Пособие от 13.07.2023
Автор: Дулебо Л.

Строительство: 17 изменений II квартала 2023 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Определен порядок принятия решений по самовольному строительству

2. Установлен порядок формирования республиканской базы цен на материалы для строительства

3. Разъяснено, как пересчитывать сметную документацию с человеко-часом 9,80 руб.

4. Действует новый порядок определения сметной стоимости объекта

5. Изменены НЗТ 8.01.00-2014

6. Определено, когда при долевом строительстве в договор нельзя включать машино-место

7. Установлено, что в дефектный акт теперь надо вносить дополнительную информацию по срокам текущего ремонта

8. Изменен порядок формирования договорной цены СМР согласно новой редакции Положения № 1553

9. Определено, когда можно пересчитывать цену долевого строительства при невыполнении нормативного срока строительства

10. Установлен новый порядок определения стоимости строительства 1 м2 жилого дома

11. Разъяснено, на какие объекты строительства не распространяется Инструкция № 66

12. Изменен порядок компенсационных выплат при строительстве

13. Изменен порядок получения решения по самовольному строительству

14. Установлена новая ставка рефинансирования

15. Изменен порядок передачи функций заказчика, застройщика

16. ТКП 45-1.02-298-2014 заменен на СП

17. Определено, как будет формироваться единый реестр объектов капитального строительства

 

Материал помещен в архив

 

Строительство

Строительство: 17 изменений II квартала 2023 года

Лилия Дулебо

Лилия Дулебо
специалист по сметному делу, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

13.07.2023

Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за апрель - июнь 2023 г. Их надо знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.

 


Строительство: 17 изменений II квартала 2023 года

1. Определен порядок принятия решений по самовольному строительству

Министерство архитектуры и строительства в письме от 29.03.2023 № 02-1-05/4304 разъяснило, как и кто применяет новую редакцию Положения о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утв. постановлением Совмина от 22.12.2007 № 1802.

Разъяснены:

✓ полномочия местных исполнительных и распорядительных органов на принятие решений по самовольному строительству;

✓ порядок подачи документов для принятия решений по самовольному строительству;

✓ порядок работы комиссии и направления мотивированных предложений по самовольному строительству;

✓ принятие решений областными (Минским городским) исполкомами по самовольному строительству.

2. Установлен порядок формирования республиканской базы цен на материалы для строительства

С 6 апреля действуют две новые инструкции, утв. постановлением Минстройархитектуры от 28.02.2023 № 21.

1. Инструкция о порядке осуществления мониторинга цен на материалы для строительства для формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы.

Определено, как проводится мониторинг цен на материалы для строительства с использованием информационно-справочной системы мониторинга цен на материалы для строительства (ИСС) ГИС «Госстройпортал» для формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы.

Как использовать ИСС мониторинга цен, установлено в Положении об информационно-справочной системе мониторинга цен на материалы для строительства государственной информационной системы «Госстройпортал», утв. постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394 (вступит в силу с 23 сентября 2023 г.).

Информационно-справочную систему мониторинга цен можно использовать для:

✓ получения актуальной информации о текущих ценах на материалы для строительства;

✓ предоставления достоверной информации о текущих ценах на материалы для строительства;

✓ формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы;

✓ хранения информации о ценах на материалы для строительства.

Без аутентификации и идентификации можно получить:

1) информацию о средних текущих ценах на материалы для строительства, полученную на основании информации о текущих ценах на указанные материалы, предоставленную участниками ИСС мониторинга цен;

2) информацию о ценах на материалы для строительства, предоставленную зарегистрированными пользователями, выразившими согласие на распространение такой информации;

3) систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации (материалов для строительства), применяемый при расчете средних текущих цен на материалы для строительства для формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы;

4) перечень участников ИСС мониторинга цен;

5) перечень нормативно-справочной информации, используемой в ИСС мониторинга цен.

2. Инструкция о порядке расчета текущих цен на материалы для строительства, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Расчет средних текущих цен на материалы для строительства для формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы по кодам ККМ осуществляется расчетом моды в ИВР (примечание) на основании данных мониторинга цен на материалы для строительства:

• формирование республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы по кодам ККМ, присвоенным по:

- книге 1 (материалы для строительных работ);

- книге 2 (строительные изделия и конструкции);

- книге 3 (материалы и изделия для санитарно-технических работ);

- книге 5 (материалы для монтажных и специальных строительных работ);

- книге 6 (трубы и детали трубопроводов (за исключением труб стальных обсадных и бурильных). Арматура для технологических трубопроводов);

- книге 7 (материалы, изделия и конструкции для дорожного и мостового строительства), производится расчетом модального значения цен в ИВР по данным, предоставленным юрлицами, в том числе обособленными подразделениями, и ИП в рамках мониторинга цен на материалы для строительства в разрезе региона.

При отсутствии данных по региону расчет текущих цен производится в разрезе кодов ККМ как модальное значение цен в ИВР на материалы для строительства, ежемесячно предоставляемых в рамках мониторинга цен на материалы для строительства;

• расчет текущих цен на материалы для строительства по кодам ККМ, присвоенным согласно книге 4 (железобетонные и бетонные изделия и конструкции, керамические изделия, нерудные материалы, бетонные и растворные смеси), производится как модальное значение цен в ИВР по данным, предоставленным организациями в рамках мониторинга цен на материалы для строительства, в разрезе региона (п.3 Инструкции о порядке расчета текущих цен).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. абз.1 п.3 Инструкции о порядке расчета текущих цен после слов «кодам ККМ» дополнен словами «по регионам» постановлением Минстройархитектуры от 27.12.2023 № 130.

3. Разъяснено, как пересчитывать сметную документацию с человеко-часом 9,80 руб.

13 апреля Минстройархитектуры в письме № 04-3-02/5055 разъяснило, когда и как пересчитывать сметную стоимость по новому человеко-часу, утвержденному постановлением Минстройархитектуры от 26.01.2023 № 3.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2025 г. при определении сметной стоимости строительства объектов размер 1 человеко-часа рабочих-строителей 4-го разряда в среднем по Республике Беларусь составляет 14,47 руб. (п.1 постановления Минстройархитектуры от 16.02.2024 № 6 «Об установлении размера одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении» с учетом изменений, внесенных постановлением Минстройархитектуры от 10.03.2025 № 34).

 

внимание

Обратите внимание!

Разъяснения, приведенные в письме Минстройархитектуры от 21.03.2023 № 04-3-02/3896, признаны утратившими силу.

 

Если проектная документация разработана и не утверждена, либо утверждена, но не начато строительство, либо начаты процедуры по выбору подрядчика, но договоры не заключены:

1) при пересчете сметной документации в части заработной платы рабочих-строителей и машинистов применяется цена 1 чел.-ч рабочих-строителей 4-го разряда в размере 9,80 руб. на дату начала разработки сметной документации с расчетом сводного сметного расчета.

При этом для исключения завышения суммы средств на строительство объекта на дату начала строительства и в нормативный срок строительства при расчете средств, учитывающих применение прогнозных индексов, необходимо сумму увеличения стоимости строительства в связи с увеличением заработной платы рабочих и машинистов от даты начала разработки сметной документации до марта 2023 г. исключить из расчета.

Условный пример расчета средств, учитывающих применение прогнозных индексов, приведен в приложении к письму;

2) нормы постановления № 3 распространяются только на те объекты текущего ремонта, по которым разработка сметной документации начата после 17 февраля 2023 г.

По объектам, начатым строительством:

• если на момент вступления в силу постановления № 3 общая сметная стоимость строительства объекта исчерпана по причине внесения изменений в проектную, в том числе сметную, документацию (в том числе из-за возникновения дополнительных работ), осуществлена корректировка сметной стоимости строительства с повторным прохождением экспертизы, после утверждения проектно-сметной документации возможно произвести пересчет стоимости остатков работ, подлежащих выполнению, с учетом постановления № 3 (в рамках вновь утвержденной сметной стоимости);

• нормы постановления № 3 не содержат указаний о том, кто должен осуществлять пересчет сметной документации.

Пересчет стоимости остатков работ, подлежащих выполнению, может осуществить заказчик, имеющий аттестат на разработку разделов проектной документации, или проектная организация на основании данных заказчика, содержащих всю необходимую для пересчета информацию, в том числе о способе снижения подрядчиком договорной (контрактной) цены.

 

список

Дополнительно по теме

Выбран подрядчик по объекту текущего ремонта, источник финансирования - собственные средства. Смета к договору составлена на основании дефектного акта, дата разработки - на 01.09.2022. По ходу строительства составлялись дополнительные дефектные акты и, соответственно, сметы также в ценах на 01.09.2022. Подрядчик просит пересчитать сметную документацию в соответствии с постановлением Минстройархитектуры от 26.01.2023 № 3 на те дополнительные работы по дефектным актам, которые составлены начиная с марта 2023 г. Обязан ли заказчик это делать?

Организация заключила договор строительного подряда 27.03.2023 на текущий ремонт. Смета составлялась в феврале, после 17-го числа. Сроки начала и окончания работ в договоре: 03.04.2023-28.04.2023. Смета составлена в ценах февраля. В апреле выполнено 80 % СМР, 20 % перенесено на май по причине непредоставления заказчиком полного фронта работ. Составлены допсоглашение по переносу сроков и смета с учетом вступления в силу постановления Минстройархитектуры от 26.01.2023 № 3. Подрядчик должен процентоваться за апрель, май по человеко-часу 9,8?

На предприятии есть ремонтно-строительный участок, само предприятие не строительное (производство продуктов питания). У работников сдельно-премиальная форма оплаты труда. С марта 2023 г. цена 1 чел.-ч - 9,80 руб., внутренним документом предприятия установлена стоимость 1 чел.-ч - 4,43 руб. для производства строительно-ремонтных работ. Правомерно ли применение установленной ставки при сдельно-премиальной форме оплаты труда?

4. Действует новый порядок определения сметной стоимости объекта

С 1 мая вступил в силу Указ от 10.04.2023 № 92, согласно которому сметная стоимость строительства объекта определяется:

1) на дату начала разработки сметной документации;

2) на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, указанную в задании на проектирование (по объектам текущего ремонта - в дефектном акте);

3) на дату окончания строительства в пределах нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (по объектам текущего ремонта - с учетом продолжительности выполнения подрядных работ, установленной заказчиком, застройщиком).

Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства в период с даты начала разработки сметной документации до даты начала выполнения подрядных работ, а также до даты окончания строительства используются утверждаемые Минэкономики прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат.

По объектам, по которым до истечения срока действия (до утраты силы) заключения государственной экспертизы договоры строительного подряда не заключены, по решению заказчика, застройщика может осуществляться пересчет сметной стоимости на новую дату начала разработки сметной документации, указанную в задании на проектирование, с прохождением повторной государственной экспертизы (подп.1.1 п.1 Указа от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», в редакции Указа № 92).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2025 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 Указа № 361 в ред. Указа от 31.03.2025 № 130.

 

внимание

Обратите внимание!

Действие Указа № 92 не распространяется на объекты, проектная (сметная) документация на строительство которых утверждена до 1 мая 2023 г. Исключение составляют объекты, на которые сметная документация разработана на основании РСН и по которым на 1 мая 2023 г. договоры строительного подряда не заключены (ч.3 письма Минстройархитектуры от 17.05.2023 № 04-3-02/6328 «О пересчете сметной документации»).

 

По объектам, сметная документация на которые не разработана, либо разработана, но не утверждена до 1 мая 2023 г., ее следует привести в соответствие с нормами Указа № 92 в части применения прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат, от даты начала разработки сметной документации до даты начала выполнения подрядных работ, а также до даты окончания строительства, с учетом технологической структуры строительства конкретного объекта (ч.4 письма № 04-3-02/6328).

Среднегодовые прогнозные индексы установлены постановлением Минэкономики от 19.04.2023 № 5:

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 марта 2025 г. следует руководствоваться постановлением № 5 с изменениями, внесенными постановлением Минэкономики от 07.03.2025 № 5.

 

Прогнозные индексы стоимости
СМР оборудования прочих затрат
на 2025 год
108,1 %
на 2025 год
103,9 %
на 2025 год
108,4 %
на 2024 год
109,2 %
на 2024 год
106,1 %
на 2024 год
109,6 %
на 2023 год
110,3 %
на 2023 год
106,2 %
на 2023 год
110,7 %
на 2022 год
121,5 %
на 2022 год
107,4 %
на 2022 год
112,9 %

 

список

Прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат с разбивкой по месяцам см. здесь.

5. Изменены НЗТ 8.01.00-2014

На объекты, ПСД на строительство которых не утверждена по состоянию на 1 мая 2023 г. для определения суммы средств на выполнение ПИР, отражаемых в сводном сметном расчете, применяются не прогнозные индексы цен в строительстве, а прогнозные индексы стоимости прочих затрат, согласно изменениям в Методических указаниях о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом (НЗТ 8.01.00-2014), утв. приказом Минстройархитектуры от 13.06.2014 № 169, в редакции постановления Минстройархитектуры от 19.06.2023 № 115.

 

список

Размер прогнозных индексов прочих затрат с разбивкой по месяцам на 2022-2025 гг. см. здесь

6. Определено, когда при долевом строительстве в договор нельзя включать машино-место

С 12 мая не допускается включать:

• в договор строительства жилого (нежилого) помещения в составе организации застройщиков, предусматривающий строительство жилого помещения членом организации застройщиков, имеющим право на государственную поддержку при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, условия о строительстве машино-места в составе гаража-стоянки (п.11 постановления Совмина от 05.11.2011 № 1490 «О порядке и условиях заключения договора строительства жилого (нежилого) помещения в составе организации застройщиков»);

• в договор, предусматривающий строительство жилого помещения дольщиком, имеющим право на господдержку, а также в договор, предусматривающий строительство жилого помещения с привлечением бюджетных средств, условия о строительстве машино-места в составе гаража-стоянки (ч.2 п.9 Положения о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства, условиях привлечения денежных средств при осуществлении долевого строительства, утв. постановлением Совмина от 12.03.2019 № 156).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться Положением № 156 в ред. постановления Совмина от 15.05.2025 № 266. Комментарий см. здесь.

7. Установлено, что в дефектный акт теперь надо вносить дополнительную информацию по срокам текущего ремонта

С 1 мая сметная стоимость текущего ремонта определяется:

1) на дату начала разработки сметной документации;

2) начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, указанную в дефектном акте;

3) окончания работ, с учетом продолжительности выполнения подрядных работ, установленной заказчиком, застройщиком (подп.1.1 п.1 Указа от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»).

В связи с этим соответствующие изменения внесены в форму С-1 «Дефектный акт».

С 15 мая при оформлении дефектного акта С-1 необходимо заполнить строки:

«Дата начала разработки сметной документации _______________________

Дата начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ _________________________________________________

Продолжительность выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ ____________________________________________.».

8. Изменен порядок формирования договорной цены СМР согласно новой редакции Положения № 1553

С 20 мая действует новая редакция Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться Положением № 1553 в ред. постановления № 266. Комментарий см. здесь.

 

Согласно новой редакции Положения № 1553:

• вместо прогнозных индексов цен в строительстве теперь применяются прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат;

• определяется порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ, а не строительства;

• применять Положение № 1553 при текущем ремонте не нужно;

• изменились понятия цены заказчика и цены подрядчика;

• расчет цены предложения подрядчика ресурсным методом производится по новой формуле;

• случаи для корректировки неизменной цены едины для всех объектов, то есть нет разницы, каков источник финансирования;

• нормы о строительстве «под ключ» исключены.

 

список

Подробнее об этих нововведениях читайте здесь.

 

Также при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, конкурсный коэффициент, применяемый при формировании цены предложения подрядчика, определяется в размере:

1) не выше предусмотренного в проектной документации норматива средств на непредвиденные работы и затраты - в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;

2) не ниже 0,9 - в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика (п.8 Положения № 1553).

 

внимание

Обратите внимание!

Новая редакция Положения № 1553 не распространяется на объекты, проектная (сметная) документация на строительство которых утверждена до 1 мая 2023 г., за исключением объектов, на строительство которых по утвержденной проектной документации, разработанной на основании РСН, на 1 мая 2023 г. договоры строительного подряда не заключены (ч.2 п.2 постановления Совмина от 16.05.2023 № 311).

 

список

Дополнительно по теме

Как формировать договорную цену на строительные работы по Положению № 1553: сравнение новой и старой редакции. Комментарий к постановлению Совмина от 16.05.2023 № 311.

9. Определено, когда можно пересчитывать цену долевого строительства при невыполнении нормативного срока строительства

Если застройщик виноват в невыполнении им срока обязательств по договору долевого строительства, он обязан при расчете цены договора (цены объекта долевого строительства) применять к объемам, выполненным в дополнительный срок строительства, прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат, установленные для месяца, который является последним в нормативном сроке строительства объекта (абз.2 ч.3 п.12 Положения о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства, условиях привлечения денежных средств при осуществлении долевого строительства, утв. постановлением Совмина от 12.03.2019 № 156, в редакции постановления Совмина от 16.05.2023 № 311).

В случае отсутствия вины застройщика в невыполнении нормативного срока строительства застройщик при достройке объекта вправе применять прогнозные индексы стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат в течение всего дополнительного срока строительства (подп.8.2 п.8 типового договора создания объекта долевого строительства, утв. постановлением № 156, в редакции постановления Совмина от 16.05.2023 № 311).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. следует руководствоваться формой типового договора № 156 в ред. постановления № 266. Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Постановление № 311 вступило в силу 20 мая 2023 г.

При этом его действие не распространяется на объекты, проектная (сметная) документация на строительство которых утверждена до 1 мая 2023 г., за исключением объектов, на строительство которых по утвержденной проектной документации, разработанной на основании ресурсно-сметных норм, на 1 мая 2023 г. договоры строительного подряда не заключены (п.2 постановления № 311).

10. Установлен новый порядок определения стоимости строительства 1 м2 жилого дома

С начала июня будет действовать новая Инструкция по определению стоимости строительства одного квадратного метра жилого дома в текущем уровне цен, утв. постановлением Минстройархитектуры от 12.04.2023 № 34.

 

справочно

Справочно

Инструкция по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровне цен, утв. постановлением Минстройархитектуры от 15.04.2008 № 18, утратила силу.

 

В зависимости от классификации жилых домов и функционального назначения частей (жилые и нежилые), входящих в них, стоимость строительства 1 м2 определяется в следующем порядке:

✓ при строительстве жилого дома без нежилой части - делением стоимости строительства жилого дома в текущем уровне цен на общую площадь квартир многоквартирного жилого дома или общую площадь одноквартирного, блокированного жилого дома;

✓ при строительстве жилого дома и наличии в нем нежилой части:

- для жилой части жилого дома - делением стоимости строительства жилой части жилого дома в текущем уровне цен на общую площадь квартир многоквартирного жилого дома;

- для нежилой части жилого дома - делением стоимости строительства нежилой части жилого дома в текущем уровне цен на общую площадь нежилой части жилого дома;

✓ при строительстве жилого дома и наличии отдельно стоящих от него и (или) пристроенных хозяйственных построек:

- отдельно по жилому дому;

- отдельно по хозяйственным постройкам - делением стоимости строительства хозяйственных построек в текущем уровне цен на их общую площадь, которая определяется как сумма площадей всех помещений, относящихся к хозяйственным постройкам (п.5 Инструкции № 34).

По решению заказчика, застройщика к стоимости строительства 1 м2 могут применяться поправочные коэффициенты (повышающие и понижающие).

Перечень таких коэффициентов перечислен в приложении 1 к Инструкции № 34.

11. Разъяснено, на какие объекты строительства не распространяется Инструкция № 66

Как относить работы к видам строительной деятельности: возведению, реконструкции, модернизации, технической модернизации и капитальному ремонту объекта строительства и как определять наименования объектов строительства, установлено в Инструкции, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.06.2022 № 66.

Министерство архитектуры и строительства в письме от 03.05.2023 № 02-1-03/5825 определило, что Инструкция № 66 не применяется:

✓ при текущем ремонте, благоустройстве и сносе;

✓ на объекты строительства, наименование которых определено государственными программами, утвержденными до введения в действие Инструкции № 66;

✓ на объекты строительства, по которым принято решение органов исполнительной власти о проектировании и строительстве и наименование объекта определено до введения в действие Инструкции № 66;

✓ при корректировке (актуализации) проектной документации на объекты строительства, разработанной до введения в действие Инструкции № 66.

При осуществлении строительной деятельности в отношении наружных инженерных сетей считать, что:

1) прокладка сетей по новому следу, устройство новых участков сетей являются возведением объекта строительства;

2) изменение пропускной способности наружных трубопроводов без изменения их расположения относится к реконструкции наружных инженерных сетей;

3) замена трубопроводов без изменения их расположения с изменением пропускной способности и устройством системы оперативного дистанционного контроля (СОДК) выполняется при модернизации наружных инженерных сетей;

4) работы по замене трубопроводов без изменения расположения и диаметра трубопроводов выполняются при капитальном ремонте.

 

список

Дополнительно по теме

Выделены средства из бюджета ЖКХ на оптимизацию схем теплоснабжения с ликвидацией неэффективных котельных. Райисполком выдал разрешительную документацию, но изменил название объекта на «Модернизация многоквартирного жилого дома по адресу...». В задании на проектирование указано, какие виды работ нужно выполнить, но проектная организация рекомендует изменить название объекта, ссылаясь на то, что экспертиза предложит добавить в проект полную модернизацию здания. Что делать?

Название объектов «Капитальный ремонт с модернизацией» не соответствует условиям Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.06.2022 № 66, так как согласно ей модернизация и капитальный ремонт не могут осуществляться одновременно на одном объекте в рамках одной ПСД. Если проекты по объектам «Капитальный ремонт с модернизацией» прошли экспертизу и утверждены до вступления силу Инструкции № 66, нужно ли в них вносить изменения в части названий?

Вид строительства нужно определять с учетом принципа поглощения реконструкцией модернизации, модернизацией капитального ремонта, а также того, что при модернизации могут выполняться сопутствующие работы по капитальному и текущему ремонту (п.13 Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.06.2022 № 66). Как понимать эту норму: если хоть один пункт по работам относится к модернизации, то вид строительства нужно выбирать «модернизация»?

Заказчиком по проектированию и строительству 40-квартирного жилого дома выступает УКС. При подготовке разрешительной документации как должен называться объект: «40-квартирный жилой дом в г. ____ по ул. ____» либо «Возведение 40-квартирного жилого дома в г. ____ по ул. ____»?

12. Изменен порядок компенсационных выплат при строительстве

С 7 июня действуют изменения в Положении о порядке определения размера компенсационных выплат и их осуществления, утв. постановлением Совмина от 07.02.2008 № 168. Корректировки внесены постановлением Совмина от 03.06.2023 № 368.

Определено понятие эпицентра территории вредного воздействия - это место наиболее сильного проявления вредного воздействия при осуществлении строительных и иных работ. За такое воздействие нужно выплачивать компенсационные выплаты.

Компенсационные выплаты производят юрлица или ИП за счет собственных средств в доход республиканского бюджета при осуществлении строительных работ - до утверждения проектной документации (строительного проекта при одностадийном проектировании или архитектурного проекта при двухстадийном проектировании);

Юрлица или ИП производят выплаты на счета главных управлений Минфина по областям и г. Минску (п.12 Положения № 168).

 

список

Дополнительно по теме

С 7 июня 2023 года изменен порядок определения размера компенсационных выплат и их осуществления. Комментарий к постановлению Совмина от 03.06.2023 № 368.

13. Изменен порядок получения решения по самовольному строительству

С 18 июня Регламент административной процедуры по самовольному строительству изложен в новой редакции постановлением Минстройархитектуры от 11.04.2023 № 33.

Больше не нужно представлять копию решения суда о признании права собственности на самовольную постройку - в случае принятия судом такого решения. С указанной даты нужна ведомость технических характеристик на самовольную постройку.

14. Установлена новая ставка рефинансирования

С 28 июня ставка рефинансирования Нацбанка установлена в размере 9,5 % годовых (постановление Правления Нацбанка от 21.06.2023 № 224).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2025 г. установлена ставка рефинансирования Нацбанка в размере 9,75 % годовых (п.1 постановления Правления Нацбанка от 23.06.2025 № 163 «О ставке рефинансирования Национального банка»).

15. Изменен порядок передачи функций заказчика, застройщика

С 1 июля функции заказчика, застройщика, выполняемые на возмездной основе при реализации госпрограмм, региональных инвестпрограмм, предусматривающих строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, определяются договором возмездного оказания услуг, заключаемым с заказчиком программы - распорядителем бюджетных средств (ч.2 п.3 Инструкции об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утв. постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4, в редакции постановления Минстройархитектуры от 31.05.2023 № 55).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. ч.2 п.3 Инструкции № 4 после слова «объектов» дополнена словами «(за исключением объектов строительства при долевом строительстве)» постановлением Минстройархитектуры от 02.05.2024 № 37.

 

Заказчик, застройщик приступают к осуществлению своих функций на основании договора возмездного оказания услуг, если достигнуто соглашение по:

• предмету договора с указанием наименования и местонахождения объекта строительства, его основных технико-экономических характеристик, в том числе предельной стоимости строительства (бюджета проекта);

• срокам оказания услуг по договору;

• сроку завершения строительства объекта;

• правам и обязанностям сторон;

• цене услуг на основании калькуляции (сметы) услуг, а также перечня затрат, не включаемых согласно законодательству в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта, но относимых на стоимость строительства (при их наличии), являющихся неотъемлемой частью этого договора;

• порядку расчетов на основании графика финансирования строительства объекта, являющегося неотъемлемой частью этого договора;

• обязательствам сторон по возврату бюджетных средств, использованных не по целевому назначению или использованных с нарушением бюджетного законодательства;

• мерам ответственности за несвоевременное и некачественное оказание услуг, в том числе в виде возврата бюджетных средств, затраченных при реализации договора, а также неэффективное использование бюджетных средств при реализации договора (ч.3 п.4 Инструкции № 4).

16. ТКП 45-1.02-298-2014 заменен на СП

С 25 июля вводятся в действие СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации», утв. постановлением Минстройархитектуры от 23.05.2023 № 53. Эти правила заменяют ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения».

17. Определено, как будет формироваться единый реестр объектов капитального строительства

С 23 сентября начнет действовать Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства», утв. постановлением № 394.

Единый реестр ОКС - это информационная система, предназначенная для накопления, хранения и предоставления информации о стадиях жизненного цикла ОКС 1-4-го классов сложности.

В нем будет содержаться следующая информация:

• общие сведения об ОКС;

• сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, задействованных при строительстве ОКС;

• реквизиты документов в зависимости от вида архитектурной и строительной деятельности;

• технико-экономические показатели ОКС согласно утвержденной проектной документации.

На каждый ОКС, информация о котором вносится в единый реестр ОКС, автоматически формируется дело. Дело ОКС наполняется информацией по ОКС, характеризующей его на каждой стадии жизненного цикла ОКС. Каждому ОКС присваивается уникальный идентификационный номер ОКС (пп.6-8 Положения № 394).

Заказчики (застройщики), инженеры (инженерные организации), осуществляющие комплексное управление строительной деятельностью на основании договора об оказании инженерных услуг, обеспечивают:

• регистрацию ОКС в едином реестре ОКС в течение 15 рабочих дней со дня принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта (при возведении, реконструкции, реставрации, благоустройстве, сносе ОКС), принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства, проведении капитального ремонта;

• внесение в единый реестр ОКС вышеперечисленной информации:

- не позднее 15 рабочих дней со дня принятия (издания) решения (документа) заказчиком (застройщиком), инженером (инженерной организацией) - в отношении принимаемых (издаваемых) ими решений (документов);

- не позднее 15 рабочих дней со дня выдачи заказчику (застройщику), инженеру (инженерной организации) решений (документов) - в отношении решений (документов), принимаемых (издаваемых) местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и организациями;

- не позднее 15 рабочих дней со дня заключения договоров (п.14 Положения № 394).

 

Примечание. Интервальный вариационный ряд (ИВР) - это упорядоченная совокупность интервалов варьирования значений случайной величины с соответствующими частотами или относительными частотами попаданий в каждый из них значений величины.

ККМ - систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации (материалов для строительства), укрупненных в соответствии с их областью применения по книгам 1-7.

Мода (модальное значение) - значение изучаемого признака (варианты), повторяющееся с наибольшей частотой (абз.6, 8, 11 п.2 Инструкции о порядке расчета текущих цен).

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»