Пособие от 07.07.2022
Автор: Дулебо Л.

Строительство: 18 изменений II квартала 2022 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Изменения НПА

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

2. Установлены прогнозные индексы на 2022-2024 годы с разбивкой по месяцам

3. Смягчились требования для получения аттестата

4. Как выплачивать компенсации за подвижную и разъездную работу, работу вахтовым методом

5. Как вводить в эксплуатацию самовольную постройку

6. Утверждены НРР 2022

7. Как определять типовые потребительские качества жилых помещений

8. Как изменять сроки строительства

9. Как включать проекты в республиканский фонд

10. Когда и кому разрешено параллельное проектирование и строительство

11. Как получать разрешительную документацию на строительство

12. Какие объекты не будут сниматься с учета Госстройнадзора

13. Когда госэкспертиза ПСД не нужна

14. Закупка заказчиком технологического оборудования

15. Расширен перечень строительных работ, на которые разрабатывается проектная документация

16. Определен перечень объектов строительства, на которых не нужно назначать руководителя (управляющего) проекта

17. Когда можно предпроектную документацию разрабатывать в сокращенном виде

18. Как учитывать затраты на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации

Разъяснения по применению НПА

 

Материал помещен в архив

 

Строительство

Строительство: 18 изменений II квартала 2022 года

Лилия Дулебо

Лилия Дулебо
специалист по сметному делу, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

07.07.2022

Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за апрель - июнь 2022 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.

 

Подробности - в разделах:

 


18 изменений II квартала 2022 года

Изменения НПА

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

Статистические индексы:
март 2022 г.
к февралю 2022 г.
к марту 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия 
апрель 2022 г.
к марту 2022 г.
к апрелю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций  стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия
май 2022 г.
к апрелю 2022 г.
к маю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций  стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 декабря 2024 г. действует постановление Минстройархитектуры от 04.12.2024 № 129 «О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ».

 

список

Дополнительно по теме

Статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций за 2022 год.

Статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия за 2022 год.

2. Установлены прогнозные индексы на 2022-2024 годы с разбивкой по месяцам

Прогнозные индексы цен в строительстве на 2022-2024 годы с разбивкой по месяцам установлены в приложении к письму Минстройархитектуры от 31.03.2022 № 04-3-01/4238.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2023 г. действует письмо МАРТ от 11.04.2023 № 04-3-04/4912 «О прогнозных индексах цен в строительстве на 2022-2025 годы».

ПРОГНОЗНЫЕ ИНДЕКСЫ ЦЕН
в строительстве с разбивкой по месяцам на 2022-2024 гг.

Период Индексы
2022 год 2023 год 2024 год
Январь
1,0055
1,0066
1,0061
Февраль
1,0055
1,0066
1,0061
Март
1,0055
1,0066
1,0061
Апрель
1,0138
1,0066
1,0061
Май
1,0138
1,0066
1,0061
Июнь
1,0138
1,0066
1,0061
Июль
1,0138
1,0066
1,0061
Август
1,0138
1,0066
1,0061
Сентябрь
1,0138
1,0066
1,0061
Октябрь
1,0138
1,0066
1,0061
Ноябрь
1,0138
1,0066
1,0061
Декабрь
1,0138
1,0066
1,0061

 

справочно

Справочно

С 31 марта 2022 г. среднегодовой прогнозный индекс цен в строительстве:

• на 2022 год с 106,8 % увеличен до 115,0 %;

• на 2023 год с 106,3 % увеличен до 108,2 %;

• на 2024 год установлен в размере 107,5 % (постановление Минэкономики от 26.01.2012 № 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 апреля 2023 г. размер прогнозных индексов на 2023 год составляет 109,0 %, на 2024 год - 108,3 % (абз.13 и 14 постановления № 10 в ред. постановления Минэкономики от 24.03.2023 № 4).

3. Смягчились требования для получения аттестата

С 9 апреля 2022 г. действует новая редакция Квалификационных требований, предъявляемых к юрлицам и ИП для получения аттестатов соответствия первой - четвертой категории, уст. постановлением Минстройархитектуры от 02.05.2014 № 25.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. действует перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий на объектах первого - четвертого классов сложности и квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации, согласно приложению 1 к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

 

С этой даты:

✓ наличие опыта выполнения работ (оказания услуг) по заявляемому виду деятельности нужно подтверждать за последние 5 лет (не менее двух реализованных объектов);

✓ нет больше требований по обязательному наличию у заявителя:

- сертифицированной системы менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства (его составляющим);

- системы управления охраной труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам управления охраной труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством;

- системы менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства (его составляющим).

4. Как выплачивать компенсации за подвижную и разъездную работу, работу вахтовым методом

С 22 апреля 2022 г. Минстройархитектуры рекомендовало строительным организациям всех форм собственности при реализации контрактов за пределами Беларуси использовать отраслевые рекомендации о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом, утв. приказом Минстройархитектуры от 22.04.2022 № 63.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 апреля 2024 г. действуют отраслевые рекомендации о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом, утв. приказом Минстройархитектуры от 20.04.2024 № 38.

 

Местом работы при вахтовом методе считаются Беларусь, регионы России и другие страны, в которых непосредственно осуществляется трудовая деятельность, связанная с производством СМР.

Не является переводом на другую работу перемещение работников в связи с изменением места расположения строительных площадок.

Направление работника на вахту не является служебной командировкой. Продолжительность вахты не должна превышать:

✓ на территории Беларуси - 30 календарных дней;

✓ за ее пределами - 60 календарных дней (п.4, ч.1 п.5 Рекомендаций № 63).

При вахтовом методе устанавливается следующий распорядок работы и отдыха:

• продолжительность смены - 8 ч., время на прием пищи - 1 ч.;

• если продолжительность смены по графику больше 8 ч., уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется (п.10 Рекомендаций № 63).

За каждый календарный день на вахте, а также за время нахождения в пути от места нахождения организации к месту работы и обратно выплачивается компенсация за производство работ вахтовым методом:

• на территории Беларуси - в размере нормы суточных, установленных НПА о нормах возмещения командировочных расходов с учетом фактического времени пребывания на вахте;

• за пределами Беларуси при условии обеспечения бесплатного:

- проживания и питания работников - в размере не менее 20 % от нормы суточных с учетом фактического времени пребывания на вахте;

- проживания работников - в размере не менее 40 % от нормы суточных с учетом фактического времени пребывания на вахте (п.15 Рекомендаций № 63).

5. Как вводить в эксплуатацию самовольную постройку

С 27 апреля 2022 г. для получения решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее госрегистрации необходимы:

✓ заявление;

✓ заключение по надежности, несущей способности и устойчивости конструкций самовольной постройки;

✓ технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта;

✓ письменное согласие всех собственников общей долевой собственности на продолжение строительства или на принятие самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственную регистрацию;

✓ копия решения суда о признании права собственности на самовольную постройку - в случае принятия судом такого решения (п.2 регламента, утв. постановлением Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 8).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июня 2023 г. следует руководствоваться п.2 вышеназванного регламента в ред. постановления Минстройархитектуры от 11.04.2023 № 33.

6. Утверждены НРР 2022

С 1 мая 2022 г. введены в действие:

• НРР 2022:

- на строительные конструкции и работы;

- на монтаж оборудования;

- на ремонт объектов;

- на реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 июня 2024 г. название вышеназванного перечня изменено постановлением Минстройархитектуры от 03.04.2024 № 25: «Перечень сборников нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на ремонтно-реставрационные работы, выполняемые на материальных историко-культурных ценностях»;

 

- на пусконаладочные работы;

• Методические указания:

- по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2022);

- по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2022);

• Сборники норм:

- на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2022);

- на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2022, часть I, часть II).

 

внимание

Обратите внимание!

По объектам, на которые заключены договоры стройподряда до 1 мая 2022 г., сметная стоимость уточняется с применением НРР, утвержденных до ввода в действие НРР 2022.

По объектам, на которые разработана сметная документация, но договоры до 1 мая 2022 г. не заключены, сметная стоимость уточняется по заданию заказчика.

7. Как определять типовые потребительские качества жилых помещений

С 12 мая 2022 г. действует Инструкция по определению типовых потребительских качеств жилых помещений, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.03.2022 № 30.

Определен перечень проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 мая 2025 г. следует руководствоваться перечнем проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств с учетом дополнений, внесенных постановлением Минстройархитектуры от 25.01.2025 № 59.

 

Нормативы предельной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения:

• многоквартирных жилых домов, строящихся с господдержкой на территории области (г. Минска), соответствуют номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по соответствующей области (г. Минску), рассчитанной нарастающим итогом с начала года;

• индивидуальных жилых домов определяются согласно приложению 2 к Инструкции № 30.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2025 г. приложение 2 к Инструкции № 30 изложено в новой редакции постановлением № 9.

 

Для пересчета нормативов предельной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения индивидуальных жилых домов в течение года используются статиндексы.

8. Как изменять сроки строительства

С 14 мая 2022 г. для продления (изменения):

✓ первичных сроков строительства необходимы:

- заявление;

- копия решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства;

- копия договора строительного подряда (при наличии);

- копия заключения государственной экспертизы (при наличии);

- акт установления даты приостановления строительства;

- копия проекта организации строительства;

- письмо от вышестоящей организации (распорядителя средств) (при наличии) о предоставлении денежных средств;

- справка о причине переноса срока ввода объекта строительства;

- перечень мер, принимаемых для активизации работы по завершению строительства (п.2 регламента административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.16.5, утв. постановлением Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 16).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. следует руководствоваться п.2 вышеназванного регламента в ред. постановления Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 60;

 

✓ повторных сроков строительства необходимы:

- заявление;

- копия решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства;

- копия договора строительного подряда (при наличии);

- копия заключения государственной экспертизы (при наличии);

- акт установления даты приостановления строительства;

- копия проекта организации строительства;

- справка о причине переноса срока ввода объекта строительства;

- письмо от вышестоящей организации (распорядителя средств) (при наличии) о предоставлении денежных средств;

- обоснование заказчика о необходимости изменения (продления) сроков строительства (п.2 регламента административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.16.6, утв. постановлением № 16).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. следует руководствоваться п.2 вышеназванного регламента в ред. постановления № 60.

9. Как включать проекты в республиканский фонд

С 27 мая 2022 г. типовые проекты и проекты, рекомендованные для повторного применения, будут включаться в республиканский фонд после согласования Межведомственным советом по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства.

Для этого нужно представить:

✓ обоснование целесообразности включения проекта в республиканский фонд проектной документации;

✓ копии каталожных листов проекта в электронном виде в формате PDF;

✓ письмо республиканского органа госуправления с указанием позиции о целесообразности включения проекта в фонд (ч.2 п.10 Положения о Межведомственном совете по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства, утв. постановлением Совмина от 07.08.2019 № 517).

10. Когда и кому разрешено параллельное проектирование и строительство

С 1 июня 2022 г. допускается параллельное проектирование и строительство объектов при возведении, реконструкции, реставрации объектов жилищно-коммунального хозяйства (сооружения централизованных систем водоснабжения, водоотведения (канализации), объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, мостовые сооружения в населенных пунктах) (абз.3 п.2, абз.8 ч.1 п.3 Положения о параллельном проектировании и строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 27.08.2021 № 486).

11. Как получать разрешительную документацию на строительство

С 8 июня 2022 г. вступил в силу Регламент «Получение разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию объекта или его снос, установку зарядных станций, благоустройство на землях общего пользования объекта, внесение в нее изменения», утв. постановлением Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 11.

 

Документы (сведения), необходимые для получения разрешительной документации:
- при предоставлении земельного участка - заявление;
- обзорная схема размещения объекта строительства;
- декларация о намерениях;
- обоснование инвестиций, когда его разработка предусмотрена законодательством
- при возведении, реконструкции, реставрации объекта на предоставленном земельном участке - заявление;
- обзорная схема размещения объекта строительства;
- декларация о намерениях;
- согласие участников долевой собственности;
- согласие арендодателя (при осуществлении реконструкции арендатором);
- обоснование инвестиций, когда его разработка предусмотрена законодательством;
- согласие залогодержателя (при наличии);
- согласие землепользователя(ей) (при наличии)
при сносе неиспользуемых объектов и иных объектов - заявление;
- обзорная схема размещения объекта строительства;
- декларация о намерениях;
- согласие собственника объекта, подлежащего сносу (в случае нахождения объекта в оперативном управлении, хозяйственном ведении);
- согласие залогодержателя (при наличии);
- согласие землепользователя(ей) (при наличии)
при благоустройстве - заявление;
- обзорная схема размещения объекта строительства;
- декларация о намерениях
- на установку зарядных станций - заявление;
- обзорная схема размещения объекта строительства;
- декларация о намерениях;
- согласие собственника(ов) капитального строения (здания, сооружения), его части, земельного участка на установку зарядной станции
- в случае необходимости отступления от требований разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос, в том числе разрешительной документации на установку зарядных станций для электромобилей - заявление о выдаче решения о внесении изменений в разрешительную документацию на строительство;
- декларация о намерениях;
- сопоставительная таблица изменения основных проектных решений;
- сопоставительная таблица изменений технико-экономических показателей
- в случае смены заказчика и (или) его наименования, изменения адреса зарегистрированного объекта недвижимого имущества - заявление;
- договор купли-продажи объекта недвижимого имущества (при наличии);
- акт приема-передачи;
- справка об изменении адреса (в случае изменения адреса объекта)

12. Какие объекты не будут сниматься с учета Госстройнадзора

С 11 июня 2022 г. если СМР на объекте СМР не производятся более 1 года, такой объект не будет сниматься с учета Госстройнадзора, поскольку исключен подп.6.2 п.6 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утв. постановлением Совмина от 08.05.2018 № 343.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. постановлением Совмина от 15.05.2025 № 266 внесены изменения в Положение № 343, в частности название изложено в следующей редакции: «Положение о порядке направления уведомлений о выполнении строительно-монтажных работ». Комментарии см. здесь.

 

Кроме этого, уточнены две позиции в Перечне объектов строительства, по которым уведомления направляются в специализированную инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (приложение 3 к Положению № 343). Добавленный текст выделен зеленым:

п.14 Перечня: автомобильные дороги общего пользования, дорожные сооружения на них, расположенные вне населенных пунктов;

п.19 Перечня: здания и сооружения нефтеперерабатывающих комплексов, за исключением объектов открытого акционерного общества «Нафтан» и открытого акционерного общества «Мозырский нефтеперерабатывающий завод».

13. Когда госэкспертиза ПСД не нужна

С 16 июня 2022 г. не нужна государственная экспертиза на:

• сметную документацию на снос.

 

внимание

Обратите внимание!

По решению заказчика или застройщика экспертизу проходит строительный проект на снос (подп.6.2 п.6 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 октября 2023 г. следует руководствоваться подп.6.2 п.6 Положения № 791 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 23.10.2023 № 721;

 

• проектную документацию с внесенными в смету (сметную документацию) изменениями в части средств, учитывающих применение прогнозных индексов цен в строительстве (п.2 приложения 3 и п.4 приложения 4 к Положению № 791).

14. Закупка заказчиком технологического оборудования

С 30 июня 2022 г. если по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации заказчик, застройщик решил инвестировать в строительство, то на основании предпроектной (предынвестиционной) документации заказчик, застройщик может закупать технологическое оборудование.

Если заключен договор строительного подряда, заказчик закупает технологическое оборудование и передает его подрядчику в соответствии с графиком поставки (подп.1.4 п.1 Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2025 г. подп.1.1-1.15, 1.19, 1.20 п.1 Указа № 26 исключены Указом от 31.03.2025 № 130.

15. Расширен перечень строительных работ, на которые разрабатывается проектная документация

С 30 июня 2022 г. до разработки проектной документации заказчики, застройщики разрабатывают и утверждают предпроектную (предынвестиционную) документацию на:

✓ возведение;

✓ реконструкцию;

✓ реставрацию;

✓ капитальный ремонт;

✓ техническую модернизацию;

✓ благоустройство;

✓ снос объектов (подп.1.1 п.1 Указа № 26).

16. Определен перечень объектов строительства, на которых не нужно назначать руководителя (управляющего) проекта

С 30 июня 2022 г. руководителя (управляющего) проекта по строительству объекта не нужно назначать при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, технической модернизации, благоустройстве, сносе комплексов зданий и сооружений (в том числе отдельных зданий и сооружений):

✓ предназначенных для обеспечения и обслуживания производства, заготовки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и обработки ее отходов;

✓ второго - пятого классов сложности хозспособом юрлицами, основным видом деятельности которых являются:

- производство сельскохозяйственной продукции;

- рыбоводство;

- предоставление услуг в области растениеводства и животноводства; ветеринарных, мелиоративных услуг;

- услуги по обслуживанию сельского хозяйства, проведение научных исследований в области сельского хозяйства (то есть сельскохозяйственные организации) (ч.3 подп.1.1 п.1 Указа № 26).

17. Когда можно предпроектную документацию разрабатывать в сокращенном виде

С 30 июня 2022 г. в сокращенном объеме (в форме задания на проектирование) предпроектную (предынвестиционную) документацию допускается разрабатывать и утверждать на:

• капитальный ремонт объекта, снос, благоустройство, техническую модернизацию объекта первого - четвертого классов сложности;

• возведение объекта, реконструкцию объекта, капитальный ремонт объекта, благоустройство, снос объекта пятого класса сложности;

• возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объектов сельскохозяйственного назначения второго - четвертого классов сложности, осуществляемые хозяйственным способом сельскохозяйственными организациями;

• возведение, реконструкцию, капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды (ч.6 подп.1.1 п.1 Указа № 26).

18. Как учитывать затраты на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации

С 30 июня 2022 г. затраты на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации включаются в сводный сметный расчет как затраты, связанные с получением исходных данных. Если по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации заказчик, застройщик принимает решения о нецелесообразности инвестиций, указанные затраты списываются за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ (ч.2 подп.1.3 п.1 Указа № 26).

Разъяснения по применению НПА

Цена предложения госзакупки может быть выше первоначальной

Организаторам госзакупки для строительства нужно знать, что согласно разъяснениям Минстройархитектуры не является нарушением закупка товаров (работ, услуг) в строительстве по цене, превышающей ориентировочную стоимость предмета госзакупки.

В случае проведения открытого или закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника предложение участника с такой ценой не отклоняется (письмо Минстройархитектуры от 31.03.2022 № 04-3-05/4239).

 

МАРТ разъяснил вопросы по договорам, заключаемым в результате госзакупки

Организаторам госзакупки для строительства нужно ознакомиться с разъяснениями МАРТ по вопросам возможности изменений:

• условий проекта договора государственной закупки при его заключении;

• условий договора при его исполнении;

• объема (количества) товаров (работ, услуг);

• цены договора;

• сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

• порядка оплаты.

Любые изменения условий договора возможны только по соглашению сторон либо в судебном порядке. А в случае недостижения согласия об изменении условий договора он может быть расторгнут по соглашению сторон (письмо МАРТ от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К).

 

Как определять сумму средств на выполнение проектных работ для объектов, разработка сметной документации для которых начата в период с 01.01.2022 по 28.02.2022

Сумма средств на выполнение проектных работ отражается в сводном сметном расчете в ценах по состоянию на дату начала разработки сметной документации с применением стоимости работ (услуг), приходящейся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда, установленной по состоянию на 1 января года, в котором начата разработка сметной документации, с ее индексацией до месяца, предшествующего месяцу начала разработки сметной документации, путем применения прогнозных индексов.

Стоимость 1 человеко-дня работы исполнителя 14-го разряда на 01.01.2022 в размере 235,39 бел. руб. утверждена постановлением Минстройархитектуры от 09.02.2022 № 17, вступившим в силу с 1 марта 2022 г.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 апреля 2025 г. действует постановление Минстройархитектуры от 10.03.2025 № 33 «Об установлении показателя стоимости работ (услуг) в денежном выражении».

 

При определении суммы средств на выполнение проектных работ, отражаемых в сводном сметном расчете, разработка сметной документации для которых начата в период с 1 января по 28 февраля 2022 г., необходимо применять стоимость работ (услуг), приходящуюся на 1 человеко-день работы исполнителя 14-го разряда по состоянию на 1 января 2022 г.

Поскольку в указанный период размер данного показателя по состоянию на 1 января 2022 г. не был утвержден, то для его определения необходимо последнее утвержденное значение, по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 217 руб. 43 коп., привести к уровню цен по состоянию на 1 января 2022 г. путем применения прогнозных индексов цен в строительстве за январь - декабрь 2021 г.

То есть: 217,43 руб. × 1,082 6 = 235,39 руб. (письмо Минстройархитектуры от 07.04.2022 № 04-3-02/4577).

 

На модернизацию нужна разрешительная документация

Заказчикам СМР по модернизации нужно знать, что поскольку модернизация является видом реконструкции, то для выполнения работ в рамках модернизации объекта строительства (как и при реконструкции) нужно получать разрешительную документацию в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223 (письмо Минстройархитектуры от 21.04.2022 № 02-1-02/5355).

 

Что учесть при формировании цены строительства в сложившейся экономической ситуации

Подрядчик вправе формировать свое предложение самостоятельно, используя один из установленных в подп.7.1-7.4 п.7 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, методов его формирования.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 мая 2023 г. следует руководствоваться п.7 Положения № 1553 в ред. постановления Совмина от 16.05.2023 № 311.

 

Подрядчик берет на себя ответственность и обязательство осуществлять строительство по цене, предусмотренной сметной документацией, с учетом прогнозных индексов, при формировании цены своего предложения методом согласно подп.7.4 п.7 Положения № 1553.

Формируя цену своего предложения ресурсным методом (подп.7.1 п.7 Положения № 1553), подрядчик может учесть стоимость материалов, сложившуюся на дату формирования ценового предложения, тем самым минимизировать риски возникновения убытков из-за разницы в стоимости материалов.

При этом ценовое предложение подрядчика может превышать ориентировочную (стартовую) цену заказчика на подрядные работы и такое предложение может быть признано наилучшим. Разницу между стартовой ценой заказчика и ценой предложения подрядчика заказчик может компенсировать за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также иных статей сводного сметного расчета.

Принятие решения о признании победителем процедуры госзакупки предложения и, соответственно, заключение договора с участником-победителем с ценой, превышающей ориентировочную (стартовую) цену, должны осуществляться после выделения необходимого объема финансирования (письмо Минстройархитектуры от 01.06.2022).

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»