 Правил определены операции, не отвечающие критерию достаточной обработки (переработки) товара.

Подтверждение страны происхождения товаров

В отличие, например, от использования такого инструмента тарифного и нетарифного регулирования, как классификация товаров по ТН ВЭД ТС, иногда страну происхождения требуется подтверждать. Так, законодатель п.4 постановления № 1306 обязал участников внешнеэкономической деятельности, в частности, представлять сертификат о происхождении товара в случаях предоставления тарифных преференций в отношении партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной 5 000 долл. США и более, а также при регулярных поставках (чаще чем один раз в 90 дней) одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру партий товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долл. США.

Кроме того, на уровне законодательства Таможенного союза за таможенным органом закреплено право требовать документы, подтверждающие страну происхождения товаров.

К таким документам законодатель относит декларацию о происхождении товара и сертификат о происхождении товара (п.2 ст.59 ТК ТС). Вместе с тем, полагаем, к такого вида документам можно отнести предварительное решение о стране происхождения товаров. Возможность принятия такого решения закреплена в п.4 ст.58 ТК ТС. Однако в Республике Беларусь предварительные решения о стране происхождения не принимаются.

 

Справочно

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (п.1 ст.60 ТК ТС).

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть первая п.1 ст.61 ТК ТС).

 

Однако законодателем установлены и случаи, когда подтверждения страны происхождения не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму в 200 евро (размер установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2018 г. решение № 254 на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 № 122 утратило силу;

 

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (в настоящее время не установлены).

Судебная практика

В отличие от категории судебных дел в отношении корректировки таможенной стоимости товаров, когда при принятии решения судебный орган руководствуется лишь документами и сведениями, представленными участником внешнеэкономической деятельности таможенному органу в ходе дополнительной проверки таможенной стоимости, по делам о стране происхождения товаров подтверждение страны происхождения может осуществляться путем представления соответствующих документов в ходе судебного разбирательства.

 

Пример 2

Белорусский субъект открытое акционерное общество (ОАО) «А» в соответствии с условиями внешнеторгового контракта, заключенного с украинской фирмой «М», 20 октября 2012 г. осуществил ввоз на территорию Республики Беларусь товара «изделия из полудрагоценных камней» и воспользовался режимом свободной торговли, так как при таможенной очистке товара «изделия из полудрагоценных камней» предоставил сертификат о происхождении товаров формы СТ-1 (приложение 2 к Правилам). В ходе операций таможенного контроля после выпуска товара было установлено, что стоимость материалов иностранного происхождения, использованных при изготовлении товара «изделия из полудрагоценных камней» составила 65 % цены конечной продукции. В то же время для вышеуказанного товара Правилами установлен критерий происхождения: изготовление из материалов любых позиций, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции. Выводы таможенного органа Республики Беларусь базировались на документах, полученных из Торгово-промышленной палаты Украины (далее - ТПП Украины) и от поставщика товара (фирма «М»). Вместе с тем ТПП Украины подтверждала правомерность выдачи сертификата о происхождении товара формы СТ-1. В материалах дела также имелось письмо от Государственной таможенной службы Украины, содержащее информацию о том, что подтвердить либо опровергнуть правомерность выдачи сертификата в отношении товара «изделия из полудрагоценных камней» на основании имеющихся документов и сведений не представляется возможным. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, судебным органом Республики Беларусь был направлен запрос через судебный орган Украины о предоставлении ТПП Украины документов, на основании которых был выдан сертификат. Торгово-промышленная палата Украины представила соответствующие документы, перечень которых был шире, чем представленный ранее таможенному органу Республики Беларусь. Правомерность выдачи сертификата о происхождении товара «изделия из полудрагоценных камней» подтвердилась.

Признание сертификата о происхождении товара недействительным

Пунктом 9.3 Правил установлен исчерпывающий перечень случаев признания сертификата о происхождении товара недействительным. Так, сертификат может быть не признан действительным таможенными органами страны ввоза, если:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 января 2018 г. следует руководствоваться разделом 9 Правил в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, подписанного 03.11.2017;

 

• в течение суммарного срока 6 месяцев (3 месяца с даты первичного запроса и 3 месяца с даты повторного запроса) таможенными органами страны ввоза не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

• у таможенных органов страны ввоза есть подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений;

• по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, таможенными органами страны ввоза выявлено, что сертификат формы СТ-1 выдан в нарушение требований, установленных Правилами.

 

Пример 3

Белорусский субъект общество с ограниченной ответственностью (ООО) «К» в соответствии с условиями внешнеторгового контракта, заключенного с украинской фирмой «Л», осуществил 30 ноября 2012 г. ввоз на территорию Республики Беларусь товара «морозильники для гражданских воздушных судов» и воспользовался режимом свободной торговли, так как при таможенной очистке товара «морозильники для гражданских воздушных судов» предоставил сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. В ходе операций таможенного контроля после выпуска товара было установлено, что стоимость материалов иностранного происхождения, использованных при изготовлении вышеуказанного товара, составила 40 % цены конечной продукции. Кроме того, цена испарителей, использованных при изготовлении товара «морозильники для гражданских воздушных судов» (код 8418 ТН ВЭД ТС, производство Италия), составила 9 % в цене данного товара. В то же время для вышеуказанного товара Правилами установлен критерий происхождения: изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции. В вышеуказанном пределе материалы, классифицируемые в той же позиции, что и продукт, могут использоваться до суммы в пределе 5 % цены конечной продукции.

Таможенная служба Республики Беларусь направила соответствующую информацию в адрес ТТП Украины. В свою очередь ТТП Украины аннулировала выданный в отношении товара «морозильники для гражданских воздушных судов» сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Аннулирование сертификата послужило основанием для взыскания с ООО «К» неуплаченных таможенных платежей и пеней, так как ООО «К» неправомерно были получены преференции по уплате таможенных платежей.

 

Во избежание исключения вышеуказанной ситуации целесообразно при заключении внешнеэкономического договора включить в него пункт следующего содержания: «В случае неподтверждения страны происхождения товара сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, равно как и признания такого сертификата недействительным, расходы по уплате таможенных платежей и пеней таможенному органу Республики Беларусь подлежат возмещению продавцом покупателю».

 

25.03.2014

 

Павел Болточко, специалист таможенного дела, управляющий партнер частного консалтингового унитарного предприятия «Семейная компания»